Главная
АИ #5 (8)
Статьи журнала АИ #5 (8)
Методика преподавания бега на короткие дистанции студентам вузов для подготовки ...

Методика преподавания бега на короткие дистанции студентам вузов для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО

Автор(-ы):

Акуленко Олег Геннадиевич

Красовская Валентина Ивановна

Матвеева Елизавета Сергеевна

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

студент
бег
100 метров
разминка
старт
финиш

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы методики преподавания студентам вузов не спортивного профиля на уроках физкультуры техники бега на короткие дистанции. Именно рассматривается техника бега на 100 метров, включающая всего компоненты: старт, бег по дистанции и финиш. Особое внимание обращается на разминку учащихся перед контрольным бегом. Это представляется особенно актуальным в свете введения в 2018 году комплекса ГТО, включающего, в частности, норматив в беге на 100 метров.

Текст статьи

Введение. Предлагаемая в работе методика проведения занятий проста и доступна каждому из студентов, допущенных по состоянию здоровья к занятиям физкультуры. Она выгодно отличается от сложных методик многочасовых тренировок спортсменов, специализирующихся в беге на короткие дистанции и не требует больших энергозатрат. Авторы статьи являются преподавателями с высшим педагогическим спортивным образованием и более чем тридцатипятилетним стажем работы в вузе. Предлагаемая методика апробирована на занятиях физкультуры в Уральском федеральном университете в Екатеринбурге. Она может применяться при учебных занятиях, как со студентами-юношами, так и студентками. Работа примыкает к исследованиям авторов [1, 3, 4].

Методика подготовки учащегося к бегу на 100 метров. Остановимся более подробно на одной из дисциплин бега на короткие дистанции (спринта), а именно беге на дистанцию 100 метров. Бег на такую дистанцию традиционно считается одной из основных при занятиях физической культурой у учащихся, в том числе и студентов. Проводятся контрольные забеги на время и студенты должны уложиться в некоторые установленные нормы. В 2018 году это приобрело особенное значение с введением в России в строй комплекса ГТО с утвержденными Министерством спорта нормативами.

Утверждены приказом Минспорта России от "19" июня 2017 г. № 542

Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на 2018-2021 годы

 

бронзовый значок

серебряный значок

золотой значок

Возраст (лет)

Мужчины, бег 100 метров

(18 – 24)

15,1 сек.

14,8 сек.

13,5 сек

Возраст (лет)

Женщины, бег 100 метров

(18 – 24)

17,0 сек.

17,5 сек.

16,5 сек

Основными составляющими выполнения на качественном уровне бега на указанную дистанцию являются разминка, старт, бег по дистанции и финиш.

Знаменитому спринтеру, мировому рекордсмену в беге на 100 метров (10,58 сек.) Усейну Болту из Ямайки принадлежат такие слова [8]:

«Поверьте, бег, как и другие, более сложные виды спорта, требует определённых навыков, без которых получить нормального результата практически невозможно». Для начала разминка. С ее помощью вы разогреваете мышцы, запускаете оборот крови в правильном ритме и направлении. Это существенно снижает риск быть травмированным, получить растяжение сухожилий, мышц...».

Разминка учащихся на занятиях по физкультуре является неотъемлемой частью урока, независимо от направленности спортивной подготовки. Для учащихся, приобретающих навыки бега на короткие дистанции, разминка приобретает особое значение по сравнению с другими спортивными дисциплинами. Надо хорошенько разогреть мышцы в первую очередь ног, чтобы избежать травм при выполнении спринтерских пробежек, требующих максимального напряжения, в первую очередь мышц задней поверхности бедра. Перед началом разминки обучающий для первичного разогрева мышц и вывода организма из состояния покоя (сидения или ходьбы) обучающийся – студент или студентка пробегает в медленном темпе примерно 400 метров. Далее разминкой студентов из учебной группы руководит преподаватель или кто-нибудь из студентов, имеющих определённую спортивную квалификацию (например, спортивный разряд в каком-либо виде спорта). Начинается разминка с дыхательных упражнений. На вздохе руки поднимаются вверх и затем при выдохе опускаются вниз. При этом можно делать некоторый наклон вперёд. Вдох надо делать достаточно глубокий и выдох достаточно резкий. Эти упражнения надо сделать 3 – 5 раз. Далее следуют растягивающие упражнения на различные группы мышц: маховые, вращательные движения, наклоны. На первом занятии, обычно, правильное выполнение этих упражнений демонстрирует преподаватель, имеющий обычно высокую педагогическую спортивную подготовку (выпускник вуза или факультета с физкультурной направленностью). Когда мышцы достаточно разогреты учащиеся приступают к так называемым специальным упражнениям бегуна на короткие дистанции. Эти упражнения являются важной составной частью разминки частью подготовки к бегу [2, 4-7]. Такие упражнения обычно не делают лыжники или, за редким исключением, спортсмены игровых видов спорта – футбола, баскетбола, волейбола, гандбола и т.д. У студента, приобретающего навыки спринтерского бега на дистанции 100 метров, эти специальные упражнения включают короткие легкие пробежки по 30 – 50 метров: бег с высоким подниманием бедра, захлёстыванием голени назад, многоскоки с ноги на ногу, семенящий бег с переходом в ускорения и другие подобные. Само название этих упражнений говорит о правилах их выполнения, но преподавателю целесообразно продемонстрировать их учащимся на первом занятии или это может сделать кто-либо из спортсменов, входящих в учебные группы. Завершается разминка двумя – тремя короткими пробежками с ускорением (не в полную силу) по 30 – 50 метров (через ходьбу). При этом особое внимание уделяется высокому подниманию бедра обучающимися и частоте их шагов. После завершения разминки следует короткий отдых.

Основными компонентами (составляющими частями) бега на короткие дистанции, в частности, рассматриваемого здесь бега на 100 метров являются старт, бег по дистанции и финиш. Существуют два основных вида старта – низкий старт и высокий старт. Авторам статьи представляется, что выполнение низкого старта (рис. 1), описанного авторами в работе [1], является трудоемким и энергозатратным для обучающегося (студента), не обладающего достаточной обще –физической подготовкой.

Рис. 1. Техника выполнения низкого старта

Представляется, что время, затраченное преподавателем на учебных занятиях на обучение студента технике низкого старта, не будет способствовать значительному росту результата при прохождении им дистанции 100 метров. Более того, выполнение низкого старта без специальной обуви и отсутствия стартовых колодок, что обычно имеет место на занятиях по физкультуре, приведет к неоправданным затратам энергии студента (тем более студентки), которая ему потребуется, в первую очередь, для бега по всей дистанции. Это подтверждается исследованиями авторов статьи, приведенными в работе [3]. Поэтому представляется целесообразным уделить внимание и использовать студентами технику так называемого и достаточно простого в освоении высокого старта. Техника выполнения высокого старта хорошо известна обучающимся-студентам со «школьной скамьи» и представлена на рис. 2.

Рис. 2. Техника выполнения высокого старта

Техника такого старта проста и не требует больших энергозатрат, как это имеет место при низком старте (рис. 1). А именно, студент или студентка ставят одну ногу на линию старта, а вторую чуть сзади первой. В принципе при команде «На старт» ноги могут быть и прямыми, а сам атлет нагибается вперед. При команде «Внимание» он сгибает ноги и наклоняется вперед. При этом иногда одна из рук располагается вблизи линии старта и может касаться беговой дорожки (рис. 2). По команде «Марш» участник забега как можно быстрее покидает линию старта и пытается набрать максимальную скорость бега по дистанции. Обычно на занятиях физкультурой при контрольном беге учащихся старт дается флажком, а преподаватель при командах «На старт» и «Внимание» держит флажок веху, а при команде «Марш» резко опускает его вниз. Это позволяет преподавателю, стоящему на линии финиша начать по секундомеру отсчет времени.

Главной задачей спринтера является максимально быстрый набор скорости и максимально долгое ее поддержание. Согласно исследованиям [2, 4-6], независимо от квалификации и возраста, максимально возможная для данного человека скорость бега достигается на шестой секунде, а после восьмой секунды она начинает снижаться. Несмотря на то, что в целом техника спринта индивидуальна, можно выделить некоторые правила техники, которые актуальны и полезны для любого человека. Прежде всего, необходима правильная постановка рук и ног. Техника движения рук зависит от задач бегуна и размера дистанции – скорость и амплитуда движений пропорциональны скорости движения ног, а значит, чем быстрее и активнее движутся руки, тем выше скорость бега. Во время бега руки должны быть согнуты в локтях примерно под прямым углом. Правильная постановка ног уменьшает риски быть травмированным. Постановка ноги в момент амортизации должна производиться на полстопы (необходимо делать упор стопы на переднюю часть, тогда как пяткой лишь слегка касаться дорожки), при этом сам бегун не должен испытывать чувство отдачи во время соприкосновения с опорой (рис. 3).

Рис. 3. Бег по дистанции

Особое внимание следует уделять высокому подниманию бедра. Желательно, чтобы бедро маховой (передней) ноги было параллельно беговой дорожке. При этом толчковая нога должна быть максимально выпрямленной. Частота шагов обычно зависит от природных данных человека. Чтобы достичь этого учащийся и преподаватель должны при разминке большое внимание уделять таким специальным упражнениям как бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег многоскоками с ноги на ногу. Важным условием правильности техники постановки ног является выбор подходящей для гладкого бега обуви. Это должны быть кроссовки с мягкой и ровной ненаклонной подошвой, имеющей на своей поверхности рельефные элементы, улучшающие сцепление с опорой – шипы, рельефные узоры и т. п. Конечно, факторами, влияющими на конечный результат бега, являются частота шагов и длина шага. В спринте атлет при стартовом разгоне делает достаточно короткие шаги, но с большой частотой. Затем спортсмен переходит к более длинному шагу с другой частотой. Студент же учебной группы не обращает внимания на эти факторы и пытается просто бежать с максимальной для него скоростью. При этом частота шагов и их длина определяются его природными данными и способностью к быстрому бегу.

На самом финише скорость движения немного снижается (на 3−8%). Это происходит примерно на последних 20 м. Новичкам лучше не задумываться о правильной технике финиша. Во время пересечения финишной прямой не нужно делать прыжков и резко наклоняться. Необходимо выполнить так называемый «бросок грудью», подавая верхнюю часть туловища вперед.

Заключение. В заключение этой статьи отметим, что конечно все в ней изложенное базируется на опыте многих специалистов легкой атлетики не только в России, но и за рубежом (см., например, [2], [5], [6], [8]). Также используется большой опыт третьей из авторов статьи, являющейся чемпионкой мира в беге на 60 метров с барьерами в закрытых помещения, Заслуженным мастером спорта России. Авторам статьи представляется, что приведенная методика является достаточно новой с точки зрения ее простоты, краткости и доступности. Тем более, как сказано выше, она является актуальной при возрождении комплекса ГТО в нашей стране. Поэтому, наверно, главный вывод, который можно сделать – такой, что техника бега на короткие дистанции является относительно не сложной и отрабатывается постоянными занятиями над ее освоением. Поэтому главное в этом деле практика и ещё раз практика.

Список литературы

  1. Добрынин И.М., Красовская В.И., Матвеева Е.С. Низкий старт «пуля оттянутая» в спринтерском и барьерном беге на короткие дистанции // Аграрный вестник Урала. 2015. № 9.
  2. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2008.
  3. Красовская В.И., Зубова А.В. Бег в разряженном потоке воздуха как средство развития быстроты у учащихся // Аграрный вестник Урала. 2015. № 7.
  4. Красовская В.И., Матвеева Е.С. Бег, прыжки, метания. Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГАУ, 2019. 76 с. (ISBN 978-5-87203-426-1)
  5. Озолин Э.С. Спринтерский бег. СПБ: Человек, 2011.
  6. Helene O., Yamashita M.T. The force, power, and energy of the 100 meter sprint // Amer. J. Phys. 2010. V. 78, N 3.
  7. https://gto-normativy.ru/usejn-bolt-rekord-skorosti-v-bege-na-100-m/.
  8. http://keeprun.ru/technics/texnika-bega-na-stometrovku-etapy-osobennosti-sovety.html#finish

Поделиться

6711

Акуленко О. Г., Красовская В. И., Матвеева Е. С. Методика преподавания бега на короткие дистанции студентам вузов для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО // Актуальные исследования. 2020. №5 (8). С. 80-84. URL: https://apni.ru/article/386-metodika-prepodavaniya-bega-na-korotkie-dist

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля