Главная
АИ #11 (90)
Статьи журнала АИ #11 (90)
Реализация военно-профессиональной составляющей на уроках истории

Реализация военно-профессиональной составляющей на уроках истории

Автор(-ы):

Саркисян Анаида Ваниковна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

военно-профессиональная деятельность
воспитание патриотизма
внеурочная деятельность
профессиональные компетенции
военно-профессиональная составляющая

Аннотация статьи

В статье раскрывается необходимость реализации военно-профессиональной составляющей в ходе учебного процесса в условиях довузовских военных образовательных учреждений. Приведены примеры практической реализации военно-профессиональной составляющей на уроках истории и обществознания.

Текст статьи

Актуальность обращения к вопросу реализации военно-профессиональной составляющей в образовании обусловлена необходимостью военного учебного заведения способствовать становлению профессиональной компетенции своих воспитанников. Обучая воспитанников суворовского училища, мы ставим цель подготовить выпускников к будущей военной профессии, вооружить их необходимым уровнем знаний и умений, чтобы управлять сложной техникой, а также воспитать те качества личности, которые помогут добиться выполнения поставленной цели. Известно, что сфера военно-профессиональной деятельности военного специалиста предопределена требованиями государственного образовательного стандарта профессионального образования. Но какую бы специализацию ни выбрал суворовец по окончании училища, одним из направлений деятельности любого офицера будет работа с личным составом. Она включает в себя как способность осуществлять руководство воинским коллективом, так и обучать, и воспитывать подчиненных. Осознание данного факта потребовало от нас выработки и внедрения новых приемов и методов обучения, которые были бы нацелены на активизацию военно-профессиональных навыков.

История и обществознание, являясь социально ориентированные предметами, обладают колоссальным потенциалом для формирования личности будущего офицера. Одной из важнейших задач преподавания истории является воспитание патриотизма как неотъемлемой части общекультурной подготовки будущего офицера – защитника Отечества. Патриотическая направленность занятий базируется на формировании чувства гордости за достижения родной страны, её военные победы, горечи за неудачи и поражения, интереса и уважения к её историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Все вышеперечисленные задачи в деятельности преподавателя истории реализуются в различных формах и с использованием различных методов и приемов.

Огромную роль в реализации военно-профессиональной составляющей играют уроки истории. Темы, связанные с военными событиями оказывают на воспитанников особое эмоциональное воздействие. Например, в 6-х, 10-х классах – «Невская битва», «Ледовое побоище», «Куликовская битва», в 7-х классах – «Северная война», в 8-х классах – «Отечественная война 1812 года», в 9-х, 11-х классах – «Великая Отечественная война» и другие. При проведении уроков по данным темам всегда используется наглядность: репродукции картин, презентации, видеофильмы, музыка, отрывки из песен или стихи, посвященные данным событиям. Приведу примеры таких заданий.

На уроках, посвященных истории Великой Отечественной войны привлекаются отрывки из литературных произведений, памятники архитектуры, картины художников.

Примеры заданий.

Задание 1. Прочтите стихотворение Юрия Воронова «Песнь победы» и ответьте на вопрос: «О каким событии войны идет речь в тексте и какую награду получили ее участники».

В тех страшных днях

Мы так и не узнаем!

Меж юностью и детством где черта?

Нам в 43 выдали медали

И только в 45 паспорта.

И в этом нет беды, поверьте,

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно от того,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее, чем тогда.

Задание 2. Назовите памятники, которые представлены на рисунках. Вспомните, где они находятся

Задание 3. Определите, какие события Великой отечественной войны отражено на картинах. 

Такое эмоциональное воздействие помогает формировать у суворовцев чувство любви к Родине, гордость за страну, армию и народ. Использование на уроках подлинных документов, знакомство с различными точками зрения дают возможность составить собственное мнение о том или ином событии, аргументировать свою точку зрения.

К этим урокам подбирается не только иллюстративный материал, но и готовятся репродуктивные задания, требующие от суворовцев применения военной смекалки, знаний о тактике и стратегии ведения военных сражений, о характеристиках отдельных видов вооружений, умение пользоваться картами.

Примеры.

Задание 1. Перед Второй мировой войной большая часть миномётов в европейских армиях имела калибр 81,4 мм. Как обосновали советские конструкторы предложение о разработке отечественных миномётов калибром 82 мм?

(Этот миномёт сможет стрелять трофейными минами, а миномёты противника не смогут использовать его снаряды.)

Задание 2. Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что?

(За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)

Задание 3. К 60-летию Победы на Поклонной горе Москвы установлен памятник, изображающий четырёх солдат. Что символизирует каждый из них?

(Союзническую армию. Это фигуры советского, французского, американского и английского солдат.)

Задание 4. Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А лётчики получали орден автоматически: стоило только дважды сделать именно это. Что?

(Сбить вражеский самолёт.)

Задание 5. Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=8750

1. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.
  • События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.
  • На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».
  • Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.
  • В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат.
  • События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г.

2. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

3. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной армии.

Сформировать образ настоящего офицера-патриота, преданного своей Родине, настоящего профессионала помогают уроки истории, на которых изучается жизнь великих полководцев: Суворова, Кутузова, Румянцева, Ушакова, Багратиона, Жукова, Рокоссовского; прославленных выпускников Омского кадетского военного корпуса: Л.Г. Корнилова, Д.М. Карбышева.

Серьезное значение в формировании облика будущего офицера и патриота имеет проектная деятельность. Суворовцы нашего училища принимают активное участие в различных конкурах регионального, федерального уровня, а также в конкурсах по линии ГУК.

Включение суворовцев в учебно-исследовательскую работу позволяет им освоить не только компоненты учебной деятельности, но и постановку учебной задачи, выполнение учебных действий, контроль их выполнения, способы и умения работать с информацией, формирование исследовательского и прогностического стиля мышления. Всё это является необходимым условием воспитания личности будущего офицера, его готовности ставить цели, планировать свою деятельность, брать ответственность за свои поступки.

Тематика учебных проектов многообразна: роль личности в истории; изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества; история создания вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота; изучение государственной и военной символики и т.д. Работа над проектами помогает суворовцам лучше освоить учебный материал, расширить свои знания по истории родного края, приобрести умения и навыки, необходимые для продолжения обучения в военных образовательных учреждениях.

Например, в ходе работы над индивидуальным учебным проектом суворовец Копасов К. заинтересовался судьбой своего прадеда, участника Великой Отечественной войны. В работу по сбору материала включилась вся семья, затем близкие и дальние родственники. Привлекались материалы из семейных архивов, ресурсы интернета, воспоминания старших родственников. Результатом этой работы стал красочно иллюстрированный альбом, в который вошла информация не только о прадеде, но и других близких родственниках-фронтовиках. Альбом повествует о биографии, боевом пути и трудовых подвигах воинов освободителей, которые защитили свою родину и отстроили разрушенные города. Теперь этот альбом размножен и хранится в домах близких родственников суворовца. Участие в этом проекте позволило суворовцу внести свой вклад в сохранение памяти о Великой войне, осознать причастность к судьбе своей страны, способствовало воспитанию уважительного отношения к ветеранам.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания является внеурочная деятельность, в рамках которой можно использовать викторины и киномарафоны по отечественным и зарубежным фильмам, посвященным военным действиям.

В условиях суворовского военного училища на преподавателя истории возлагается задача нравственного воспитания личности, формирование патриотизма и гражданской ответственности у будущих защитников Отечества. Выполнение этой задачи может осуществиться только при комплексном подходе к её реализации, использовании различных средств и приёмов по созданию устойчивой мотивации суворовцев к продолжению обучения в военно-образовательных учреждениях РФ.

Список литературы

  1. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. – 2003. - №5.
  2. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – М.: Университетское, 2000.
  3. https://hist-ege.sdamgia.ru/

Поделиться

1223

Саркисян А. В. Реализация военно-профессиональной составляющей на уроках истории // Актуальные исследования. 2022. №11 (90). С. 102-105. URL: https://apni.ru/article/3852-realizatsiya-voenno-professionalnoj-sostavlya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля