Проблема ранней профориентации является актуальной, поскольку в дошкольном детстве закладываются основы знаний об окружающем, понимание ценности труда людей. Также остро стоит сейчас проблема приобщения ребенка к социальному миру, поскольку в нашем обществе произошла переоценка многих жизненных ценностей.
В нашей деятельности мы ориентировались на создание необходимых условий для возникновения у детей устойчивого интереса к миру профессий данного региона, систематизации представлений о них.
Достижение планируемых результатов предполагало решение следующих задач:
- Обогащать и расширять у детей знания о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- Формировать системный характер представлений о профессиях, как важнейшего условия воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду человека.
- Воспитывать интерес к производственным предприятиям родного города.
В работе с детьми использовались следующие формы работы: организованная образовательная деятельность, тематические беседы; нетрадиционные формы – профминутки, оценка деятельности через авторского персонажа-медвежонка Умка, «гостиница коллекций», модель трудового процесса «трудовичок», а также виртуальные экскурсии.
Для ознакомления с профессиями, начиная с младшей группы, нами использовались следующие формы и методы работы: чтение художественной литературы, игровые ситуации, игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры и другие формы деятельности, которые реализовывались в течение режимных моментов, в свободной и совместной деятельности педагога и ребенка. Игры с предметами подразумевали использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых: «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберем ящик с инструментами»; настольно-печатные игры: «Найди два одинаковых инструмента», «Что нужно доктору?», «Что есть в магазине?» и т.д.
В старшем возрасте нами широко использовались «профминутки» – моделирование различных ситуаций о деятельности людей различных профессий. Особый интерес у детей вызвала «гостиница коллекций», регулярно меняющая своё содержание, где ребята знакомились с многообразием предметов, необходимых для людей различных профессий.
Каждый вид трудовой деятельности состоит из определённых этапов. Важным моментом является умение воспринимать трудовой процесс расчлененно, поэтому детям мы преподносили наглядно – схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса, названную нами «трудовичок». По модели дети успешно знакомились с разными видами труда взрослых.
Осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии у ребят живее и ярче, получается, через ознакомление с профессиями самых близких людей – родителей. В созданной нами выставке профессий «Мамы, папы-мастера» отразилась деятельность каждого родителя. Глядя на плакат, ребята начинали задумываться о своей будущей трудовой деятельности.
Интерес к профессиональной деятельности взрослых значительно возрастает у ребят при непосредственном участии родителей: рассказ о своей профессии с демонстрацией предметов своего труда, виртуальные экскурсии по месту работы, беседы о важности выбранной профессии. Из уст родителей ребята узнали о профессиях родителей нашей местности: МКУК «Айдарский СДК», МБУК «Центральная библиотека Ровеньского района» Айдарская сельская библиотека филиал, МБУ «Ровеньский краеведческий музей». ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» и др.
Педагогическую деятельность в данном направлении считаем продуктивной и перспективной. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.