Главная
Конференции
Тенденции и приоритеты развития социально-гуманитарных наук
Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического разв...

Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

восприятие
ориентировка
пространственные представления
задержка психического развития

Аннотация статьи

В статье говорится о том, что развитие пространственных представлений детей является важным показателем сенсомоторного и умственного развития.

Текст статьи

Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Пространственные представления относятся к концептуальному пространству и являются образами, представлениями, созданными мышлением ребенка, закрепленными и отображаемыми вовне с помощью речи и действий.

Формирование пространственных представлений – это длительный и сложный процесс, который начинается в детстве, продолжается в дошкольном возрасте, затем совершенствуется при школьном обучении. Не сформированность пространственных представлений влияет на интеллектуальный уровень развития ребенка, в школьный период проявляется в нарушениях чтения, письма и счета.

У детей с задержкой психического развития наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространственных представлений – схемы тела, а также трудности анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Это может быть связано со смещением сроков и нарушенной последовательностью раннего моторного развития данной категории детей. Также у детей с ЗПР могут страдать разные звенья, входящие в процесс пространственного восприятия: предметно-пространственная ориентировка, чувственное восприятие, вербализация пространственных компонентов, пространственная организация движения.

У детей возникают трудности ориентировки практически во всех направлениях пространства (особенно правого и левого). Вплоть до конца дошкольного возраста дети с задержкой психического развития не имеют четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела, стоящего напротив человека.

В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги, выражены затруднения в понимании даже относительно несложных пространственных, пространственно-временных и, как следствие, причинно-следственных отношений.

Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с задержкой психического развития также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое.

Детям сложно узнавать предметы в контурном, схематическом изображении, с наложенным изображением, расположенные в непривычном ракурсе.

При срисовывании изображений дети с задержкой психического развития пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают части рисунка по отношению друг к другу.

Отклонения в формировании пространственных представлений у детей с ЗПР могут быть вызваны следующими причинами:

  • отставание в развитии процессов зрительного восприятия,
  • замедление процесса переработки, поступающей через органы чувств информации, что в условиях недостаточного времени восприятия ведет к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала;
  • нарушение функции поиска, замедленность опознавания и обследования окружающего пространства или данного объекта;
  • неумение вычленять элементы из объекта, воспринимаемого как единое целое;
  • снижение функционального взаимодействия анализаторных систем (зрительной, слуховой, двигательной и др.);
  • ухудшение качества пространственного восприятия и различения по мере ухудшения условий восприятия и усложнения воспринимаемых объектов;
  • снижение памяти, уменьшение ее объема, затруднения при запоминании и воспроизведении материала;
  • недоразвитие зрительно-моторной координации;
  • низкая познавательная активность;
  • несформированность мыслительных операций;
  • речевые нарушения;
  • уменьшение продолжительности периода относительно хорошей работоспособности, во время которой они способны усвоить материал и выполнить задание.

Несформированность пространственных представлений ведет к появлению у детей с ЗПР нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности, счетных операций. Это проявляется в трудностях:

  1. целостного восприятия объекта, буквы, цифры;
  2. зрительно-пространственного анализа (количество элементов и их расположение относительно друг друга);
  3. ориентировки на плоскости при выполнении графических заданий;
  4. ориентировки в последовательности выкладывания и написания элементов;
  5. осуществления зрительного, акустического, кинетического, кинестетического контроля.

Таким образом, задача формирования ориентировки в пространстве, пространственных представлений является актуальной для большинства детей с задержкой психического развития.

Список литературы

  1. Борякова, Ю. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада [Текст] / Ю. Н. Борякова, М. А. Касицына // Коррекционная педагогика, 2010. № 2. - С. 45-50.
  2. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Д. Рихтерман. - М. : Просвещение, 1991. - 316 с.
  3. Сурина, О. Е. Особенности восприятия времени у детей с задержкой психического развития [Текст] / О. Е. Сурина // Дефектология, 2000. - № 4. - С. 32-36.
  4. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития. Изд. Второе [Текст] / У. В. Ульенкова. - Н. Новгород: НГПУ, 1994. - 136 с.

Поделиться

5098

Кизилова Е. В., Оспищева Е. И., Боровкова М. С. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития // Тенденции и приоритеты развития социально-гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 марта 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/3854-osobennosti-prostranstvennikh-predstavlenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря