Главная
АИ #12 (91)
Статьи журнала АИ #12 (91)
Взаимодействие семьи и школы в поликультурном воспитании младших школьников

Взаимодействие семьи и школы в поликультурном воспитании младших школьников

Автор(-ы):

Барженакова Алёна Викторовна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

поликультурное воспитание
младшие школьники
культурная картина
социализация ребенка

Аннотация статьи

В статье поднимается вопрос взаимодействия семьи и школы в поликультурном воспитании младших школьников.

Текст статьи

Россия – многонациональная страна. Более 180 народов населяют её территорию. У каждого народа свои традиции и культура.

Своеобразие любой культуры отражено в культурной картине мира, которая представляет собой совокупность знаний и представлений о мире (ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов). Именно благодаря культурной картине мира можно отличить одну культуру от другой. Культурная картина мира проявляется в различном отношении людей к различным явлениям культуры [3, с.81].

В связи с этим, совершенствование поликультурного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.

В реализации целей и задач поликультурного воспитания особого внимания заслуживает начальная ступень общего образования, так как она является, важнейшей ступенью формирования гражданской идентичности личности, именно она закладывает основы всестороннего развития детей; именно здесь начинается работа по воспитанию культуры, формированию сознательного отношения к людям, развитию коммуникативных навыков [2, с.1].

По мнению Л. И. Божович, младший школьный возраст – это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов и культурных традиций своего народа. В этом возрасте дети открыты и для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и национальные особенности. Задача школы закрепить эти природные качества ребенка и создать прочную основу для их дальнейшего развития [1, с. 204].

Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда приобщение детей к национальной культуре осуществляется совместными усилиями семьи и школы.

Руководствуясь вышесказанным, мы совместно с учащимися и их семьями разработали и реализовали классный проект, где сотрудничали старшее поколение и их дети. В статье я поделюсь опытом работы по организации классного проекта «Семья народов России». Ведущая цель проекта – формирование у учащихся представлений о многообразии народов России; воспитание бережного и уважительного отношения к своим предкам, к истории и культуре других народов.

Национальный состав нашего класса достаточно разнообразен: хакасы, русские, тувинцы, узбеки, украинцы, киргизы. На этапе погружения в исследовательскую деятельность, учащиеся совместно с родителями изучили особенности национального состава республики Хакасия, узнали их традиции, национальные костюмы, народный фольклор (игры, сказки, песни). На этапе практической части, в течение учебного года учащиеся смотрели научно-популярные фильмы о народах России, совершили различные тематические экскурсии в национальный краеведческий музей и музей «Шушенское». А также участвовали совместно с родителями в мероприятиях «Крещенские колядки» и «Празднование Светлой Пасхи на Руси».

Главным мероприятием стало знакомство с культурой, обычаями и традициями семей разных национальностей нашего класса. В конце учебного года мы организовали праздник «Наша дружная семья». На семейном вечере – встрече проходило творческое представление семей разных народов.

Всего было представлено семь народов – хакасский, тувинский, узбекский, киргизский, еврейский, украинский и русский. А начали мы с родной земли. Семьи Марины М. и Дианы Т. открыли для нас старинные обычаи хакасов, идущих из древности. В формировании хакасской культуры большую роль сыграла тесная связь человека с природой, зависимость от её сил. Жизнь в условиях изолированности и отдалённости от других, борьба за существование в суровых природно-климатических условиях сформировала у людей коллективизм. Взаимопомощь у хакасов всегда являлась важной формой общения между людьми.

Семьи Амирана К. и Дандара Д. рассказали о своей родине – Республике Тыва. У республики уникальная история и загадочная культура. Дети для тувинцев - самое дорогое. В них они видят главный смысл своей жизни. Интересно было узнать, что ребёнка не целуют, а нюхают, что является наивысшей формой ласки у тувинцев.

Айдана Э. рассказала нам о Киргизии. Киргизы издревле вели кочевой образ жизни. Кочевали из зимних стойбищ в долины и ущелья. Гостеприимство считалось одним из прекрасных народных обычаев. Если к юрте подъезжали всадники, то обязательно к ним навстречу выходили хозяева и помогали спуститься с коня, приглашали в юрту. Всё лучшее, что находилось дома – еда, постель, а также всеобщее внимание домочадцев, посвящали гостю.

О самобытных, ярких обычаях узбекского народа нам Малика М. со своим папой. Узбекская культура красочна и неповторима. В основе узбекских традиций – гостеприимство и почитание старших. Не принять гостя или не оказать ему должного уважения считалось позором для семьи и рода.

Об украинских традициях празднования – Пасхи нам рассказали Карина К. со своей тётей. На Пасху обязательно выпекали и святили пасхальные куличи, красили и разрисовывали писанки, готовили другие кушанья. Пасхальные угощения в преддверии праздника принесла и Карина.

Саша Ш. и её мама рассказали нам о традициях и стране своих предков. Корни их семьи берут начало в стране Израиль. В Израиле принято праздновать в году целых четыре Новых года, причем ни один из них не приходится на первое января. Согласно еврейским обычаям, праздниками являются также последний день недели и начало каждого месяца.

О традициях русского народа рассказывали Елизавета К., Андрей М., Дмитрий П и Фёдор И. Мы узнали об обычаях празднования на Руси Масленицы. Сжигание соломенного чучела, олицетворяющего зиму, сопровождалось весельем и играми.

Показатель культуры народа – это и национальная кухня. Поэтому завершили мы наше мероприятие «столом Дружбы». На гостеприимном столе были угощения разных народов. Это хакасские лепёшки чалбах, талган с молотой черёмухой, орешками и мёдом, русские блины и драники, узбекский плов и самса, украинские голубцы, кыргызские лепёшки.

Подводя итоги работы над проектом, можно сказать, что учащиеся с интересом узнавали о быте, культуре, традициях тех национальностей, которые уже многие десятилетия проживают на территории нашей страны. Семейный вечер позволил лучше понять культуру братских народов. Что позволяет достигать взаимопонимания, согласия и дружбы.

Список литературы

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // М.: Просвещение, 1990. – С. 464.
  2. Нуржанова Т. Т. Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов // Молодой ученый. 2015. – №4. – С. 596-601. – https://moluch.ru/archive/84/15757/
  3. Парфилова Г.Г. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в поликультурном образовательном пространстве: Учебное пособие// Казань: КФУ, 2015. – 128 с.

Поделиться

1116

Барженакова А. В. Взаимодействие семьи и школы в поликультурном воспитании младших школьников // Актуальные исследования. 2022. №12 (91). С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/3890-vzaimodejstvie-semi-i-shkoli-v-polikulturnom

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля