научный журнал «Актуальные исследования» #11 (90), март '22

Деятельность администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края по организации развития территориального общественного самоуправления

В статье территориальное общественное самоуправление представляет собой комплекс формальных и неформальных принципов, правил, норм, обусловливающих и регулирующих деятельность населения по самостоятельному и под свою ответственность осуществлению собственных инициатив по вопросам местного значения. В статье ТОС рассматривается как форма гражданского участия на местном уровне, как социальный институт и сфера реализации интересов населения; дается характеристика вовлеченности жителей региона в ТОС, в повседневные практики самоорганизации по месту жительства.

Аннотация статьи
местное самоуправление
территориальное общественное самоуправление
Хабаровский муниципальный район
Ключевые слова

Развитие системы конструктивного взаимодействия населения и органов местного самоуправления, создание условий для внедрения общественных инициатив в практику управления муниципальным образованием невозможно без создания и системного развития института территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) [1]. Территориальное общественное самоуправление является формой самоорганизации населения для решения проблем муниципальных образований и основывается на активности населения, осознании своей ответственности за управление местными делами [2]. Именно поэтому без системного развития территориального общественного самоуправления, без грамотной самоорганизации населения и осознания жителями ответственности за управление местными делами невозможно эффективное и полноценное функционирование любого муниципального образования.

В состав территории Хабаровского муниципального района входят 27 муниципальных образований (одно городское и 26 сельских поселений), в границах территорий которых расположены 70 населенных пунктов. Административный центр района расположен в городе Хабаровске – в месте нахождения представительного органа – районного Собрания депутатов. Здесь же находится администрация Хабаровского района и районные подразделения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих администрирование, контроль и надзор за реализацией законодательства на территории района. Вопросами создания и деятельности ТОС в городском, сельских поселениях Хабаровского муниципального района занимается отдел по организационно-методической работе и контролю управления по обеспечению деятельности администрации Хабаровского муниципального района.

Полномочиями отдела в области создания и деятельности ТОС являются:

  1. Осуществление методического и консультационного обеспечения создания и деятельности ТОС, участия в конкурсах ТОС и т.п.
  2. Контроль за состоянием процессов создания и деятельности ТОС района.
  3. Организационное обеспечение и проведение заседаний методического совета при администрации муниципального района, выпускает информационно-методические материалы области создания и деятельности ТОС.
  4. Мониторинг общественно-политической ситуации в муниципальном районе, организует взаимодействие с ТОС, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального района по компетенции отдела.

Цель ТОС Хабаровского муниципального района Хабаровского края – решение проблем и вопросов местного значения, благоустройство, повышение уровня и качества жизни населения на своей территории [3]. Для ТОС предметом деятельности, разрешенным законодательством, являются инициативы граждан в вопросах местного значения. Территориальному общественному самоуправлению на территории Хабаровского муниципального района присущи следующие черты:

  1. Существование инициативных групп - возникли органы ТОС в городе не на пустом месте, был опыт работы, многие председатели и актив органов ТОС проработали не один год, некоторые уже возглавляли комитеты при деятельности Советов народных депутатов, поэтому инициативные жители были, имели некоторый опыт работы, осознавали ее необходимость.
  2. Многообразие уровней. В структуре ТОС на территории Хабаровского муниципального района поселковые, уличные, домовые, микрорайонные и дворовые комитеты (рис. 1).

Рис. 1. Структура ТОС на территории Хабаровского муниципального района

Динамика формирования ТОС на территории Хабаровского муниципального района (рис. 2; табл. 1).

Таблица 1

Динамика развития ТОС Хабаровского муниципального района

Показатель

2018

2019

2020

темп роста, %

Число ТОС Хабаровского муниципального района

142

180

185

102,78

Темп роста к предыдущему году, %

 

126,76

102,78

 

Динамика роста к предыдущему году, ед.

 

38

5

 

Источник: составлено автором по материалам Администрации Хабаровского муниципального района

Как видим, число ТОС постоянно растет, но в 2020 году он замедлился (снижение до 102,78 % от показателя 126,76 % в 2019 году), что связано как с установлением ограничений связанных с пандемией КОВИД-19 и смещением вектора внимания населения на связанные с ней проблемы, а также с уже достаточно широким охватом инициативной части населения этой формой организации граждан в Хабаровском муниципальном районе.

Рис. 2. Динамика формирования ТОС на территории Хабаровского муниципального района (источник: составлено автором по материалам Администрации Хабаровского муниципального района)

За 2016-2020 годы ТОС Хабаровского муниципального района принимали участие в 8 краевых конкурсах, ими было подано 364 проекта, и запрошено финансирование на сумму 61 млн. рублей. При этом за анализируемый период победило 134 проекта. Первый конкурс проектов ТОС проведен в 2016 г. От муниципальных образований Хабаровского муниципального района поступила 1 заявка на участие в конкурсе. Проект ТОС был признан Победителем, на реализацию которого из краевого бюджета было выделено 42 тыс. рублей. Динамика участия ТОС Хабаровского муниципального района в краевых конкурсах (число конкурсов, в которых ТОС района приняли участие (рис. 3))

Рис. 3. Динамика участия ТОС Хабаровского муниципального района в краевых конкурсах (источник: составлено автором по материалам Администрации Хабаровского муниципального района)

В 2017 г. проведено три конкурса проектов ТОС. На участие в конкурсах от Хабаровского района поступило 76 заявок. По результатам конкурсов победителями признаны 40 проектов (7 - в первом, 20 - во втором и 13 - в третьем конкурсах). На реализацию проектов выделено из краевого бюджета 6,7 млн. рублей. Динамика числа заявленных проектов ТОС Хабаровского муниципального района в краевых конкурсах (рис. 4).

Рис. 4. Динамика числа заявленных проектов ТОС Хабаровского муниципального района в краевых конкурсах (источник: составлено автором по материалам Администрации Хабаровского муниципального района)

В 2018 г. проведено 2 конкурса ТОС. На участие в конкурсах ТОСы муниципальных образований Хабаровского района направили 96 заявок (43 в первом конкурсе, 53 во втором). По итогам конкуров победителями признаны 48 проектов (18 - в первом, 30 - во втором). На реализацию проектов выделено из краевого бюджета более 12 млн. рублей. Динамика запрошенных сумм на реализацию проектов ТОС Хабаровского муниципального района в краевых конкурсах за 4 года (рис. 5).

Рис. 5. Динамика запрошенных сумм на реализацию проектов ТОС Хабаровского муниципального района в краевых конкурсах (источник: составлено автором по материалам Администрации Хабаровского муниципального района)

Динамика проектов-победителей в краевых конкурсах ТОС от Хабаровского муниципального района за 4 года (рис. 6).

Рис. 6. Динамика проектов-победителей в краевых конкурсах ТОС от Хабаровского муниципального района (источник: составлено автором по материалам Администрации Хабаровского муниципального района)

В 2019 г. в Хабаровском крае проведен 1 конкурс проектов ТОС, на который ТОСами Хабаровского района было направлено 96 проектов. Победителями признаны 20 проектов ТОС, на реализацию которых выделено из краевого бюджета 6,5 млн. рублей (рис. 7).

Рис. 7. Динамика средств, полученных на реализацию проектов ТОС Хабаровского муниципального района в рамках краевых конкурсов (источник: составлено автором по материалам Администрации Хабаровского муниципального района)

В 2020 г. проведен 1 конкурс проектов ТОС. На участие представители ТОС Хабаровского муниципального района направили 97 проектов. Победителями признаны 25 проектов ТОС, на реализацию которых выделено из краевого бюджета 7,8 млн. рублей.

Как видим, динамика по числу победителей и финансированию схожая, наиболее активно ТОС муниципального района участвовали к региональных конкурсах в 2018 году, после этого их активность значительно снизилась.

Администрация оказывает активное содействие ТОС по участию в конкурсах: участие в конкурсах строго регламентировано, подготовка к нему предполагает тщательную проработку проекта и документационное обеспечение, в этой связи на сайте Администрации муниципального района размещены документы и материалы в помощь ТОСам в подготовке к конкурсам.

На территории муниципального района в качестве ежегодных мероприятий со стороны Администрации района принимается и реализуется ряд действий и выделяется финансирование. В 2020 году по сравнению с 2019 и 2018 годами финансирование ТОС из муниципального бюджета значительно увеличилось (табл. 2).

Таблица 2

Финансирование деятельности ТОС (тыс. рублей)

Наименование

Годы

2018

2019

2020

Оказание содействия общественным организациям Хабаровского муниципального района

300,0

360,0

360,0

Проведение торжественного собрания актива ТОС «О подведении итогов работы ТОС за год и задачах ТОС в решении вопросов социально-экономического развития на следующий год», награждение лучших активистов ТОС

260,0

298,85

300,0

Поддержка актива ТОС, чествование юбиляров, поздравление актива ТОС с календарными праздниками

20,0

50,0

33,0

Средства на оплату коммунальных услуг помещений для работы комитетов ТОС

81,0

90,0

120,0

Изготовление и издание брошюр, буклетов, сборников по итогам деятельности ТОС

75,0

66,0

33,0

Организация и проведение конкурса «Лучший комитет»

50,0

50,0

50,0

Организация и проведение конкурса «Лучшая дворовая территория Хабаровского муниципального района»

50,0

49,97

49,73

Проведение социологического опроса населения «Оценка качества деятельности органов ТОС»

80,0

-

-

Обучение представителей инициативных групп, желающих создать товарищества собственников жилья

-

20,0

-

Таким образом, администрацией Хабаровского муниципального района реализуется методическая, документационная и финансовая помощь ТОСам района. Тем не менее, в 2019 и 2020 годах не проводится опросов и иной исследовательской деятельности по вопросам развития ТОС и участия в нем населения, то есть не выявляются существующие проблемы, а, следовательно, и не ведется работа по их устранению. Для повышения активности органов территориального общественного самоуправления немаловажным является формирование положительного имиджа ТОС, и поэтому основная работа по организации территориального общественного самоуправления должна освещаться в СМИ и в сети Интернет, но в настоящее время такой работы почти не ведется.

Отдел по организационно-методической работе и контролю управления по обеспечению деятельности администрации Хабаровского муниципального района способствует выделению помещений комитетам ТОС для организации работы с населением. Силами активистов в помещениях проведены ремонтные работы. Также данный отдел способствует организации взаимодействия социального партнерства с бизнесом и общественными организациями.

Большая часть домов, входящих в ТОС, – это частный сектор Хабаровского муниципального района, отсюда и специфика работы. Именно благодаря настойчивости активистов ТОС и их постоянному взаимодействию с Администрацией Хабаровского муниципального района была проведена большая работа по благоустройству улиц поселков – подсыпка, грейдерование и освещение, по очистке и ремонту колодцев, а также по установке аншлагов и номерных знаков на дома (табл. 3).

Таблица 3

Реализованная деятельность Администрации Хабаровского муниципального района по благоустройству ТОС (тыс. рублей)

Наименование

Годы

2018

2019

2020

Установка опор освещения, ед

17

21

22

Доля ТОС, подавших запрос на освещение, %

5

14

19

Грейдирование и отсыпка дорог

138

154

175

Доля ТОС, подавших запрос на отсыпку дорог, %

12

27

30

Очистка и ремонт колодцев, ед

2

6

8

Доля ТОС, подавших запрос на ремонт колодцев, %

3

6

9

Доля ТОС, не получивших запрашиваемые средства или работы по благоустройству, %

5

13

18

Тем не менее, часть ТОС не получили запрашиваемые суммы или работы в связи с ограниченностью бюджета муниципального района (18 % в 2020 году). Результаты исследования управления деятельностью ТОС Хабаровского муниципального района позволили выявить ряд существующих в этой сфере проблем. В первую очередь – низкая активность населения, для оценки которой, а также оценки доверия к ТОС проведен опрос, опрошено 100 человек – жителей Хабаровского муниципального района (табл. 4).

Таблица 4

Реализованная деятельность Администрации Хабаровского муниципального района по благоустройству ТОС (тыс. рублей)

Показатель

число ответов

доля ответов, %

Информированность населения о ТОС

 

 

знаю

69

69,00%

не знаю

31

31,00%

Доверие населения ТОС

   

доверяю

54

54,00%

не доверяю

29

29,00%

не знаю

17

17,00%

Готовность к участию в общественной деятельности

   

Готов

35

35,00%

не готов

49

49,00%

не знаю

16

16,00%

Из 91 285 человек, проживающих на территории района в деятельности 185 ТОС участвуют 2775 человек (3,04% от общего числа жителей), охвачено деятельностью ТОС территориально 60125 человек (65,87 % от общего числа жителей). При этом высокий процент не информирован о деятельности ТОС и еще более высокий – не готов участвовать в их деятельности.

Исходя из вышеизложенного, актуальными представляются следующие предложения в адрес органов местной власти (рис. 8).

Рис. 8. Пути решения проблем взаимоотношений ТОСов и Администрации Хабаровского муниципального района

Существующие в настоящее время проблемы в развитии ТОС на территории Хабаровского муниципального района требует комплексного решения: проведение информационной работы среди студентов и школьников; проведение обучающих семинаров; моральное и материальное поощрение; предоставление некоторых льгот. Даже решив некоторые из перечисленных задач, будет сформирована возможность значительно поднять престиж ТОС.

Текст статьи
  1. Максимова Н.В. Самоорганизация населения как важнейший фактор эффективности местного самоуправления/ Н.В. Максимова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018./ [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://yandex.ru/turbo/s/wiselawyer.ru/poleznoe/31629-samoorganizaciya-naseleniya-vazhnejshij-faktor-ehffektivnosti-mestnogo-samoupravleniya
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // СЗ РФ 2003. №40. - [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: URL: http:www.consultant/document/cons_dos.
  3. Бобкова М.В. Тенденция развития территориального общественного самоуправления: научная статья / Бобкова М.В. М. : Ассоциация органов ТОС Рязанской области – Рязань.: 2020 / [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://131fz.ranepa.ru/uploads/files/2020/08/M._Bobkova._MP-1-2020.pdf
  4. Официальный сайт Администрации Хабаровского муниципального района [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://khabrayon.khabkrai.ru/
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня