Проблема профессионального самоопределения и механизмов влияния на него активно обсуждается в педагогической теории и практике [1, 2] и отчасти регламентируется нормативными документами. Так, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться [3].
Главная цель профессионального самоопределения – это постепенное формирование у ребенка готовности рассматривать себя стремительно созревающей личностью в рамках определенного времени и пространства, постепенно расширяя свои возможности и максимально их реализуя. Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного воспитания и предполагает в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать различные задачи в этой области. И поэтому мы считаем, что организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения ребенка в различные группы профессий. Таким образом выстраивается модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится строить социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда.
Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и посильного физического труда, что является основой многих специальностей. Сущность деятельностного подхода сформулирована в китайском изречении: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю». С этой целью в нашей группе, которую посещают дети старшего дошкольного возраста, педагогами было решено организовать детскую мастерскую, где ребенок смог бы упражняться в умении самостоятельно наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, выбирать, добиваться поставленной цели. Мастерская представляет собой специальную среду с учетом специфики каждой профессии и создает условия для создания игрового сюжета. Деятельность в мастерской выстраивается по определенному алгоритму: создание условий для мотивации детей, формулирование целей, подбор нужных средств, реализация, получение результатов, подведение итогов, рефлексия и, конечно же, выход на самостоятельную деятельность ребенка. На начальном этапе в будущей мастерской внимание дошкольников было обращено на то, что появился дом для кукол: его только что построил плотник нашего детского сада, для того чтобы дети играли в нем с куклами. Но домик абсолютно пустой, куклам в нем будет совсем неуютно. И тогда поступило много предложений от детей, что нужно сделать в нем, чтоб куклам там понравилось.
Таким образом, на основе детских предложений было выделено четыре направления работы в мастерской.
Первое направление – «Мастерская дизайнеров интерьера» – включает в себя творческие профессии: «дизайнер интерьера», «колорист», «багетный мастер».
Среда представлена:
- дидактическим играми: «Цветное панно», «Маленький дизайнер», «Сложи узор», «Мы - дизайнеры», «Подбери заплатку»;
- наглядным материалом: «Инструменты», «Такая разная мебель», альбомами «Моя любимая комната», «Креативное рукоделие», «Ручной труд», «Мой дом»;
- коллекциями: «Виды обоев», «Коллекция тканей», «Виды багета», «Отделочные материалы», «Коллекция кафельной плитки», «Интерьер»;
- алгоритмами, моделями трудового процесса; - оборудованием (колбочки, пипетки, деревянные палочки, полоски-тестеры и др.) и схемами для смешивания цветов, цветовой палитрой;
- материалами для изобразительной деятельности, нетрадиционными материалами для декора (ленты, перья, бусины, веточки и т. д.);
- трафаретами, штампами, шаблонами, заготовками для обрамления картин и фотографий, белыми халатами, защитными очками, резиновыми перчатками и др.
В этой мастерской дети погружаются в творческие профессии: дизайнеры составляют проект интерьера каждого помещения в доме, выбирают отделочные материалы для ремонта, подбирают необычные цветовые решения для интерьера; колористы добывают нужный оттенок цвета путем смешивания в специальной мобильной лаборатории. Багетные мастера изготавливают рамки для картин и фотографий из разных материалов (дерева, картона, пластика, природного материала и др.), затем декорируют их. На этапе, когда детская мастерская только начинала свою работу, дизайнеры сами придумывали материалы для ремонта: они производили обои и кафельную плитку ручной работы. Декорировали эти материалы с помощью трафаретов, штампов, различных наклеек, отправляли на просушку [5].
Второе направление – «Мастерская по ремонту жилья» – включает в себя профессии «маляр», «плиточник»,
«электрик» [6].
Среда представлена:
- алгоритмами, схемами, моделями трудового процесса;
- альбомами «Инструменты», «Виды отделочных материалов», «Что нужно электрику», «Что нужно для ремонта»;
- коллекциями «Инструменты для ремонта», «Коллекция обоев», «Отделочные материалы»;
- электронным конструктором, схемами сборки, чемоданчиком электрика с инструментами;
- рулонами обоев, заготовками из ПВХ-пластика для изготовления плитки;
- нетрадиционными материалами для декора, декоративными наклейками, материалами для изобразительной деятельности;
- фартуками, резиновыми перчатками;
- валиками, кистями, шпателями, лотками для клея;
- трафаретами, штампами, шаблонами [7].
Третье направление – «Мастерская плотника» – включает в себя профессию «плотник».
Среда представлена:
- специальным верстаком для плотника с настоящими инструментами (молоток, отвертки, ножовки, уровень, рулетка и др.) и тисками;
- дидактическим материалом «Мебель», «Профессии», «История мебели»;
- альбомами «Мебель в моем доме», «Мебельный салон», «Инструменты плотника», «Виды гвоздей»;
- пооперационными картами сборки мебели, моделями трудового процесса, технологическими картами изготовления кукольной мебели;
- деревянными заготовками;
- разными видами строительного конструктора и др. [8].
Четвертое направление – «Швейная мастерская» – включает профессии «швея», «закройщик», «вышивальщица».
Среда представлена:
- швейными машинками;
- наборами швеи и закройщицы (сантиметровые ленты, нитки, лекала, мелки, иголки);
- альбомами «Лоскутное шитье», «Шьем для дома», «Чудеса из ненужных вещей», «Плетение», «Наши руки не знают скуки», «Моя мама – рукодельница» и др.;
- наборами вышивальщицы (пяльцы, нитки мулине, схемы вышивки, иголки, наборы для декора);
- фартуками, косынками;
- коллекциями журналов «Креативное рукоделие», «Ручной труд», «Плетем из бисера», «Плетем из ниток», «Мой дом»;
- пооперационными картами по ручному труду, схемами, моделями трудового процесса;
- материалами для декора [9].
Результатом нашей работы стал уютный кукольный дом с электричеством, мебелью, домашним текстилем (скатертями, постельным бельем, лоскутными одеялами, занавесками), картинами и фотографиями. Но на этом работа не закончена. В дальнейшем мы мечтаем погрузиться в такие профессии, как «часовщик», «кровельщик», «ландшафтный дизайнер», «гончар» и др.
В процессе занятий у ребенка закладываются основы таких личностных качеств, как привычка к трудовому усилию и способность работать в коллективе, что является определяющим условием для дальнейшей социально-бытовой ориентировки и адаптации детей в обществе [10]. Невозможно описать восторг детей, когда они занимаются тем, что обычно является трудовой деятельностью взрослого человека, и начинают гордиться результатом своей работы; к ним приходит понимание, что все люди трудятся на благо других людей, и они сегодня тоже сделали что-то полезное.