Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Пространственные представления относятся к концептуальному пространству и являются образами, представлениями, созданными мышлением ребенка, закрепленными и отображаемыми вовне с помощью речи и действий.
Формирование пространственных представлений – это длительный и сложный процесс, который начинается в детстве, продолжается в дошкольном возрасте, затем совершенствуется при школьном обучении. Не сформированность пространственных представлений влияет на интеллектуальный уровень развития ребенка, в школьный период проявляется в нарушениях чтения, письма и счета.
У детей с задержкой психического развития наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространственных представлений – схемы тела, а также трудности анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Это может быть связано со смещением сроков и нарушенной последовательностью раннего моторного развития данной категории детей. Также у детей с ЗПР могут страдать разные звенья, входящие в процесс пространственного восприятия: предметно-пространственная ориентировка, чувственное восприятие, вербализация пространственных компонентов, пространственная организация движения.
У детей возникают трудности ориентировки практически во всех направлениях пространства (особенно правого и левого). Вплоть до конца дошкольного возраста дети с задержкой психического развития не имеют четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела, стоящего напротив человека.
В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги, выражены затруднения в понимании даже относительно несложных пространственных, пространственно-временных и, как следствие, причинно-следственных отношений.
Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с задержкой психического развития также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое.
Детям сложно узнавать предметы в контурном, схематическом изображении, с наложенным изображением, расположенные в непривычном ракурсе.
При срисовывании изображений дети с задержкой психического развития пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают части рисунка по отношению друг к другу.
Отклонения в формировании пространственных представлений у детей с ЗПР могут быть вызваны следующими причинами:
- отставание в развитии процессов зрительного восприятия,
- замедление процесса переработки, поступающей через органы чувств информации, что в условиях недостаточного времени восприятия ведет к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала;
- нарушение функции поиска, замедленность опознавания и обследования окружающего пространства или данного объекта;
- неумение вычленять элементы из объекта, воспринимаемого как единое целое;
- снижение функционального взаимодействия анализаторных систем (зрительной, слуховой, двигательной и др.);
- ухудшение качества пространственного восприятия и различения по мере ухудшения условий восприятия и усложнения воспринимаемых объектов;
- снижение памяти, уменьшение ее объема, затруднения при запоминании и воспроизведении материала;
- недоразвитие зрительно-моторной координации;
- низкая познавательная активность;
- несформированность мыслительных операций;
- речевые нарушения;
- уменьшение продолжительности периода относительно хорошей работоспособности, во время которой они способны усвоить материал и выполнить задание.
Несформированность пространственных представлений ведет к появлению у детей с ЗПР нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности, счетных операций. Это проявляется в трудностях:
- целостного восприятия объекта, буквы, цифры;
- зрительно-пространственного анализа (количество элементов и их расположение относительно друг друга);
- ориентировки на плоскости при выполнении графических заданий;
- ориентировки в последовательности выкладывания и написания элементов;
- осуществления зрительного, акустического, кинетического, кинестетического контроля.
Таким образом, задача формирования ориентировки в пространстве, пространственных представлений является актуальной для большинства детей с задержкой психического развития.