Главная
Конференции
Тенденции и приоритеты развития социально-гуманитарных наук
Создание мотивации как одно из условий обучения иностранному языку

Создание мотивации как одно из условий обучения иностранному языку

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

внутренняя и внешняя мотивация
чтение
говорение
аудирование
письмо
фонетика
лексика
грамматика
мотивационная стратегия

Аннотация статьи

В статье рассматриваются мотивационные стратегии, навыки общения и система языка как инструменты обучения и создания мотивации к изучению иностранного языка.

Текст статьи

Говоря о мотивации, вспомним, что есть внутренняя мотивация (определяемая внутренними факторами, такими как желание общаться на новом языке или интерес к новой культуре) и внешняя мотивация (определяемая внешними факторами, такими как необходимость сдать экзамен или получить визу, например). Мотивация – ключевой фактор в изучении иностранного языка.

В связи с этим рассмотрим мотивационные стратегии, помогающие её создать:

1) обстановка в аудитории:

  • называть студентов по именам,
  • установить зрительный контакт с каждым и часто улыбаться,
  • вести себя естественно со студентами и применять юмор, когда он уместен,

2) материалы:

  • выбирать материалы, которые актуальны и соответствуют уровню подготовки студентов,
  • включать картинки, диаграммы и т.п. в раздаточный материал,
  • избегать перенасыщенности текстами в раздаточном материале,
  • предлагать обучающимся выбор упражнений,

3) участие обучающихся:

  • добиваться идей и слов от студентов,
  • соблюдать баланс между временем, отведённым для преподавателя и временем, отведённым для студента,
  • предоставлять много возможностей практиковать язык,

4) мотивирующие задания:

  • дискуссии и обсуждения,
  • языковые викторины и конкурсы,
  • чтение текстов (например, газетных статей),
  • проектная работа (например, презентация),
  • упражнения на сопоставление (например, слова с картинками),
  • песни и видеоклипы,
  • диалоги и ролевые игры,
  • картинки (например, придумать историю, описать людей, места и вещи, чтобы использовать новую лексику, увлечь темой или начать дискуссию),

5) планирование занятия:

  • важно для преподавателя, т.к. он должен знать точно, чему он должен научить, знать цели занятия и что он должен осветить на занятии, чтобы контролировать процесс и быть уверенным в глазах студентов,
  • позволяет преподавателю знать, что студенты смогут извлечь для себя из занятия, делать успех, помогает преподавателю подумать, куда его студенты «придут» в конце занятия, как они туда придут и что нужно сделать до занятия, чтобы это подготовить,
  • помогает преподавателю понять, что он делает во время занятия; продумать маленькие шаги, которые помогут вместе достичь цели занятия; продумать то, что обучающиеся должны достичь за занятие; продумать всё в деталях, включая возможные проблемы с усвоением и пониманием языка у студентов и как им помочь их преодолеть,
  • помогает воспользоваться аудиторным временем по максимуму; иметь разнообразие заданий, способствующих динамичному ходу занятия; уделять достаточно времени навыкам чтения, говорения, аудирования, письма,
  • обозначить тему и цели занятия для обучающихся также важно, т.к. это их мотивирует к выполнению заданий, поскольку они видят смысл в их выполнении и чувствуют себя более уверенно, зная конечную цель и задачи занятия, обозначенных преподавателем в начале занятия и понимая, что преподаватель контролирует образовательный процесс и знает, куда он идёт,
  • при планировании занятия преподаватель должен думать о своих студентах и о том, как они меняются с каждым разом, и, соответственно, адаптировать материал занятия,

6) «управление» группой студентов:

  • организация «посадочных мест» в аудитории: рядами, в полукруге, за «кафе-столиками»,
  • организация формы работы обучающихся: каким образом они будут выполнять задание – индивидуально, в парах, в группах или все вместе,
  • активация уже имеющихся знаний: задать обучающимся вопросы с целью проверить, что они знают по предложенной теме,
  • инструктаж: объяснение того, что надо делать в задании,
  • проверка понимания: задать обучающимся вопросы с целью проверить значение слов или правильность понимания задания,
  • контроль за выполнением задания в правильном направлении и помощь при выполнении задания,
  • обратная связь: исправление ошибок во время или после ответа студента; похвалить, отметить улучшение,
  • работа с доской или интерактивной доской,
  • польза вопросов как способ увлечь студентов и мотивировать их к разговору: использование вопросов с целью проверить понимание задания; уточнить, что они знают по теме; проверить знание лексики и грамматики; проверить, что у обучающихся готов ответ на задание.

Остановимся на навыках общения, которые преподаватель помогает своим студентам развивать и совершенствовать.

Начнём с рецептивных навыков – чтение и аудирование. Оба навыка подразумевают разные цели:

  • общее понимание: например, просматривание текста с целью понять, о чём он – чтение описания города, чтобы решить, хотели ли бы вы там побывать, или прослушивание прогноза погоды, чтобы понять, взять ли зонтик,
  • чтение или аудирование с целью получения конкретной информации, соответственно, поиск нужной информации в тексте, например, чтение описания города, только чтобы узнать, в какой стране он находится, или прослушивание прогноза погоды, чтобы узнать, какая погода будет завтра,
  • детальное чтение или аудирование – внимательное чтение или прослушивание, чтобы получить полное понимание текста, например, чтение описания города, чтобы узнать всё о нём.

Обучающиеся сталкиваются с проблемами во время чтения и аудирования, например, ударение, произношение, интонация, быстрый темп речи, слишком длинные тексты, непонятные сокращения и т.д.

Соответственно, преподаватель помогает им их преодолевать, чтобы они не утратили интерес и мотивировать их к выполнению задания, вот некоторые идеи:

  • разумное использование времени, отведённого преподавателю (студенты воспринимают речь преподавателя как образец),
  • концентрация внимания, активный подход (не слушать и не читать пассивно, например, предложить угадать или предположить, о чём будет идти речь в тексте по его названию),
  • актуальность текстов,
  • глобальные задания и вопросы по тексту (общее понимание, ответная реакция, выражение своего мнения),
  • выводы, заключения (например, соотнести слова с контекстом),
  • вопросы мотивируют студентов читать и слушать более внимательно, т.к. у них есть цель,
  • предлагать студентам аутентичный материал, слушать естественную речь, например, один из способов помочь и заинтересовать обучающихся – выбирать материал для занятия, который им понравится слушать – использовать песни для аудирования, соответственно, можно предложить упражнения по песне, задания с использованием текста песни.

Перейдём к продуктивным навыкам – говорение и письмо. По сути мы имеем дело с устной и письменной речевой деятельностью, использованием языка в разных ситуациях общения (разговорный или официальный стиль общения, беглость речи, свобода и ясность изъяснения), к тому же навык говорения включает такие интерактивные стратегии, как знание, когда вступить в разговор, начать и закончить беседу, повтор и перефразирование с целью показать заинтересованность в разговоре, приглашение к участию в разговоре.

В связи с проблемами, возникающими в процессе общения, будь то в устной, или письменной форме (например, волнение при разговоре с носителем языка, слишком много ожиданий от самого себя, совершение ошибок, выражение мысли правильно, трудности перевода) преподаватель может помочь и мотивировать обучающихся следующим образом:

  • давать возможность как можно больше говорить, в не просто выполнять задания на говорение,
  • воспользоваться звукозаписывающими устройствами, чтобы студенты могли записать свою речь и потом прослушать себя,
  • прочитать что-то хорошее, прежде чем написать что-то хорошо,
  • давать образец для выполнения письменных заданий, концентрируясь на практической стороне,
  • при разговоре не делать акцент на ошибках студента,
  • предлагать увлекательные ситуации общения,
  • разнообразить и адаптировать задания для каждого.

Отдавая предпочтение тому или иному навыку общения в зависимости от цели занятия, всё же нужен разумный баланс между ними, имея в виду взаимосвязь и интегрирование их между собой и создания обстановки, располагающей к обучению.

Ещё один инструмент, а скорее первоочередной инструмент, который структурирует навыки общения, – это знание языка, его системных составляющих: грамматика, лексика, фонетика. Каждый отдельно и все в совокупности являются связующим звеном претворения теории на практике, т.е. знание языка, понимание его системы и умение на нём говорить.

Соответственно, в процессе освоения языка у обучающихся возникают трудности с грамматикой (времена, применение теории на практике, исключения из правил, написание эссе, сочинения …), с лексикой (устойчивые выражения, орфография, многозначность слов …), с фонетикой (с произношением звуков, ударением, интонацией …). Вследствие этого задача преподавателя – помогать студентам преодолевать эти трудности и мотивировать их дальше в усвоении языковых явлений:

  • использовать грамматику и лексику в ситуации общения и с конкретной целью применения на практике,
  • изучать грамматику через игры, познавательное изучение через дедуктивный подход (например, выполнение упражнения и потом формулирование правила),
  • изучать лексику через словарные игры (анаграммы, рифмовки), фото, в том числе игры на Интернет-сайтах,
  • аудирование – один из самых лучших способов улучшить произношение (например, песни),
  • использовать разные источники: учебная литература (учебники, книги ...), аутентичные материалы (газеты, журналы, песни, фильмы, видео …), реальные предметы (которые можно принести на занятие), цифровые ресурсы (онлайн-игры, мобильные телефоны …), в общем, все материалы, которые способствуют реальному общению на иностранном языке и проведению более увлекательных и динамичных занятий.

Таким образом, эта взаимосвязь между получением знания о языке, пониманием его систем, структуры и формированием умения на нём говорить, развитием и совершенствованием навыков общения на иностранном языке, а также мотивационные стратегии, нацеленные на создание благоприятных условий для обучения иностранному языку, – всё это отвечает главной задаче – научить общаться на иностранном языке. Мотивация самого преподавателя, знание и любовь к своему предмету, заинтересованность в своих студентах, понимание нужд и потребностей каждого студента, вдохновение и желание вдохновлять студентов своей энергетикой, общая дружественная и положительная атмосфера на занятии способствуют созданию мотивации у студентов к изучению иностранного языка.

Список литературы

  1. Афанасьева А.С. Исследование взаимосвязи учебной мотивации и мотивации достижения студентов дистанционной формы обучения. В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. – Ярославль: Ярославский Государственный Педагогический Университет им. К.Д. Ушинского, 2017. С.141-143.
  2. Башмакова Н.И. Мотивация учения как неотъемлемый компонент учебной деятельности и пути повышения мотивации обучения иностранному языку. В сборнике: Англистика XXI века. – СПб.: Санкт-Петербургский Государственный Университет, Петербургское лингвистическое общество, 2007. С.325-330.
  3. Ковзиридзе М.А. Мотивация учебной деятельности в вузе как основа профессиональной мотивации. В сборнике: Как наше слово отзовётся: гуманитарное образование в развитии российского социума и человека. – М.: Гуманитарный институт МГУПС (МИИТ), 2017. С.638-645.
  4. Кривцов Д.С. Мотивация изучения иностранного языка среди студентов. Виды мотивации. В сборнике: Новая наука: История становления, современное состояние, перспективы развития. – 2018. С.176-178.
  5. Мингажева Е.А. Мотивация преподавателя как один из основных факторов мотивации самообразовательной деятельности обучающихся (на примере иностранного языка) // Современные проблемы науки и образования. 2019. №2. – С.9.
  6. Муратова А.С., Кочегарова Н.А. Учебная мотивация как основной вид мотивации при обучении иностранному языку // Проблемы современной науки и образования. 2012. №12 (12). – С.122-124.
  7. Снопкова Е.И. Мотивация как самоопределение и самоэффективность: педагогический обзор зарубежных теорий мотивации учебной деятельности // Народная асвета. 2022. №3. – С.8-12.
  8. Сысуев С.А. Влияние мотивации педагога на мотивацию учащегося. В сборнике: Научные исследования и разработки: Новое и актуальное. – Ростов-на-Дону: изд-во ООО «Приоритет», Южный университет, 2021. С.115-119.
  9. Усмонов Н.Я. Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их учения // Экономика и социум. 2021. №4-2 (83). – С.532-535.
  10. Хабирова Т.Г. Мотивация студентов к процессу обучения: ВПУИЗ (Вдохновение, Польза, Успех, Интерес, Внимательность) как модель академической мотивации // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т.15. №17. – Казань: 2012. С.341-343.

Поделиться

1051

Селизова Т. В. Создание мотивации как одно из условий обучения иностранному языку // Тенденции и приоритеты развития социально-гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 марта 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 10-15. URL: https://apni.ru/article/3891-sozdanie-motivatsii-kak-odno-iz-uslovij-obuch

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря