Говоря о мотивации, вспомним, что есть внутренняя мотивация (определяемая внутренними факторами, такими как желание общаться на новом языке или интерес к новой культуре) и внешняя мотивация (определяемая внешними факторами, такими как необходимость сдать экзамен или получить визу, например). Мотивация – ключевой фактор в изучении иностранного языка.
В связи с этим рассмотрим мотивационные стратегии, помогающие её создать:
1) обстановка в аудитории:
- называть студентов по именам,
- установить зрительный контакт с каждым и часто улыбаться,
- вести себя естественно со студентами и применять юмор, когда он уместен,
2) материалы:
- выбирать материалы, которые актуальны и соответствуют уровню подготовки студентов,
- включать картинки, диаграммы и т.п. в раздаточный материал,
- избегать перенасыщенности текстами в раздаточном материале,
- предлагать обучающимся выбор упражнений,
3) участие обучающихся:
- добиваться идей и слов от студентов,
- соблюдать баланс между временем, отведённым для преподавателя и временем, отведённым для студента,
- предоставлять много возможностей практиковать язык,
4) мотивирующие задания:
- дискуссии и обсуждения,
- языковые викторины и конкурсы,
- чтение текстов (например, газетных статей),
- проектная работа (например, презентация),
- упражнения на сопоставление (например, слова с картинками),
- песни и видеоклипы,
- диалоги и ролевые игры,
- картинки (например, придумать историю, описать людей, места и вещи, чтобы использовать новую лексику, увлечь темой или начать дискуссию),
5) планирование занятия:
- важно для преподавателя, т.к. он должен знать точно, чему он должен научить, знать цели занятия и что он должен осветить на занятии, чтобы контролировать процесс и быть уверенным в глазах студентов,
- позволяет преподавателю знать, что студенты смогут извлечь для себя из занятия, делать успех, помогает преподавателю подумать, куда его студенты «придут» в конце занятия, как они туда придут и что нужно сделать до занятия, чтобы это подготовить,
- помогает преподавателю понять, что он делает во время занятия; продумать маленькие шаги, которые помогут вместе достичь цели занятия; продумать то, что обучающиеся должны достичь за занятие; продумать всё в деталях, включая возможные проблемы с усвоением и пониманием языка у студентов и как им помочь их преодолеть,
- помогает воспользоваться аудиторным временем по максимуму; иметь разнообразие заданий, способствующих динамичному ходу занятия; уделять достаточно времени навыкам чтения, говорения, аудирования, письма,
- обозначить тему и цели занятия для обучающихся также важно, т.к. это их мотивирует к выполнению заданий, поскольку они видят смысл в их выполнении и чувствуют себя более уверенно, зная конечную цель и задачи занятия, обозначенных преподавателем в начале занятия и понимая, что преподаватель контролирует образовательный процесс и знает, куда он идёт,
- при планировании занятия преподаватель должен думать о своих студентах и о том, как они меняются с каждым разом, и, соответственно, адаптировать материал занятия,
6) «управление» группой студентов:
- организация «посадочных мест» в аудитории: рядами, в полукруге, за «кафе-столиками»,
- организация формы работы обучающихся: каким образом они будут выполнять задание – индивидуально, в парах, в группах или все вместе,
- активация уже имеющихся знаний: задать обучающимся вопросы с целью проверить, что они знают по предложенной теме,
- инструктаж: объяснение того, что надо делать в задании,
- проверка понимания: задать обучающимся вопросы с целью проверить значение слов или правильность понимания задания,
- контроль за выполнением задания в правильном направлении и помощь при выполнении задания,
- обратная связь: исправление ошибок во время или после ответа студента; похвалить, отметить улучшение,
- работа с доской или интерактивной доской,
- польза вопросов как способ увлечь студентов и мотивировать их к разговору: использование вопросов с целью проверить понимание задания; уточнить, что они знают по теме; проверить знание лексики и грамматики; проверить, что у обучающихся готов ответ на задание.
Остановимся на навыках общения, которые преподаватель помогает своим студентам развивать и совершенствовать.
Начнём с рецептивных навыков – чтение и аудирование. Оба навыка подразумевают разные цели:
- общее понимание: например, просматривание текста с целью понять, о чём он – чтение описания города, чтобы решить, хотели ли бы вы там побывать, или прослушивание прогноза погоды, чтобы понять, взять ли зонтик,
- чтение или аудирование с целью получения конкретной информации, соответственно, поиск нужной информации в тексте, например, чтение описания города, только чтобы узнать, в какой стране он находится, или прослушивание прогноза погоды, чтобы узнать, какая погода будет завтра,
- детальное чтение или аудирование – внимательное чтение или прослушивание, чтобы получить полное понимание текста, например, чтение описания города, чтобы узнать всё о нём.
Обучающиеся сталкиваются с проблемами во время чтения и аудирования, например, ударение, произношение, интонация, быстрый темп речи, слишком длинные тексты, непонятные сокращения и т.д.
Соответственно, преподаватель помогает им их преодолевать, чтобы они не утратили интерес и мотивировать их к выполнению задания, вот некоторые идеи:
- разумное использование времени, отведённого преподавателю (студенты воспринимают речь преподавателя как образец),
- концентрация внимания, активный подход (не слушать и не читать пассивно, например, предложить угадать или предположить, о чём будет идти речь в тексте по его названию),
- актуальность текстов,
- глобальные задания и вопросы по тексту (общее понимание, ответная реакция, выражение своего мнения),
- выводы, заключения (например, соотнести слова с контекстом),
- вопросы мотивируют студентов читать и слушать более внимательно, т.к. у них есть цель,
- предлагать студентам аутентичный материал, слушать естественную речь, например, один из способов помочь и заинтересовать обучающихся – выбирать материал для занятия, который им понравится слушать – использовать песни для аудирования, соответственно, можно предложить упражнения по песне, задания с использованием текста песни.
Перейдём к продуктивным навыкам – говорение и письмо. По сути мы имеем дело с устной и письменной речевой деятельностью, использованием языка в разных ситуациях общения (разговорный или официальный стиль общения, беглость речи, свобода и ясность изъяснения), к тому же навык говорения включает такие интерактивные стратегии, как знание, когда вступить в разговор, начать и закончить беседу, повтор и перефразирование с целью показать заинтересованность в разговоре, приглашение к участию в разговоре.
В связи с проблемами, возникающими в процессе общения, будь то в устной, или письменной форме (например, волнение при разговоре с носителем языка, слишком много ожиданий от самого себя, совершение ошибок, выражение мысли правильно, трудности перевода) преподаватель может помочь и мотивировать обучающихся следующим образом:
- давать возможность как можно больше говорить, в не просто выполнять задания на говорение,
- воспользоваться звукозаписывающими устройствами, чтобы студенты могли записать свою речь и потом прослушать себя,
- прочитать что-то хорошее, прежде чем написать что-то хорошо,
- давать образец для выполнения письменных заданий, концентрируясь на практической стороне,
- при разговоре не делать акцент на ошибках студента,
- предлагать увлекательные ситуации общения,
- разнообразить и адаптировать задания для каждого.
Отдавая предпочтение тому или иному навыку общения в зависимости от цели занятия, всё же нужен разумный баланс между ними, имея в виду взаимосвязь и интегрирование их между собой и создания обстановки, располагающей к обучению.
Ещё один инструмент, а скорее первоочередной инструмент, который структурирует навыки общения, – это знание языка, его системных составляющих: грамматика, лексика, фонетика. Каждый отдельно и все в совокупности являются связующим звеном претворения теории на практике, т.е. знание языка, понимание его системы и умение на нём говорить.
Соответственно, в процессе освоения языка у обучающихся возникают трудности с грамматикой (времена, применение теории на практике, исключения из правил, написание эссе, сочинения …), с лексикой (устойчивые выражения, орфография, многозначность слов …), с фонетикой (с произношением звуков, ударением, интонацией …). Вследствие этого задача преподавателя – помогать студентам преодолевать эти трудности и мотивировать их дальше в усвоении языковых явлений:
- использовать грамматику и лексику в ситуации общения и с конкретной целью применения на практике,
- изучать грамматику через игры, познавательное изучение через дедуктивный подход (например, выполнение упражнения и потом формулирование правила),
- изучать лексику через словарные игры (анаграммы, рифмовки), фото, в том числе игры на Интернет-сайтах,
- аудирование – один из самых лучших способов улучшить произношение (например, песни),
- использовать разные источники: учебная литература (учебники, книги ...), аутентичные материалы (газеты, журналы, песни, фильмы, видео …), реальные предметы (которые можно принести на занятие), цифровые ресурсы (онлайн-игры, мобильные телефоны …), в общем, все материалы, которые способствуют реальному общению на иностранном языке и проведению более увлекательных и динамичных занятий.
Таким образом, эта взаимосвязь между получением знания о языке, пониманием его систем, структуры и формированием умения на нём говорить, развитием и совершенствованием навыков общения на иностранном языке, а также мотивационные стратегии, нацеленные на создание благоприятных условий для обучения иностранному языку, – всё это отвечает главной задаче – научить общаться на иностранном языке. Мотивация самого преподавателя, знание и любовь к своему предмету, заинтересованность в своих студентах, понимание нужд и потребностей каждого студента, вдохновение и желание вдохновлять студентов своей энергетикой, общая дружественная и положительная атмосфера на занятии способствуют созданию мотивации у студентов к изучению иностранного языка.