В настоящее время потенциал влияния стиля семейного воспитания и родительского отношения на успешность детей спортсменов продолжает оставаться предметом исследований зарубежных и отечественных специалистов. Однако в теории и практике влияние детско-родительских отношений на успешность спортсменов 7-10 лет изучалось недостаточно.
В настоящий момент актуально исследование стиля детско-родительского взаимодействия и его влияния на успешность спортсменов возраста 7-10 лет.
Анализ зарубежных и отечественных авторов Баумринд Д, Варги А.Я., Леонтьева А.Н., Петровского А.В., Рубинштейна С.Л., Садовского В.Н., Спиваковской А.С., Шефер Е. С., Эйдемиллера Э.Г. определяет взаимосвязь динамических отношений между родительским отношением, установками тренера и детскими эмоциями [1, с.84].
В литературных источниках родительское отношение часто приравнивается к таким понятиям как «родительская позиция», «тип семейного воспитания».
По мнению авторов Овчаровой Р.В., Сатир В. «родительство» – это совокупность ценностных установок, родительских чувств, эмоций и ожиданий родителя, выражающаяся в семейном стиле воспитания [8].
Анализируя исследования можно выделить параметры родительского воспитания, влияющие на успешность спортсменов возраста 7-10 лет: характер эмоциональной связи, стиль воспитания, установки воспитания и родительства.
Характер эмоциональной связи – параметр, который отражает психологическую взаимосвязь между родителем и ребенком. Гармоничные детско-родительские отношения, характеризуются эмоциональным принятием (любовь необусловленная достижениями ребенка-спортсмена), поддержкой (сочетание любви и конструктивной критики, без сравнения), эмоциональной включённостью (неравнодушие к спортивным интересам ребенка) [3, c.56].
Стиль воспитания – параметр, характеризующий систему общения в семье.
В отечественной и зарубежной психологии достаточно много работ исследователей, выделяющих основные параметры стилей семейного воспитания: Е.С. Шеффер, Р.К. Белл (автономия-контроль), А.И. Захаров, А.Я. Варга (отвержение-принятие), О. Коннер (требовательность), В. Шутц, Г.Т. Хоментаускас (степень эмоциональной близости), П. Слатер (строгость), А.И. Захаров (непоследовательность-последовательность), Р.Ф. Бейлз (сотрудничество), И. Марковская (авторитетность и удовлетворённость) [2, с. 9].
Установки родительства – параметр, который отражает специфику ценности ребёнка и желаний родителя. В оптимальных детско-родительских отношениях с ребёнком взаимодействуют на уровне партнёрства, без оказания давления, взаимно уважая друг друга, учитывая особенности развития, придерживаясь принципов доверия, открытости и искренности.
На базе Новосибирской Региональной Общественной Организации “Спортивно-Профессиональный Клуб Успех” г. Новосибирска проводилось исследование. Участие принимали 40 человек, из них 20 успешных спортсменов в возрасте 7-10 лет и 20 родителей. К категории «успешных спортсменов» были отнесены дети-спортсмены, занимающиеся систематически, демонстрирующие волю к тренировкам и занятиям, имеющие опыт выступления на соревнованиях и занимающие призовые места.
В исследовании использовалась методика изучения родительских установок и реакций «Опросник И.М.Марковской "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР), позволяющая выявить особенности родительского отношения. Для возрастной категории 7-10 лет использовался вариант для родителей дошкольников и младших школьников. С целью выявления особенностей эмоциональных предпочтений и отношений ребенка к себе, членам семьи и тренеру была использована проективная методика «Разноцветные домики» Н.И. Гоношенко, И.В. Тихомировой.
В результате определения параметров родительского отношения выявлены следующие особенности: последовательность, авторитетность родителя и высокое эмоциональное принятие ребенка, умеренная требовательность, строгость родителя при высокой степени самостоятельности ребёнка.
Данные, полученные по методике И.М.Марковской "Взаимодействие родителя с ребенком" были обработаны по 10 шкалам для каждого испытуемого. Результаты отражены на рисунке «Шкала родительского отношения».
Рис. Шкала родительского отношения
В результате сопоставления показателей методики «Разноцветные домики» с типами родительских установок и отношений, выявленных по методике «Взаимодействия родителей с ребёнком» (ВРР) Марковской И.М. установлено, что выбор «центрального домика для себя» сочетается с демократическим типом. В исследуемых семьях можно говорить о эмоциональной близости между родителями и детьми. Использование методики «Разноцветные домики» в комплексной диагностике эмоциональной сферы дали определённую информацию об отношении ребёнка к членам семьи и тренеру. В особенностях эмоционального отношения детей к своим родителям, существенных различий не выявилось.
Анализ данных эмоционального отношения ребёнка подтверждает взаимосвязь динамических отношений между родительским отношением, установками тренера и детскими эмоциями. Наряду с другими членами семьи, в эмоциональном мире ребёнка ощутимо присутствие тренера.
Таким образом, теоретический анализ литературных источников зарубежных и отечественных исследователей, а также экспериментальное исследование позволяет заключить, что демократический стиль детско-родительского взаимодействия влияет на успешность спортсменов возраста 7-10 лет.
Особенности детско-родительских отношений успешных спортсменов возраста 7-10 лет согласуются с идеями системно-деятельностного подхода, где важны такие элементы деятельности, как результативность и целенаправленность семейных взаимоотношений [4, с. 88]. Психологическими особенностями для стиля воспитания успешных спортсменов возраста 7-10 лет являются высокий уровень последовательности воспитания и эмоционального принятия ребёнка родителем в сочетании с большой поведенческой самостоятельностью ребёнка, средним уровнем строгости на фоне взаимной удовлетворённости отношениями. Кроме того важным фактором успешности спортсменов возраста 7-10 лет является эмоциональное влияние тренера на ребёнка.