научный журнал «Актуальные исследования» #12 (91), апрель '22

Индивидуальное образование и его характеристики

В данной статье представлена информация об индивидуальном обучении и его применении в образовательном процессе, а также его эффективности.

Аннотация статьи
методы
способы обучения
индивидуальное обучение
учебный процесс
индивидуальный подход
скорость
Ключевые слова

Сегодня в образовании используются различные формы обучения. Используя эти методы, важно организовать образование в соответствии с современными требованиями.

Одной из наиболее активных форм обучения является индивидуальное обучение. Индивидуальный процесс обучения позволяет преподавателю взаимодействовать с учащимися индивидуально. Студенты будут продолжать учиться самостоятельно по учебникам, компьютерам, наглядным пособиям и раздаточным материалам.

При индивидуальном обучении учитель организует учебные занятия, оказывающие педагогическое воздействие на ученика. В этом виде обучения преподаватель ведет процесс обучения вне группы учащихся.

Индивидуальное обучение является одной из древнейших форм обучения и широко применялось в древности и средневековье. Суть этой древней формы обучения заключается в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально. Индивидуальная форма обучения была уникальной в средние века и широко применялась в некоторых странах вплоть до 18 века. На более поздних этапах развития общества это нашло отражение в процессе семейного воспитания в аристократических, зажиточных семьях и других слоях общества.

Основное преимущество индивидуального обучения состоит в том, что оно позволяет учащемуся полностью индивидуализировать содержание, методы и темп учебной деятельности, следить за результатами каждого своего действия и действия при решении конкретных задач. В индивидуальном обучении участвует преподаватель с высокой педагогической квалификацией.

В конце 19 - начале 20 веков актуальным считался вопрос индивидуализации обучения, который имел различия в психическом развитии учащихся. Эта форма образования в США делится на две части.

Первая часть – планирование урока со всем классом, вторая – проведение индивидуальных занятий с учащимися, нуждающимися в таких занятиях, с теми, кто хочет следовать общепринятым нормам или углубить свои знания, то есть проводится с теми, кто обладает относительно развитыми способностями.

Индивидуальное обучение широко используется в Узбекистане на протяжении многих лет. Его влияние, особенно в прикладном искусстве и ремеслах, отразилось на образовании учителей и учеников. Индивидуально обучались известные народные мастера Тошполат Арслонкулов, Уста Ширин Муродов, Кадыржон Хайдаров, Махмуд Усманов, Хамро Рахимов. Индивидуальное обучение дает возможность в полной мере учитывать индивидуальные особенности детской психики, природные склонности к наукам и профессиям.

В конце ХХ века в нашей стране возрастает внимание к индивидуальному образованию. В частности, введение системы тестирования при поступлении в колледжи и вузы привело к развитию репетиторства для индивидуального обучения.

Методы и темпы индивидуализированного процесса обучения выбираются и обеспечиваются различными педагогическими, психолого-педагогическими и организационно-управленческими мероприятиями. Этот вид обучения является основным средством достижения воспитательных целей. Основой индивидуализированного обучения является установление индивидуально-педагогических особенностей учащегося. По результатам выбирается метод обучения. Тренировочный процесс будет осуществляться в соответствии с принятыми технологиями, правилами и принципами.

Самый эффективный метод обучения в системе образования предполагает индивидуальный подход. Индивидуальный подход – это такой, при котором любое педагогическое воздействие реализуется через личностные возможности личности.

В процессе индивидуального подхода следует учитывать следующие особенности:

  • Возрастные характеристики;
  • Персона;
  • Способности;
  • Нервная система;
  • Темперамент;
  • Тип мышления;
  • Физическое здоровье.

Преимуществом индивидуального обучения является способность педагогического процесса адаптироваться к способностям обучаемого. В этом случае создается максимально благоприятный педагогический процесс в результате постоянного контроля уровня знаний учащегося и внесения необходимых коррективов.

Индивидуальный подход является педагогическим принципом, в педагогическом процессе взаимодействие педагога с учащимися строится с учетом их индивидуальных особенностей и создает психолого-педагогическую среду для развития всей группы и каждого учащегося.

Индивидуальный подход является ключевой частью педагогического процесса, при котором все учащиеся активно участвуют в процессе обучения. Российские и зарубежные ученые сосредоточили внимание на научной основе связи индивидуального подхода с нервной системой. Например, русский педагог Я.А.Коменский четко указывает, что индивидуальный подход должен осуществляться с учетом процесса обучения и воспитания детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, и эти особенности должны определяться путем систематических наблюдений [8]. Один из наших дополнительных преподавателей, К.Д.Ушинский разрабатывает метод индивидуального подхода к детям, основы воспитания у них хороших привычек. В то же время он подчеркивает творческий характер решения проблем, которые не могут быть организованы на основе каких-либо конкретных процедур в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку. Известный русский ученый Е.Н.Водовозова утверждает, что для всестороннего анализа действий воспитателей и родителей необходимо знать научные основы его психологии и физиологии. Он предупредил, что невозможно разработать единые правила для всех детей, так как дети отличаются своими индивидуальными особенностями.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при решении ряда педагогических задач, например, в организации и воспитании детских коллективов, трудового воспитания и игры детей. Когда ученый реализует общую программу развития личности, педагог должен вносить в нее «Корректировку» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Он подчеркивал, что общее и конкретное в человеческом характере тесно переплетены, что это «запутанные узлы» и что индивидуальный подход к детям сложен. По его мнению, в процессе обучения и воспитания необходимо обращать внимание на положительные качества ребенка, это главная отправная точка в системе общего образования и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому необходимо выявлять в каждом ребенке, прежде всего, положительные стороны поведения и установок и на этой основе укреплять его уверенность в собственных силах и возможностях. С раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую активность, инициативу [7].

В.А.Сухомлинский подчеркивал важность развития индивидуальности личности ребенка в индивидуальном обучении. Индивидуальные особенности ребенка связаны с его нервной системой [6]. И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности раскрыл основные черты нервных процессов. На основе изучения протекания этих процессов мы сегодня знаем из типов темперамента, что он выделил 4 типа верхней нервной системы. Важно понимать процесс формирования у детей, который имеет такие важные психологические характеристики, как темперамент и характер. Оказывается, тип нервной системы является той физиологической основой, в которой позднее формируются особенности темперамента и поведения ребенка.

Таким образом, основное преимущество индивидуализированного обучения состоит в том, что оно полностью индивидуализирует содержание, методы и темп учебной деятельности ребенка. Он имеет возможность систематически и быстро контролировать ход и результаты деятельности учащегося, позволяя как учащемуся, так и учителю своевременно вносить необходимые коррективы в процессе обучения. Это обеспечивает высокую эффективность учебного процесса.

Текст статьи
  1. Очилов М. Новые педагогические технологии. – Т.: Насаф, 2000 г.
  2. Юлдашев Ю.Г., Усманов С. Передовые педагогические технологии. - Т.: Учитель, 2004.
  3. Борисенко, В.Н. …Частицу сердца отдал мне: [о В.А.Сухомлинском] / В.Н.Борисенко. – СПб : Сазанов А., 201 – 135 с.
  4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: 2019 г.
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/28/individualnyy-podkhod-v-obuchenii-i-vospitanii-detey-doshkolnogo
  6. Эрматова Г.П. Вопросы формирования социального интеллекта. - Журнал психологии, 2021, С. 103-108.
  7. Улугбердиева Д.К. Роль изобразительной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста. - Коллоквиум-журнал, 2021. C.56-5
  8. Кубаева М.Б. Внедрение наглядно-дидактических игр в экологическое воспитание учащихся дошкольных образовательных организаций // Научно-исследовательский журнал филологических наук, 2022.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября