Главная
АИ #12 (91)
Статьи журнала АИ #12 (91)
Организация детских мастерских как эффективный метод ранней профориентации детей...

Организация детских мастерских как эффективный метод ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

ранняя профориентация
профессиональное окружение дошкольника
детская мастерская

Аннотация статьи

В данной статье описан опыт организации первичной профессионализации детей старшего дошкольного возраста методом погружения ребенка в различные группы профессий, тем самым выстраивая модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится строить социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда.

Текст статьи

Проблема профессионального самоопределения и механизмов влияния на него активно обсуждается в педагогической теории и практике [1, 2] и отчасти регламентируется нормативными документами. Так, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться [3].

Главная цель профессионального самоопределения – это постепенное формирование у ребенка готовности рассматривать себя стремительно созревающей личностью в рамках определенного времени и пространства, постепенно расширяя свои возможности и максимально их реализуя. Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного воспитания и предполагает в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать различные задачи в этой области. И поэтому мы считаем, что организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения ребенка в различные группы профессий. Таким образом выстраивается модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится строить социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда.

Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и посильного физического труда, что является основой многих специальностей. Сущность деятельностного подхода сформулирована в китайском изречении: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю». С этой целью в нашей группе, которую посещают дети старшего дошкольного возраста, педагогами было решено организовать детскую мастерскую, где ребенок смог бы упражняться в умении самостоятельно наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, выбирать, добиваться поставленной цели. Мастерская представляет собой специальную среду с учетом специфики каждой профессии и создает условия для создания игрового сюжета. Деятельность в мастерской выстраивается по определенному алгоритму: создание условий для мотивации детей, формулирование целей, подбор нужных средств, реализация, получение результатов, подведение итогов, рефлексия и, конечно же, выход на самостоятельную деятельность ребенка. На начальном этапе в будущей мастерской внимание дошкольников было обращено на то, что появился дом для кукол: его только что построил плотник нашего детского сада, для того чтобы дети играли в нем с куклами. Но домик абсолютно пустой, куклам в нем будет совсем неуютно. И тогда поступило много предложений от детей, что нужно сделать в нем, чтоб куклам там понравилось.

Таким образом, на основе детских предложений было выделено четыре направления работы в мастерской.

Первое направление – «Мастерская дизайнеров интерьера» – включает в себя творческие профессии: «дизайнер интерьера», «колорист», «багетный мастер».

Среда представлена:

  • дидактическим играми: «Цветное панно», «Маленький дизайнер», «Сложи узор», «Мы - дизайнеры», «Подбери заплатку»;
  • наглядным материалом: «Инструменты», «Такая разная мебель», альбомами «Моя любимая комната», «Креативное рукоделие», «Ручной труд», «Мой дом»;
  • коллекциями: «Виды обоев», «Коллекция тканей», «Виды багета», «Отделочные материалы», «Коллекция кафельной плитки», «Интерьер»;
  • алгоритмами, моделями трудового процесса; - оборудованием (колбочки, пипетки, деревянные палочки, полоски-тестеры и др.) и схемами для смешивания цветов, цветовой палитрой;
  • материалами для изобразительной деятельности, нетрадиционными материалами для декора (ленты, перья, бусины, веточки и т. д.);
  • трафаретами, штампами, шаблонами, заготовками для обрамления картин и фотографий, белыми халатами, защитными очками, резиновыми перчатками и др.

В этой мастерской дети погружаются в творческие профессии: дизайнеры составляют проект интерьера каждого помещения в доме, выбирают отделочные материалы для ремонта, подбирают необычные цветовые решения для интерьера; колористы добывают нужный оттенок цвета путем смешивания в специальной мобильной лаборатории. Багетные мастера изготавливают рамки для картин и фотографий из разных материалов (дерева, картона, пластика, природного материала и др.), затем декорируют их. На этапе, когда детская мастерская только начинала свою работу, дизайнеры сами придумывали материалы для ремонта: они производили обои и кафельную плитку ручной работы. Декорировали эти материалы с помощью трафаретов, штампов, различных наклеек, отправляли на просушку [5].

Второе направление – «Мастерская по ремонту жилья» – включает в себя профессии «маляр», «плиточник»,

«электрик» [6].

Среда представлена:

  • алгоритмами, схемами, моделями трудового процесса;
  • альбомами «Инструменты», «Виды отделочных материалов», «Что нужно электрику», «Что нужно для ремонта»;
  • коллекциями «Инструменты для ремонта», «Коллекция обоев», «Отделочные материалы»;
  • электронным конструктором, схемами сборки, чемоданчиком электрика с инструментами;
  • рулонами обоев, заготовками из ПВХ-пластика для изготовления плитки;
  • нетрадиционными материалами для декора, декоративными наклейками, материалами для изобразительной деятельности;
  • фартуками, резиновыми перчатками;
  • валиками, кистями, шпателями, лотками для клея;
  • трафаретами, штампами, шаблонами [7].

Третье направление – «Мастерская плотника» – включает в себя профессию «плотник».

Среда представлена:

  • специальным верстаком для плотника с настоящими инструментами (молоток, отвертки, ножовки, уровень, рулетка и др.) и тисками;
  • дидактическим материалом «Мебель», «Профессии», «История мебели»;
  • альбомами «Мебель в моем доме», «Мебельный салон», «Инструменты плотника», «Виды гвоздей»;
  • пооперационными картами сборки мебели, моделями трудового процесса, технологическими картами изготовления кукольной мебели;
  • деревянными заготовками;
  • разными видами строительного конструктора и др. [8].

Четвертое направление – «Швейная мастерская» – включает профессии «швея», «закройщик», «вышивальщица».

Среда представлена:

  • швейными машинками;
  • наборами швеи и закройщицы (сантиметровые ленты, нитки, лекала, мелки, иголки);
  • альбомами «Лоскутное шитье», «Шьем для дома», «Чудеса из ненужных вещей», «Плетение», «Наши руки не знают скуки», «Моя мама – рукодельница» и др.;
  • наборами вышивальщицы (пяльцы, нитки мулине, схемы вышивки, иголки, наборы для декора);
  • фартуками, косынками;
  • коллекциями журналов «Креативное рукоделие», «Ручной труд», «Плетем из бисера», «Плетем из ниток», «Мой дом»;
  • пооперационными картами по ручному труду, схемами, моделями трудового процесса;
  • материалами для декора [9].

Результатом нашей работы стал уютный кукольный дом с электричеством, мебелью, домашним текстилем (скатертями, постельным бельем, лоскутными одеялами, занавесками), картинами и фотографиями. Но на этом работа не закончена. В дальнейшем мы мечтаем погрузиться в такие профессии, как «часовщик», «кровельщик», «ландшафтный дизайнер», «гончар» и др.

В процессе занятий у ребенка закладываются основы таких личностных качеств, как привычка к трудовому усилию и способность работать в коллективе, что является определяющим условием для дальнейшей социально-бытовой ориентировки и адаптации детей в обществе [10]. Невозможно описать восторг детей, когда они занимаются тем, что обычно является трудовой деятельностью взрослого человека, и начинают гордиться результатом своей работы; к ним приходит понимание, что все люди трудятся на благо других людей, и они сегодня тоже сделали что-то полезное.

Список литературы

  1. Сичинский. Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи: Ценностно-ориентационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. - 2016. - № 2 (10). - С. 9-12.
  2. Сташкевич. И. Р. Профориентационные возможности интернет-ресурса «Атлас профессий» [Текст] / И. Р. Сташкевич, А. М. Чашкин // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона : проблемы и перспективы : сб. статей по материалам всеросс. науч. практ. конф. - 2016. - С. 304–310.
  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: [приказ М-ва образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244.
  4. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]: [распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.
  5. Образовательные ситуации в детском саду: Из опыта работы [Текст] / авт.- сост.: З. А. Михайлова, А. С. Каменная, О. Б. Васильева. - СПб.: Детство - Пресс, 2014. - 96 с.
  6. Дыбина, О. В. Ознакомление с предметным и социальным миром: Старшая группа [Текст] / О. В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 80 с.
  7. Дыбина, О. В. Ознакомление с предметным и социальным миром: Подготовительная к школе группа [Текст] / О. В. Дыбина. - М.: Мозаика - Синтез, 2016. - 80 с.
  8. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала [Текст] / Л. В. Куцакова. - М.: Мозаика - Синтез, 2018. - 64 с.

Поделиться

1735

Савенко И. В., Ильченко Е. А., Журавлёва В. И., Ряднова С. В. Организация детских мастерских как эффективный метод ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2022. №12 (91). С. 96-99. URL: https://apni.ru/article/3886-organizatsiya-detskikh-masterskikh-kak-effekt

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января