Права человека на сегодняшний день приобрели поистине мировое значение. В своих проявлениях они стали показателем цивилизованности государств и уровня благосостояния их граждан, источником решения важнейших общесоциальных и личностных проблем. Главная идея, представленная в статье, – концентрация важнейших знаний о правах человека в их историческом, теоретическом и практическом аспектах. Все проблемы в области защиты прав и свобод человека и гражданина требуют глубокого изучения и освоения, поскольку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, человеческое измерение всех процессов, происходящих внутри общества и в современном мире в целом.
Углубляясь в проблематику, можно предположить, что основным камнем преткновения послужило отсутствие контроля по обеспечению соблюдения основных прав и свобод человека в том числе международных прав и свобод.
Международное сообщество признает в качестве международных стандартов совокупность документов, процедур и организаций, принятых и закрепленных на международном уровне, которые в своей деятельности руководствуются принципом Уважения прав человека и обязательством государств не только представлять определенные права отдельным лицам, но и не нарушать их.
В настоящее время эти стандарты действуют исходя из того, что каждое несоблюдение этих норм, закрепленных в рассматриваемых нами документах, влечет за собой деформацию общества и Ущемление прав и свобод человека, независимо от пола, возраста, вероисповедания и принадлежности к какому-либо государству.
Наряду с нашим государством, можно отметить, что последние десятилетия воплощаются в жизнь серьезные общественные преобразования. Россия уверенно, и неуклонно идет по пути построения правового государства. Ускорение этому движению задается глубокими реформами, которые проводятся во всех эшелонах власти, практическая реализация принятых Федеральных Законов и Указов Президента, направленных на создание независимой судебной системы. Рыночная экономика не может быть успешной, если не соблюдаются базовые права человека и гражданина, если до конца не сформировано гражданское общество. Защита базовых прав человека должна быть обеспечена с одной стороны законодательством России, с другой стороны сформированным обществом высокой гражданской ответственности.
Каков же выход? Нужно начать с совершенствования самого закона, потому что в его недоработках и прячутся основные проблемы. Федеральный Закон на то и федеральный, что должен изначально регулировать все вопросы, которые он призван решать. Особое внимание стоит обратить на формулировки. Никакой абстракции и никаких терминов, не имеющих юридического толкования. А когда закон заработает в полной мере, приступить к отлаживанию на местах всей системы оказания бесплатной юридической помощи. Возможно, потребуется установить контроль со стороны социальных служб, возможно, что-то еще. Данные действия должны быть направлены на сокращение количества возможных злоупотреблений в данной сфере. В качестве стимула нужно разработать систему поощрений для тех, кто применяет закон на практике, и на деле оказывает нуждающимся лицам бесплатную юридическую помощь.
Но следует понимать, что права человека останутся пустым звуком, если широким слоям населения будет недоступна бесплатная правовая защита со стороны квалифицированных юристов. Наличие такого права на бесплатную юридическую помощь особенно важно, потому что на его основе реализуются другие, закрепленные в Конституции РФ, права и свободы. В частности, это гарантия равенства всех людей перед законом, выраженная в ч. 1, ст. 19 основного источника государства. Право на бесплатного квалифицированного юриста, предоставляемое государством, уравнивает возможности наиболее обеспеченных людей и малоимущих граждан в ходе судебных разбирательств, поэтому можно отметить что на территории нашего государства законодательная система обеспечивает каждого человека находящегося на ее террарии обязанностями а самое главное правами воспользовавшись которыми он сможет без особого труда и специальной юридической подготовки обеспечить и отстоять свое суверенное право гражданина которое охраняется основным законом Конституцией Российской Федерации и общепризнанными пактами международного права.
Если обратиться к истории, то государственные структуры, оказывающие бесплатную правовую поддержку, стали появляться почти 20 лет назад, с 2002 года. Сначала этим занимались исключительно адвокаты, многие по собственной инициативе. Но в 2005 году Правительство России приняло на этот счет специальное постановление, которое послужило очередным шагом в направлении обеспечения конституционного права граждан на юридическую защиту. Постановление № 534 было направлено на создание в рамках государства целой системы оказания безвозмездной правовой помощи для малообеспеченных слоев населения.
Закон устанавливает типы бесплатной юридической помощи, ее цели и оговаривает принципы оказания. Определяется, кто может являться субъектом в данном случае, и кто имеет право оказывать бесплатную юридическую поддержку, а также описаны требования, предъявляемые к юристам в вопросе оказания бесплатной юридической помощи. Но есть в ФЗ № 324 ряд недочетов, которые выявились со временем. Самый важный пробел – отсутствие критериев, по которым можно понять качество оказываемой бесплатной юридической помощи.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что мероприятия, проведенные в масштабах нашей страны по реализации данного постановления, показали, что затронутая тема очень актуальная и болезненная, имеет большой социальный отклик. Накопленный опыт позволил в итоге создать и принять Федеральный закон от 21.11.2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Это произошло в 2011 году. Данный закон подробно расписывает механизмы предоставления малообеспеченным слоям населения квалифицированной правовой защиты на безвозмездной основе.