Введение
В последние годы произошли существенные изменения в движении товаров в ряде стран. В хозяйственной практике стали применяться новые способы и технологии доставки товаров. Они основаны на концепции логистики. Интерес к проблемам развития логистики в промышленно-развитых странах обусловлен в основном экономическими причинами. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутригосударственных и микроэкономических связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сосредоточилось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и снижения издержек в этой сфере.
При решении логистических задач крайне важно учитывать не только динамику развития производителей и владельцев товаров, но и системы, обеспечивающие хранение и переработку сырья. Такая схема необходима как для цепочек поставок, так и для каналов сбыта, так как является важной частью логистических цепочек разной протяженности.
Терминал представляет собой набор устройств, расположенных в начале, конце и промежуточной точке транспортной сети. Терминалы обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта в процессе продвижения материальных или пассажирских потоков. Они должны выполнять три основные функции:
- Обеспечить доступ к движущемуся подвижному составу по определенному каналу связи.
- Обеспечить беспрепятственную смену подвижного состава, курсирующего по данному пути или с другими видами транспорта.
- Содействовать трансформации материальных потоков (пассажиров).
Характеристика современных грузовых в логистических системах
Перевозка грузов через терминалы называется терминалом. Значение этого вида транспорта в современных микро- и макрологистических системах колоссально возросло, что в основном определяется интеграцией в него большого количества логистических мероприятий [1].
Грузовой терминал – это особая группа объектов, персонала, технических и технологических устройств, организационно связанных между собой и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузочно-разгрузочными работами, хранением, сортировкой, обработкой различных партий товаров, а также информационного обслуживания грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в мультимодальных, интермодальных и других перевозках. Сегодня терминалы – это не только места сбора мелких грузов, но и крупные грузораспределительные центры и базы доставки, становящиеся все более важными звеньями в цепочках поставок производителей.
Организация терминальной перевозки
Технологический процесс терминальных перевозок состоит из трех основных этапов:
- доставка товаров на терминал и их доставка на терминал;
- обработка грузов на терминале;
- регулярные перевозки грузов между терминалами отправления и назначения.
При международных перевозках товары доставляются на терминалы, требующие таможенного оформления, группировки и хранения, а необходимость проведения тех или иных логистических операций определяется видом груза, размерами отправок (отделений), дальностью перевозки, временем обработки груза и т.п. Небольшие объемы партий от нескольких фунтов до трех-пяти тонн. Иностранные транспортно-экспедиторские компании широко используют разделение грузов и автоматический сбор для розничных торговцев, которые используют высокомеханизированные (автоматизированные) сортировочные линии с автоматическим сканированием штрих-кода на ящиках, упаковках, таре.
Линейные (магистральные) перевозки между терминалами могут осуществляться разными видами транспорта и по разным схемам. В автомобильных перевозках чаще всего используются большегрузные автомобили, которые курсируют на регулярных линиях по установленному графику. Погрузка на терминале обычно происходит вечером, а грузовик движется ночью, чтобы утром добраться до пункта назначения (терминала) для разгрузки [2].
Качество транспорта на терминалах характеризуется высокой скоростью доставки грузов и эффективным использованием транспортных средств.
В отличие от складов, выполняющих функции складирования и хранения товаров, в терминалах, наряду со сбором товаров, основной функцией является перемещение товаров, перевалка фасованных товаров (мелкие и крупные партии, малая, средняя и крупная тара), упаковка и паллетирование, маркировка товаров, реализация ряда коммерческих и деловых услуг и сервисов [3].
Технологические процессы, протекающие на терминалах
Технологический цикл грузового терминала состоит из следующих технологических процессов: импорт, экспорт и транзит.
Импорт включает в себя разгрузку груза, хранение груза на складе, а затем доставку его клиенту.
Экспорт включает в себя продажу транспорта отправителю товаров, прием товаров на склад, их доставку со склада и их погрузку.
Транзит представляет собой комбинацию первых двух процессов, часто с добавлением промежуточных операций [4].
Основные технологические процессы сопровождаются рядом вспомогательных процессов, таких как:
- планирование и прослеживаемость сроков выполнения всех фаз технологического цикла;
- следить за состоянием и подготовкой контейнеров;
- Предоставлять клиентам различные услуги, сборы и
- Поддержка работы большого складского хозяйства;
- Выявление транспортных нарушений, в том числе слежение за грузом и идентификация немаркированного груза;
- Осуществление таможенного контроля объектов временного хранения.
Основные критерии выбора и оценки грузового терминала
Основными критериями выбора грузовладельцами идеального терминала являются:
- качество транспортного обслуживания;
- регулярность доставки грузов;
- тариф на транспортные услуги;
- безопасность перевозимого груза и др.
Качество терминалов и качество транспортных услуг для грузовладельцев зависит от производственных или перерабатывающих мощностей отдельных звеньев транспортно-логистической цепи терминала в целом. Производительная сила системы – это способность производить определенное количество продукции (работ, услуг) определенного уровня качества в единицу времени (год, квартал, месяц, день и т. д.) и развиваться. Предполагается, что производство материальных благ и услуг осуществляется ритмично. Учитывая функции и структуру грузового комплекса, в качестве производительной силы рассматривается суммарная перерабатывающая способность совокупности транспортно-логистических цепочек, входящих в состав комплекса [5].
Таким образом, качество работы грузовых терминалов характеризуется производительностью и эффективностью основных фондов, простоями транспортных средств и грузов, рациональным использованием ресурсов.
В свою очередь, качество транспортных услуг, предоставляемых грузовладельцам, характеризуется достаточной пропускной способностью всех элементов грузового терминала; регулярное выполнение услуг, что обеспечивает реализацию принципа «доставка в срок»; приемлемый (сбалансированный) уровень тарифов, обеспечивающий сохранность перевозимого груза.