Учителя биологии, вместе с учителями литературы и других предметов ставят перед собой вопрос об эстетическом воспитании детей возможными для них средствами – средствами природы – и решают его в процессе преподавания. Этот вопрос в методике биологии совсем неновый, но основательно забытый.
Правильно поставленное преподавание биологии ведется многообразными методами и формами.
Учитель преподает биологию не сухо, формально, с последующим пониманием детьми страниц учебника. Его воспитанники учатся любить растения, выращивать их и изучать их любя.
Учитель, применяющий различные формы и методы обучения детей биологии, использующий в качестве наглядных пособий живые растения, приучающий детей к наблюдению растений и работе с ними, тем самым начинает развивать эстетические вкусы и наклонности.
Познание природы благотворно влияет на сердце и ум человека. Природа дарует тому, кто стремится познакомиться с ней поближе, высокие наслаждения, совершенно недоступные тем, чьи уши и глаза закрыты для ее голосов и красот.
Красота вокруг нас в определенном сочетании форм и красок. Красота природы – это гармония форм, красок, звуков и запахов. Пусть же наши дети ощутят и полюбят ее. Пусть им будет понятен язык природы: краски неба, нежная зелень весенней листвы и прелесть лесной земляники на солнечном пригорке. И святая обязанность взрослых научить детей смотреть и видеть красоту в окружающем мире, создавать для них возможности получать новые впечатления.
Детям надо помочь замечать прекрасное, обращая их внимание на форму, окраску цветка, красоту облачка, прелесть молодого листа.
Обычно больше всего наши взоры обращаются на растения. Они вызывают у нас богатые эмоции потому, что всегда являются перед нами в новом уборе. Разбудить интерес к ним, к их жизни, к работе с ними – благодарная задача учителя.
Каждый, кто знает и любит детей, не может не согласиться с утверждениями В. Н. Исаенко и Д. И. Трайтака, что яркий солнечный день, веселые птичьи голоса, зелень травы и красота цветущих растений вызывают у детей душевный подъем. Они оживляются, им хочется играть, воображение подсказывает новые забавы. Дети становятся мягче, добрее друг к другу, у них появляется желание сделать что-то приятное для других.
Тысячами невидимых нитей прирастает ребенок к родной земле, и в этой привязанности, в этой любви к Родине он всегда найдет неиссякаемый источник всего светлого и благородного. И такой человек всегда будет трудиться во славу Родины, которая вскормила его и дала все богатства жизни. Его девизом будет: «Родина моя прекрасна, но я волью себя в нее, и она станет лучше» («Половчанские сады» Леонида Леонова). В этих немногих словах заключена большая жизненная правда человека – прежде всего патриота. В них звучит гордость за Отчизну и благодарность ей; в них достоинство и оптимизм человека, который верит в свои силы.
«Каждый должен украшать свою землю», – вот девиз учителя В. Н. Исаенко. Стремятся развивать хороший вкус у детей в оценке предметов быта и, главное, активное умение организовать его красоту. Любовь к родной природе во многом совпадает с патриотическим чувством. То и другое чувство – кровная сыновняя привязанность к родной земле, земле дедов и прадедов. В своей непосредственности она возникает с детства; возмужание и зрелость дают сознательность, и тогда это – несокрушимая сила: то, что любит человек, то и бережет, охраняет.
«Охрану природы я считаю делом святым. Это сохранение и умножение красот Родины. Оно прямо пропорционально патриотизму: чем больше человек вложит в дело Родины крови, ума, труда, таланта, – говорит писатель Леонид Леонов, – тем она ему дороже. Так вырастают большие патриоты».
Вопрос в том, как встретится человек с природой будучи взрослым.
Дело заключается в том, чтобы не только замечать и видеть красоты природы, но и охранять, беречь ее, разумно использовать природные дары, -своими руками создавать и приумножать эти богатства.
Учащиеся расчищают пустыри и создают на их месте культурные опытные участки, притом обязательно красивые по планировке и подбору растений. Они работают по оборудованию кабинетов школ, по устройству живых уголков дома. Больше того, дети творчески подходят к своим обязанностям. Надо не только правильно сделать грядку, но и оформить ее, красиво расположить растения, подобрать со вкусом букет и т. д.
Привлекая учащихся к труду на участке, к уходу за садом, к работе в живом уголке, учитель требует, чтобы задание было выполнено тщательно и точно.
Поэтому очень важно в воспитательном отношении, развивая эстетические вкусы у детей, одновременно прививать им известную культуру труда и быта.
Неслучайно учитель биологии, желающий помочь детям увидеть красоту природы, призывает для этого разнообразные средства. Пейзажи кисти лучших художников помогают воссоздать в воображении детей виденные ими картины природы, вновь пережить ощущения, испытанные в лесу, на берегу озера или реки. Стихи Пушкина «помогли увидеть живые краски осени», – пишет Д. И. Трайтак.
Учитель готовит детей к восприятию красот природы, демонстрируя на уроках репродукции картин художников Шишкина, Левитана и др. Учитель биологии вступает в контакт с учителями литературы, музыки, изобразительного искусства, чтобы всем вместе воспитывать и направлять эстетические восприятия учащихся. Когда учащиеся, приехав в Москву, посетили Третьяковскую галерею, то восторгам их не было границ. Они восхищались и были способны пережить высокие минуты наслаждения искусством, потому что школа разбудила в них эти способности, дала им возможность понимать картины.
Задача учителя состоит в том, чтобы использовать средства искусства с педагогическим тактом, чувством меры, на своем месте и в системе. Тогда искусство побуждает детей к более глубокому общению с природой, а это общение, обостряя восприятие, приобщает детей к высокому искусству.
Мысли, чувства детей становятся богаче, полнее. «Я не думала, что описания природы так интересны, – пишет одна ученица, раньше при чтении я их почти всегда пропускала... Теперь я их буду внимательно перечитывать, и присматриваться и отыскивать красивые картины и окружающей нас природе».
Мальчик, глядя па «Золотую осень» Левитана, говорит: «И сколько бы я на нее ни смотрел, она всегда остается самой хорошей и никогда не надоедает. Мне нравится в ней голубизна осеннего неба и прозрачная синева реки и особенно багряно-золотой покров леса. Когда я на нее смотрю, мне вспоминается наш лес, с его золотой листвой осин, с оранжевыми листьями яблонь и боярышника, с багряно-красными листьями рябины, тихий и печальный шум листопада и особенный, осенний запах».
Естественные науки К. Д. Ушинский справедливо ставил на первое место в образовании и воспитании за их значение для развития ума, логических способностей, нравственных качеств.
Система уроков биологии – один из основных элементов нравственно-эстетического воспитания школьников. Основной задачей преподавателя является подготовка школьника к жизни, то есть к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Средствами своего предмета мы способствуем развитию у каждого ученика тех способностей, которые заложены в нём от природы, сформированы родителями.
Успех в образовательном процессе во многом зависит от удачной формулировки проблемы урока и от умения учителя направить рассуждения учащихся в нужное русло. При конструировании урока приоритет отдаём творческой самореализации школьников. Работу учащихся на уроках по изучению нового материала организуем по следующей схеме:
I. Выдвижение проблемы (цель)
II. Создание мотивов к обучению: слово, стихи, музыка, наглядность, видеосюжет, эксперимент
III. Принятие цели учащимися, определение учебной задачи
- анализ имеющихся знаний, способов познания
- совместное планирование
- выбор технологии (форма проведения урока)
- раздаточный материал (таблицы, рисунки, схемы)
IV. Усвоение знаний
- индивидуальная работа
- работа в парах
- коллективная работа (работа в группах)
V. Подготовка проектов решения заданной проблемы (в виде схем, диаграмм, таблиц, рассказа – по выбору)
VI. Социализация – предъявление результатов работы коллективу
VII. Совместный анализ, проект и постановка новой проблемы
VIII. Рефлексия – эмоциональное, интеллектуальное осмысление своей деятельности.
Считаем, что познавательная активность, вера в успех, вдохновение рождают интерес к предмету, а он, в свою очередь, влияет на эффективность обучения.
И если педагог свое влияние на детей построит на использовании воспитательного влияния на них природы, какое могучее орудие окажется в его руках для развития молодой души, для воспитания молодежи!