Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников

Сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов, выступает в качестве важного условия организации коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма в современной общеобразовательной школе.

Аннотация статьи
учитель-логопед
коррекционная помощь
взаимодействие
формы
Ключевые слова

Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся.

Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов. Это обусловлено тем, что учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Учитель-логопед и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Известно, что научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Поэтому учитель должен хорошо владеть информацией об основных проявлениях специфических нарушений письма, о причинах и основных направлениях их преодоления. Учителю начальных классов необходимо осознавать значимость логопедических занятий и свою роль в организации психолого-педагогической поддержки учащихся с нарушениями письма и чтения.

Основные направления сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов:

  • организация комплексной диагностики нарушений письма;
  • организация индивидуальной работы учащихся с нарушениями письма на уроках;
  • вовлечение в коррекционно-педагогическую деятельность членов семьи детей с нарушениями письма.

Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, является консультативное сопровождение. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Причем, сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы.

На индивидуальных консультациях и в беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма. Это следующие направления:

  1. Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.
  2. Развитие языкового анализа и синтеза.
  3. Развитие слогового анализа и синтеза.
  4. Устранение аграмматической дисграфии.
  5. Устранение оптической дисграфии.
  6. Развитие моторики.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов на различных этапах коррекционно-педагогической работы может осуществляться при составлении совместного плана действий по устранению учебной проблемы учащегося.

В целях пропаганды своих занятий учитель-логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

На методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, учитель-логопед выступает с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов. Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению. Важной формой сотрудничества на коррекционном этапе выступают открытые занятия учителя-логопеда.

На логопедических занятиях учащиеся приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Поэтому посещая открытые логопедические занятия, учитель знакомится с целым рядом специальных приемов, которые затем может использовать на своих уроках.

Учитель начальных классов по рекомендации учителя-логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.

Инновационной формой взаимодействия является проектная деятельность, которая повышает у детей мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности, активно развивается эмоционально-волевая сфера.

Издательская деятельность: информационные стенгазеты, буклеты, памятки содержат информационный материал по коррекционной работе для учителей, родителей, учащихся, которые можно совместно с учителями разрабатывать на семинарах-практикумах. Специальная доска почета «Экран успешности». На ней помещаются фамилии или фотографии детей – выпускников логопедического пункта.

Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача учителя-логопеда, во-первых, научить учителя отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося. Эта задача также может решаться в консультативной форме.

Оценка на логопедическом занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Учитель-логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.

В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения, которые учитель начальных классов будет применять на своих уроках.

Таким образом, выстроенная система взаимодействия между учителем-логопедом и учителями начальных классов может сделать систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.

Текст статьи
  1. Наша новая школа. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.09 №373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 №17785 // Вестник Образования. – 2010. – №2. – С. 44-73.
  2. Бунина В.С. Проблема взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса // Дошкольное образование. – 2010. – № 8. – С. 10-12.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2007. – 162 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня