Главная
АИ #12 (91)
Статьи журнала АИ #12 (91)
Формирование начальных представлений о профессиях у детей дошкольного возраста п...

Формирование начальных представлений о профессиях у детей дошкольного возраста посредством различных форм детальности

Автор(-ы):

Савенко Ирина Викторовна

Ильченко Елена Александровна

Журавлёва Валентина Ильинична

Ряднова Светлана Викторовна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

профориентация
профессиональная деятельность
разные виды труда
профессии

Аннотация статьи

В данной статье кратко описан опыт работы воспитателей по формированию начальных представлений о профессиях у детей дошкольного возраста посредством различных форм деятельности.

Текст статьи

Проблема ранней профориентации является актуальной, поскольку в дошкольном детстве закладываются основы знаний об окружающем, понимание ценности труда людей. Также остро стоит сейчас проблема приобщения ребенка к социальному миру, поскольку в нашем обществе произошла переоценка многих жизненных ценностей.

В нашей деятельности мы ориентировались на создание необходимых условий для возникновения у детей устойчивого интереса к миру профессий данного региона, систематизации представлений о них.

Достижение планируемых результатов предполагало решение следующих задач:

  1. Обогащать и расширять у детей знания о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
  2. Формировать системный характер представлений о профессиях, как важнейшего условия воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду человека.
  3. Воспитывать интерес к производственным предприятиям родного города.

В работе с детьми использовались следующие формы работы: организованная образовательная деятельность, тематические беседы; нетрадиционные формы – профминутки, оценка деятельности через авторского персонажа-медвежонка Умка, «гостиница коллекций», модель трудового процесса «трудовичок», а также виртуальные экскурсии.

Для ознакомления с профессиями, начиная с младшей группы, нами использовались следующие формы и методы работы: чтение художественной литературы, игровые ситуации, игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры и другие формы деятельности, которые реализовывались в течение режимных моментов, в свободной и совместной деятельности педагога и ребенка. Игры с предметами подразумевали использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых: «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберем ящик с инструментами»; настольно-печатные игры: «Найди два одинаковых инструмента», «Что нужно доктору?», «Что есть в магазине?» и т.д.

В старшем возрасте нами широко использовались «профминутки» – моделирование различных ситуаций о деятельности людей различных профессий. Особый интерес у детей вызвала «гостиница коллекций», регулярно меняющая своё содержание, где ребята знакомились с многообразием предметов, необходимых для людей различных профессий.

Каждый вид трудовой деятельности состоит из определённых этапов. Важным моментом является умение воспринимать трудовой процесс расчлененно, поэтому детям мы преподносили наглядно – схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса, названную нами «трудовичок». По модели дети успешно знакомились с разными видами труда взрослых.

Осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии у ребят живее и ярче, получается, через ознакомление с профессиями самых близких людей – родителей. В созданной нами выставке профессий «Мамы, папы-мастера» отразилась деятельность каждого родителя. Глядя на плакат, ребята начинали задумываться о своей будущей трудовой деятельности.

Интерес к профессиональной деятельности взрослых значительно возрастает у ребят при непосредственном участии родителей: рассказ о своей профессии с демонстрацией предметов своего труда, виртуальные экскурсии по месту работы, беседы о важности выбранной профессии. Из уст родителей ребята узнали о профессиях родителей нашей местности: МКУК «Айдарский СДК», МБУК «Центральная библиотека Ровеньского района» Айдарская сельская библиотека филиал, МБУ «Ровеньский краеведческий музей». ОГБУЗ «Ровеньская ЦРБ» и др.

Педагогическую деятельность в данном направлении считаем продуктивной и перспективной. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Список литературы

  1. Залялиева Д.Р., Шафикова Л.И. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – Изд-во: Мозаика-синтез. – 2015. - №5. – С.188-190.
  2. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012. № 2.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014. - С.23-25.
  4. Интернет-ресурсы: https://педпроект.рф/белоусова-ранняя-профориентация; https://mbdou116.caduk.ru/p8aa1.html

Поделиться

1429

Савенко И. В., Ильченко Е. А., Журавлёва В. И., Ряднова С. В. Формирование начальных представлений о профессиях у детей дошкольного возраста посредством различных форм детальности // Актуальные исследования. 2022. №12 (91). С. 93-95. URL: https://apni.ru/article/3885-formirovanie-nachalnikh-predstavlenij-o-prof

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля