Введение
Анализ современной социальной ситуации показал, что образовательной системе необходим учитель, способный глубоко изучать психолого-педагогические явления, уметь наблюдать, анализировать, формулировать и критически оценивать результаты своей деятельности, представлять новые идеи, гибко изменять формы взаимодействия с субъектами педагогического процесса, творчески решать задачи исследования, т. е. формируют профессиональную компетентность [1, c. 145].
В наших реалиях работа учителя носит стойкий информационный характер, для такого рода деятельности характерно высокое напряжение в психологическом плане, а также постоянное развитие и самосовершенствование. Реализация программы модернизации образования педагогов предусматривает более высокие требования к преподавателям, что в целом усложняет процесс обучения и деятельности в целом. Данный аспект деятельности приводит к тому, что требуется более выраженное проявление активности, высокая мотивация, а также оптимальное применение собственных ресурсов и постоянное повышение уровня квалификации, что соответственно и повышает компетенцию [2, c. 243].
Основная часть
Существуют различные виды компетентности. И.Д. Лаптева выделяет три вида компетентности: ключевую, базовую, и специальную. Профессия педагога одновременно нацелена на изменения и управление. А учитывая постоянный контроль над учащимися стоит быть компетентным. Так, концепция педагога являет собой систему теоретических и практических навыков, которые в любой момент могут быть применены для образовательной деятельности и характеризует его профессионализм [3].
В вузовском образовании практически отсутствуют различия в профессиональной подготовке педагога-исследователя и педагога практика; невозможно использовать научно сформированные знания непосредственно в педагогической практике (методическая работа необходима для перевода образовательных знаний в профессиональные); многие дисциплины преподаются как научные, академические без практической ориентации; преобладают традиционные академические формы обучении студентов. В ситуации стремительно меняющейся системы образования, когда деятельность педагога не имеет четкого алгоритма, от него требуется высокая отдача. Если же педагог сам не приложит достаточно усилий, то в дальнейшем он не будет достаточно подготовлен для ведения педагогической деятельности в реальных условиях современной системы образования.
В настоящее время компетентностный подход является приоритетным, направленным на развитие всех аспектов компетентности выпускников вуза. По мнению В.И. Байденко под понятием «компетентный подход» подразумевается внедрение системы схожей европейским «обучением на основе компетенций» [4, с. 3]. Являясь основным в профессиональной деятельности, особенно при переходе к Федеральному государственному стандарту высшего образования (далее ФГОС ВО), он довольно широко изучался в работах отечественных психологов Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, М.И. Лукьяновой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др.
Во ФГОС ВО третьего поколения модель выпускника представлена в компетенциях, таким образом, что компетентностный подход в образовании переходит в стадию самореализации. Но его реализация затруднена по причине того, что концептуальные понятия «компетенция» и «компетентность» имеют большое число определений. А.Н. Дахин, анализируя сложившуюся ситуацию с терминологией, выяснил, что использование их как дань моде повлекло упрощенное толкование и даже отказ от них и возвращение к классическим прототипам (уровень подготовленности выпускника и учебные умения). Для перспективы развития содержания образования понадобились производные от обсуждаемых терминов во множественном числе (в иностранном оригинале они даются в единственном числе) [5, с. 45]. Анализ литературы показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность этих понятий.
В рамках данной статьи понятия «компетенция» и «компетентность» являются основополагающими нашего исследования, поэтому необходимо четко сформулировать и развести эти понятия.
На сегодняшний день известны 2 подхода к определению понятий «компетенция» и «компетентность»:
1-й подход – понятия отождествляются, используются как синонимы у отечественных и зарубежных исследователей этой проблемы. Квинтэссенция идей данного подхода отражена в европейском проекте TUNING, в котором понятие компетенций включает знание и понимание, знание как действовать и знание как быть. То есть это сочетание характеристик, описывающие уровень или степень, которые человек способен реализовать.
2-й подход – понятия дифференцируются (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.). В огромном количестве существующих определений можно найти общие элементы, выявляющие категориальную суть данного концепта. Отметим, что все авторы отошли от отождествления компетенции с суммой знаний, умений и навыков, как это было ранее.
В словаре «Современное российское профессиональное образование» сущность понятия «компетенция» определяется способностью применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Не утратили актуальность определения, которые давали российские исследователи на начальном этапе введения компетентностного подхода в образование. Так, развитие внутренних, потенциальных, сокрытых психологических новообразований (знаний, представлений, программ (алгоритмов) действий, систем ценностей и отношений), по данным «ранних» исследований, находит свое воплощение в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлений [6, с. 6-12]. В этой связи компетентность можно рассматривать как качество, и как уровень деятельности личности.
Обобщим определения, под «компетенцией» понимается как:
– социальная потребность, с ее помощью определяется подготовка учащегося, без которой невозможна продуктивность в процессе дальнейшей деятельности;
– комплексная концепция интеграции, для нее характерно желание реализации навыков и знаний человеком, который будет применен для решения разного рода проблем;
– общее действие, именно данный фактор способствует реализации приобретенных навыков и их дальнейшего воплощения на практике.
В основе компетенции лежит способность к деятельности – совокупность методов – действий, которые заключаются в умении человека применять свои знания на практике.
Обратим внимание, что представленные выше определения также опосредованы категорией деятельности, практической или профессиональной, ее сфер, которые, при условии сформированности компетенции у специалиста, приобретает характер «эффективной» или «продуктивной». Современные исследования уточняют понятие «компетенция».
Например, С.И. Змеёв дает двойное определение: во-первых, это объективные требования, предъявляемые к человеку, выполняющему определенную деятельность; и во- вторых, способность выполнять действия и функции субъекта определенного вида деятельности, основываясь на необходимых знаниях, навыках, личностных характеристиках и ориентации на ценности [7]. М.С. Семидель интерпретирует это уже как комбинацию особенностей и требований (знания, их применение, навыки, обязанности, личностные качества), установленных для подготовки специалистов, которые представляют собой набор потенциальных черт выпускника, ориентированных на будущую профессиональную деятельность [8]. О.Н. Ярыгин показывает значительную краткость: компетенция – это круг проблем, которые необходимо решать в сочетании с критериями достижения цели действия [9].
Изучив теоретические основы двух понятий, следует, что:
1) одни определения компетенции больше ориентированы на внешние проявления действий, другие – на внутренние особенности;
2) знание обозначается как предпосылка для навыков, сочетание которых определяет готовность (способность) к определенному виду действия и деятельности (чаще профессиональной);
3) некоторые определения включают такой элемент, как система ценностей и отношений.
Следует отметить, что компетенции являются динамическими, потому что они не являются инвариантной особенностью в структуре человека, но могут развиваться, улучшаться или полностью исчезать, когда нет стимула для их проявления. Компетенции не связаны исключительно с работой, но могут использоваться в разных профессиях. Они, как и способности, определяют успех во многих видах деятельности. Следствием подготовительного этапа является расширение возможностей учащихся в дальнейшем, особенно на этапе трудоустройства. Компетентность рассматривается как для дальнейшего обучения и развития компетенций. Компетенции проявляются и формируются в процессе деятельности, поэтому разграничить их невозможно, ведь неостановимый поток жизни заставляет разграничивать деятельности и искать закономерности.
Стало очевидно, что компетенции являются процессуальным понятием, т. е. они как проявляются, так и формируются в деятельности; они возникли из потребности в адаптации человека к слишком быстро меняющимся условиям. Компетентность – это интегрированная концепция, которая описывает не только элементы системы, но и связь между ними. Компетентность возникает и развивается в точке соприкосновения человека и мира, описывает потенциал, который проявляется ситуативно, поэтому она может служить основой для оценки только поздних результатов образования. Также компетентность описывает инструменты понимания и действия, которые позволяют обществу воспринимать новые культурные, социальные, экономические и политические реалии. Таким образом, на основании терминологического анализа можно сделать вывод, компетенция не сводится к знаниям или умениям, она является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.
Учитывая немалое количество изменений в области образования, стоит обратить особое внимание на понятие компетентности. Стандарт профессиональной деятельности педагога разработан на основании федеральной системы образования на период с 2016 по 2020 годы. Авторы проекта трактуют понятие «компетентности» – как новое для субъекта деятельности, которое образуется на всех этапах подготовки кадров и представляет собой системное понятие таких явлений, как знания, навыки, способности и индивидуальные качества каждого кадра, которые нацелены на умение решать комплексные задачи [10]. Другие трактуют «компетентность» как компонент общей культуры, то есть умение педагога адаптировать учебный процесс, чтобы он одновременно поддерживал порядок и принимал в учет все ограничения, которые предусматривает общая система образовательного процесса. Третьи понимают данное понятие, как фактор, который сопоставляет реальные знания и навыки с реалиями, то есть с применением полученных знаний в реальных условиях. Четвертые – как единица теоретической и практической готовности учителя к осуществлению учебной деятельности. Следует отметить, что большинство отечественных авторов применяют интегративный подход, понимая профессиональную компетентность как характеристику, которая объединяет профессиональные и личностные качества учителя, отражая уровень знаний, навыков, опыта, необходимых для решения профессиональных задач, выполнения профессиональных педагогических функций. Учитывая все нормы и стандарты, последнее определение будет лучшим образом охватывать все стороны вопроса, учитывая современные реалии.
Заключение
Таким образом, в рамках достаточно быстро развивающего мира высока потребность в компетентных специалистах, которые обладают не только знаниями и умениями в определенной области, а также способностью и готовностью к качественной реализации их в работе. «Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает творческим потенциалом саморазвития».