научный журнал «Актуальные исследования» #12 (91), апрель '22

Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДОО

В данной статье отражены и рассмотрены современные проблемы взаимодействия воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. На примере опыта МБОУ «Айдарская средняя общеобразовательная школа им. Б. Г. Кандыбина» представлены, использующиеся в работе учреждения, инновационные формы работы с семьями воспитанников.

Аннотация статьи
семья
взаимодействие
дошкольный возраст
ФГОС ДОО
инновационные формы работы
сотрудничество
Ключевые слова

В соответствии с ФГОС ДО существует три субъекта образовательного процесса: ребенок, воспитатель и родитель. В пункте 1.4. ФГОС ДО, делается акцент на том, что к основным принципам дошкольного образования относится сотрудничество дошкольной организации с семьей [2, с. 7].

А в соответствии с пунктом 3.2.5., где прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, говорится, что ДОУ должно взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи [2, с. 20].

Исходя из всего этого, можно сделать выводы, что новый стандарт одной из задач ставит перед дошкольными организациями взаимодействие с семьями воспитанников. Задачи сотрудничества детского сада и семьи выходят за рамки программных направлений образовательного учреждения, поскольку большинство родителей испытывает трудности и в воспитании ребенка, и в реализации собственного воспитательного потенциала семьи [1, с. 5].

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В связи с этим мы обязаны по-новому строить отношения ДОУ с семьей. То есть, теперь родитель становится не просто потребителем услуг образовательного учреждения, а активным участником всего воспитательно-образовательного процесса.

Проблемам воспитательного потенциала семьи посвящено большое количество научных работ. Особенно много их появилось в последние годы в связи с постановкой и решением новых задач дошкольных учреждений. А вот попытки охарактеризовать изменившуюся ситуацию детского сада по использованию новых форм работы с семьей, предпринимало небольшое количество авторов: Е.П. Арнаутова, В.А. Березина, О.И. Волжина, Т.В. Кротова, О.Л. Зверева. Однако взаимодействие дошкольного учреждения и семьи воспитанников проходит на фоне многих проблем.

Многие воспитатели детских садов отмечают, что современные родители условно делятся на три категории:

  1. Активные родители, стремящиеся и желающие взаимодействовать с дошкольным образовательным учреждением, интересующиеся жизнью детского сада;
  2. Родители, не имеющие достаточного свободного времени для успешного взаимодействия с детским садом, из-за этого относящиеся к жизни детского сада равнодушно;
  3. Родители, которые относятся к учреждению потребительски, делая акцент на непрофессиональной организации жизни детского сада и настаивающие на более индивидуальном подходе к их ребенку со стороны воспитателей.

В связи с этим у каждого воспитателя складывается индивидуальный маршрут взаимодействия с родителями.

Следующей проблемой является, то что, современные отцы практически не участвуют в воспитании детей. По статистике на каждую третью семью приходится один развод. И в детских садах 10% составляют матери-одиночки; 23 % семей, находящихся в разводе. При разводе многие папы устраняются от воспитания ребенка, перекладывая воспитание на маму. В связи с этим появляется проблема «феминизации» воспитательного процесса, так как и в семье и в дошкольном учреждении (а в последствие, и в школьном учреждении) основную роль в воспитании играют женщины.

Еще одной особенностью взаимодействия современного детского сада и родителей является то, что родители вспоминают свой опыт, нахождения в детском саду в советский период и многие делают акцент, что их родители не участвовали в жизнедеятельности детского сада. Поэтому и они сами считают излишним тратить свое время на жизнь детского сада.

Еще одной проблемой становится занятость родителей на работе. В связи с этим у многих родителей нет времени на взаимодействие с воспитателями. Только 45%-60% родителей посещают родительские собрания (самый большой процент составляют родители младшей группы, самый низкий процент посещаемости у родителей старшей группы). Утром родители стараются быстрее передать детей воспитателям, а вечером поскорее забрать домой или на платные занятия центров дополнительного образования. Поэтому полного взаимодействия родителей и воспитателей по традиционным формам работы трудно достичь.

В связи с этим каждому дошкольному учреждению приходится искать инновационные формы работы с семьями воспитанников.

В ходе участия воспитателей и старших воспитателей на круглом столе «Поддержка образовательных инициатив семьи посредством электронных образовательных ресурсов» (методическое объединение по взаимодействию с семьями воспитанников), все пришли к выводу, что родители не имеют времени для взаимодействия с воспитателями. А так же мало кто из родителей обращает внимание на стендовую информацию в раздевалке. Но при этом каждый день родители проводят в интернете в среднем 2-3 часа. При этом они активно пользуются социальными сетями. Мы хотим поделиться опытом эффективного взаимодействия с родителями с помощью данных сетей.

Воспитатели МБОУ «Айдарская средняя общеобразовательная школа им. Б. Г. Кандыбина» создают блоги на сайтах или заводят закрытые странички-группы, в которые входят родители. В этих группах выкладывается информация, касающаяся всей жизнедеятельности группы: сетка ООД, режим дня, актуальная информация для родителей, положения конкурсов, выкладываются фотографии детей на мероприятиях и в повседневной деятельности, выкладываются яркие и красочные пригласительные на родительские собрания, выкладывается информация об итогах родительских собраний, итоги организованной образовательной деятельности детей и т.д. А также родителям намного проще проходить анкетирование в домашних условиях в социальных сетях, а не в детском саду. Так же там можно обсудить возникшие проблемы с другими родителями и воспитателем.

На данный момент (50%) воспитателей, которые активно пользуются данной формой работы с родителями, делая акцент на ее эффективность. В перспективе, на каждую группу планируется организовать подобную интернет-группу и каждодневно обновлять информацию.

Помимо традиционных способов, для современных родителей могут быть актуальны такие дистанционные способы получения информации, как ознакомление с Интернет-сайтом детского сада (со специальной рубрикой, посвященной родительскому образованию); участие в информационных вебинарах, online консультациях; получение электронной рассылки с подборкой полезных сайтов, литературы, фильмов о воспитании детей и др. При этом следует учитывать, что любое дистанционное общение является лишь дополнением к полноценному общению.

Одна из инновационных форм работы с родителями, которая осваивается в детском саду – это подготовка детей к мероприятиям в домашних условиях. На утренниках есть дети, которые не поют песни из-за того, что не успели выучить текст, так как болели, уезжали на отдых, приходили поздно в детский сад. Поэтому уровень подготовки детей на утренниках разный. Для того, чтобы все дети знали песни, родителям было предложено на электронную почту рассылать все песни и тексты песен, которые в данное время учат дети в саду. Родители, получив по почте песни, должны будут включать их детям, когда те играют или занимаются другой деятельностью. Это даст возможность быстро выучить песню и полноценно участвовать детям в утренниках.

Также воспитатели детского сада пробовали проводить с родителями мастер-классы по разным темам. Очень интересным и познавательным был мастер-класс, проведенный воспитателем старшей группы на тему: «Пряжа из крапивы». Воспитатель показала родителям как можно из сушеных стволов крапивы заготовить волокна, обработать их в пряжу, которую потом спрясть в толстые нити. Родители при этом смогли сами непосредственно поучаствовать в изготовлении данной пряжи. Однако на мастер – класс из 11 родительниц пришли только 6.

Следующей формой работы с семьей является проведение праздничных тематических утренников с награждением отличившихся родителей. Обязательно в начале утренника, посвященного Дню защитника Отечества, награждаются за активную жизненную позицию, помощь в организации воспитательного процесса группы и хорошее воспитание ребенка активные папы воспитанников. Мамы награждаются благодарственными письмами от администрации ДОУ на Международный женский день. Это дает возможность обратить внимание «пассивных» родителей на активную жизненную позицию других родителей.

Также некоторые родители могут быть дополнительно отмечены благодарственными письмами и на других утренниках. На утренники приглашаются родители не как пассивные наблюдатели, а как активные участники. Поэтому для родителей на утренниках проводятся отдельные конкурсы, как для мам, так и для пап. Это конкурсы, проходящие в игровой форме среди родителей, конкурсы – презентации с участием родителей и детей, совместные танцы родителей и детей. Это дает возможность детям поучаствовать с родителями в совместной деятельности, и получить от этого положительные эмоции, где родитель не просто строгий оценщик выступления ребенка, а равноправный партнер. Традиционно ко Дню Матери в детском саду проводится выставка «Руки наших мам и бабушек», где родители приносят продукты своей профессиональной деятельности и увлечений. Если при проведении первой подобной выставки участвовало только 50% родителей, то сейчас уже 90% родителей. Причем многие мамы и бабушки приносят не по одному изделию, а целую коллекцию продуктов своих талантов.

Интересными являются выставки «Герб моей семьи», «Мое родословное дерево», «Традиции моей семьи», «Увлечения моих родителей»… Это дает возможность не только показать родителям уникальный опыт своей семьи, но и лучше узнать родителям группы другие семьи. Дети при этом в группе рассказывают о своих семьях по предоставленному материалу.

Родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, квест-игры, ролевые игры, «круглые столы» с целью расположения к себе, выстраивания дружеских доверительных отношений, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев, организацию исследовательской, проектной деятельности и др.

Итак, работа воспитателей с применением разнообразных инновационных форм с родителями воспитанников, будет эффективной, только в случае партнерских отношений и позитивного настроя. Без родительского участия воспитательный процесс детского сада невозможен.

Поэтому особое внимание должно быть направлено внедрению новых форм сотрудничества с родителями, которые позволят применить дифференцированный подход к семьям разного типа.

Текст статьи
  1. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. – 128 с.
  2. Доронова Т.Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства – в отрочество» / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. – №3. – С. 87–91.
  3. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №4. – С. 74–83.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
Список литературы