Организация детских мастерских как эффективный метод ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье описан опыт организации первичной профессионализации детей старшего дошкольного возраста методом погружения ребенка в различные группы профессий, тем самым выстраивая модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится строить социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда.

Аннотация статьи
профессиональное окружение дошкольника
ранняя профориентация
детская мастерская
Ключевые слова

Проблема профессионального самоопределения и механизмов влияния на него активно обсуждается в педагогической теории и практике [1, 2] и отчасти регламентируется нормативными документами. Так, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться [3].

Главная цель профессионального самоопределения – это постепенное формирование у ребенка готовности рассматривать себя стремительно созревающей личностью в рамках определенного времени и пространства, постепенно расширяя свои возможности и максимально их реализуя. Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного воспитания и предполагает в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать различные задачи в этой области. И поэтому мы считаем, что организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения ребенка в различные группы профессий. Таким образом выстраивается модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится строить социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда.

Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и посильного физического труда, что является основой многих специальностей. Сущность деятельностного подхода сформулирована в китайском изречении: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю». С этой целью в нашей группе, которую посещают дети старшего дошкольного возраста, педагогами было решено организовать детскую мастерскую, где ребенок смог бы упражняться в умении самостоятельно наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, выбирать, добиваться поставленной цели. Мастерская представляет собой специальную среду с учетом специфики каждой профессии и создает условия для создания игрового сюжета. Деятельность в мастерской выстраивается по определенному алгоритму: создание условий для мотивации детей, формулирование целей, подбор нужных средств, реализация, получение результатов, подведение итогов, рефлексия и, конечно же, выход на самостоятельную деятельность ребенка. На начальном этапе в будущей мастерской внимание дошкольников было обращено на то, что появился дом для кукол: его только что построил плотник нашего детского сада, для того чтобы дети играли в нем с куклами. Но домик абсолютно пустой, куклам в нем будет совсем неуютно. И тогда поступило много предложений от детей, что нужно сделать в нем, чтоб куклам там понравилось.

Таким образом, на основе детских предложений было выделено четыре направления работы в мастерской.

Первое направление – «Мастерская дизайнеров интерьера» – включает в себя творческие профессии: «дизайнер интерьера», «колорист», «багетный мастер».

Среда представлена:

  • дидактическим играми: «Цветное панно», «Маленький дизайнер», «Сложи узор», «Мы - дизайнеры», «Подбери заплатку»;
  • наглядным материалом: «Инструменты», «Такая разная мебель», альбомами «Моя любимая комната», «Креативное рукоделие», «Ручной труд», «Мой дом»;
  • коллекциями: «Виды обоев», «Коллекция тканей», «Виды багета», «Отделочные материалы», «Коллекция кафельной плитки», «Интерьер»;
  • алгоритмами, моделями трудового процесса; - оборудованием (колбочки, пипетки, деревянные палочки, полоски-тестеры и др.) и схемами для смешивания цветов, цветовой палитрой;
  • материалами для изобразительной деятельности, нетрадиционными материалами для декора (ленты, перья, бусины, веточки и т. д.);
  • трафаретами, штампами, шаблонами, заготовками для обрамления картин и фотографий, белыми халатами, защитными очками, резиновыми перчатками и др.

В этой мастерской дети погружаются в творческие профессии: дизайнеры составляют проект интерьера каждого помещения в доме, выбирают отделочные материалы для ремонта, подбирают необычные цветовые решения для интерьера; колористы добывают нужный оттенок цвета путем смешивания в специальной мобильной лаборатории. Багетные мастера изготавливают рамки для картин и фотографий из разных материалов (дерева, картона, пластика, природного материала и др.), затем декорируют их. На этапе, когда детская мастерская только начинала свою работу, дизайнеры сами придумывали материалы для ремонта: они производили обои и кафельную плитку ручной работы. Декорировали эти материалы с помощью трафаретов, штампов, различных наклеек, отправляли на просушку [5].

Второе направление – «Мастерская по ремонту жилья» – включает в себя профессии «маляр», «плиточник»,

«электрик» [6].

Среда представлена:

  • алгоритмами, схемами, моделями трудового процесса;
  • альбомами «Инструменты», «Виды отделочных материалов», «Что нужно электрику», «Что нужно для ремонта»;
  • коллекциями «Инструменты для ремонта», «Коллекция обоев», «Отделочные материалы»;
  • электронным конструктором, схемами сборки, чемоданчиком электрика с инструментами;
  • рулонами обоев, заготовками из ПВХ-пластика для изготовления плитки;
  • нетрадиционными материалами для декора, декоративными наклейками, материалами для изобразительной деятельности;
  • фартуками, резиновыми перчатками;
  • валиками, кистями, шпателями, лотками для клея;
  • трафаретами, штампами, шаблонами [7].

Третье направление – «Мастерская плотника» – включает в себя профессию «плотник».

Среда представлена:

  • специальным верстаком для плотника с настоящими инструментами (молоток, отвертки, ножовки, уровень, рулетка и др.) и тисками;
  • дидактическим материалом «Мебель», «Профессии», «История мебели»;
  • альбомами «Мебель в моем доме», «Мебельный салон», «Инструменты плотника», «Виды гвоздей»;
  • пооперационными картами сборки мебели, моделями трудового процесса, технологическими картами изготовления кукольной мебели;
  • деревянными заготовками;
  • разными видами строительного конструктора и др. [8].

Четвертое направление – «Швейная мастерская» – включает профессии «швея», «закройщик», «вышивальщица».

Среда представлена:

  • швейными машинками;
  • наборами швеи и закройщицы (сантиметровые ленты, нитки, лекала, мелки, иголки);
  • альбомами «Лоскутное шитье», «Шьем для дома», «Чудеса из ненужных вещей», «Плетение», «Наши руки не знают скуки», «Моя мама – рукодельница» и др.;
  • наборами вышивальщицы (пяльцы, нитки мулине, схемы вышивки, иголки, наборы для декора);
  • фартуками, косынками;
  • коллекциями журналов «Креативное рукоделие», «Ручной труд», «Плетем из бисера», «Плетем из ниток», «Мой дом»;
  • пооперационными картами по ручному труду, схемами, моделями трудового процесса;
  • материалами для декора [9].

Результатом нашей работы стал уютный кукольный дом с электричеством, мебелью, домашним текстилем (скатертями, постельным бельем, лоскутными одеялами, занавесками), картинами и фотографиями. Но на этом работа не закончена. В дальнейшем мы мечтаем погрузиться в такие профессии, как «часовщик», «кровельщик», «ландшафтный дизайнер», «гончар» и др.

В процессе занятий у ребенка закладываются основы таких личностных качеств, как привычка к трудовому усилию и способность работать в коллективе, что является определяющим условием для дальнейшей социально-бытовой ориентировки и адаптации детей в обществе [10]. Невозможно описать восторг детей, когда они занимаются тем, что обычно является трудовой деятельностью взрослого человека, и начинают гордиться результатом своей работы; к ним приходит понимание, что все люди трудятся на благо других людей, и они сегодня тоже сделали что-то полезное.

Текст статьи
  1. Сичинский. Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи: Ценностно-ориентационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. - 2016. - № 2 (10). - С. 9-12.
  2. Сташкевич. И. Р. Профориентационные возможности интернет-ресурса «Атлас профессий» [Текст] / И. Р. Сташкевич, А. М. Чашкин // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона : проблемы и перспективы : сб. статей по материалам всеросс. науч. практ. конф. - 2016. - С. 304–310.
  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: [приказ М-ва образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244.
  4. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]: [распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.
  5. Образовательные ситуации в детском саду: Из опыта работы [Текст] / авт.- сост.: З. А. Михайлова, А. С. Каменная, О. Б. Васильева. - СПб.: Детство - Пресс, 2014. - 96 с.
  6. Дыбина, О. В. Ознакомление с предметным и социальным миром: Старшая группа [Текст] / О. В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 80 с.
  7. Дыбина, О. В. Ознакомление с предметным и социальным миром: Подготовительная к школе группа [Текст] / О. В. Дыбина. - М.: Мозаика - Синтез, 2016. - 80 с.
  8. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала [Текст] / Л. В. Куцакова. - М.: Мозаика - Синтез, 2018. - 64 с.
Список литературы