Главная
Конференции
Тенденции и приоритеты развития социально-гуманитарных наук
Роль социального проекта по истории в условиях реализации образовательных станда...

Роль социального проекта по истории в условиях реализации образовательных стандартов

Автор(-ы):

Муллабаева Равиля Рамзаевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

социальный проект
историческая память
наглядность
интерактивная доска
информационный стенд

Аннотация статьи

В статье социальный проект рассматривается в качестве одного из возможных факторов развития исторического образования. Реализация социального проекта способствует развитию социального «сочувствия», патриотического духа, мотивации по сохранению исторической памяти, привлечение к архивным материалам. Благодаря социальному проекту воспитывается творческое начало личности, происходит духовное саморазвитие и обеспечивается духовная поддержка социально незащищенных слоев населения, что является основой благополучного развития образования в целом.

Текст статьи

Школа является площадкой для апробации и реализации национальных проектов образования, целью которых является воспитание гармонично развитой личности с высоким уровнем правосознания и социального «неравнодушия». Под социальным «сочувствием» следует понимать готовность обучающихся к толерантности по отношению к другим нациям и народностям, готовность оказать помощь престарым согражданам, инвалидам, сиротам и другим лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь, речь идет о правильном психологическом настрое обучающихся, адекватной интерпретации происходящих событий и формировании своего отношения к ним с точки зрения гуманности.

Для достижения поставленной цели автор, один из победителей конкурса «Наш новый учитель», в 2019 году начал реализацию социального проекта «Дети – Ветеранам». Данный проект реализовывался на протяжении трех лет. Суть данного проекта заключалась в использовании драматизации в формировании социальной активности и творческого потенциала личности, а также в применении наглядных, картографических материалов, архивных данных для сохранения исторической памяти событий 1941-1945 годов [3, с. 96].

Широко известно о необходимости организации дополнительных мер по патриотическому воспитанию. В рамках достижения поставленной цели ежегодно реализуются тысячи проектов и акций, такие как «Бессмертный полк», «Пушкинская карта», «Юнармия», «Я горжусь». Социальность проекта «Дети - ветеранам» способствует возрождению патриотического духа и воспитания социального «неравнодушия».

Содержание мероприятий социального проекта включал в себя работу по направлениям, которые способствуют формированию сочувствия к лицам, испытывающим трудности в жизни, способствуют развитию патриотизма, обеспечивают преемственность в сохранении исторической памяти. Основные перспективы социального проекта в разрезе ключевых направлений его реализации включают в себя результаты, которые были достигнуты к концу 2021-2022 учебного года.

Во-первых, обновлена база методических разработок педагогических работников, непосредственно занятых на проведении запланированных мероприятий.

Во-вторых, школьники поставили литературно-исторический спектакль для ветеранов, таким образом было обеспечено участие старшеклассников в социально значимом, ключевом проекте «Дети - ветеранам».

В-третьих, в методику преподавания была внедрена авторская интерактивная доска с элементами карт ХХ века, где проиллюстрированы ключевые военные события Великой Отечественной войны.

В-четвертых, был представлен авторский стенд с биографическими сведениями ветеранов, отправленных на фронт с ТАССР, и игровыми заданиями к тексту. Такая структура представления информации сопровождается вариативностью расположения текста и заданий, позволяя одновременно использовать несколько разных форматов работы.

Информационные технологии, интерактивные доски и мультимедийное оборудование стало неотъемлемой частью современного образования. Изменения в восприятии обучающимися информации вызывают необходимость разнообразить методы обучения. Так, в рамках реализации гранта «Наш новый учитель» автор организует тематические выставки на информационном стенде.

Однако цифровизация трансформирует не только методы обучения, но меняет роль учителя – роль тьютора в образовании. Историческое знание требует работы с большими объемами информации. В этой связи авторы статей Н.В. Чернова и Н.Н. Макарова предлагают ряд методик работы на уроках истории с опорой на наглядные методы обучения и применение смешанных технологий: работа с иллюстрированной библиографией, работа с исторической открыткой, работа с транспарантами и заданиями по тексту (смысловое чтение). Автор предлагает механизм работы с данными формами работы на уроках истории, указывают на достоинства (обращение к эмоциональной стороне восприятия истории; дополнительная мотивация обучающихся; укрепление междисциплинарных связей; развитие творческого и самостоятельного мышления) и трудности данных методик (большой объем подготовки педагога; затратность по времени на первых этапах реализации, удержание мотивации обучающихся) [1, с. 106].

Одна из форм наглядности на уроке истории и ее применение в проектной методике – интерактивная доска с картами. С первого взгляда, создание подобной доски не представляет сложности. Однако это не компьютерная доска. Авторская модель данной доски представляет собой магнитно-маркерную доску, на которой размещаются иллюстрации с историческими личностями, на самой доске прорисовывается карта, места сражения и т.п. Данный подход к «доске» отличается от метода ведения обычной интерактивной доски тем, что дает возможность обучающимся с помощью зрительного, эмоционального, ассоциативного восприятия запомнить суть исторических событий, самим создавать и проигрывать сражения, внося вклад той или иной личности в ходе боя. Некоторые ученики не видят причинно-следственных связей или не понимают роль личности в том или ином событии. Совмещение игровых технологий с магнитно-маркерной доской создает условия для проработки этих умений.

Среди достоинств применения авторской интерактивной доски можно выделить следующие:

во-первых, вариативность и возможность использования на различных стадиях процесса обучения (на этапе объяснения нового материала педагог сам показывает этапы иллюстрированного сражения; на этапе закрепления материала можно предложить обучающимся подобрать иллюстрации самостоятельно либо по картинке определить личность, показать ход сражения или осады и др.);

во-вторых, формируется навык работы с картографическим минимумом по курсу (либо в рамках всего курса истории, либо в хронологических границах конкретного этапа социально-экономического и политического развития государства);

в-третьих, словарь можно применять в последующей работе с обучающимися (например, опираясь на последствия одной войны (территориальные изменения) и иллюстрации в нем обучающийся должен составить рассказ по теме).

Другая форма наглядности на уроке истории и ее применение в социальном проекте – информационный стенд. Данный метод подходит для работы с персоналиями. Обучающимся сначала предлагается ознакомиться с биографиями ветеранов, так как, к сожалению, не все школьники знают судьбу своих прабабушек и прадедушек.

Возможно, будет целесообразным познакомить обучающихся с региональной историей. Подспорьем в таком познавательном процессе может стать посещение школьных и краеведческих музеев. Внеурочная деятельность вызовет эмоциональное восприятие сложной познавательной деятельности.

Создание информационной доски может применяться не только в отношении персоналий, но и в изучении истории культуры, которая предусматривает иллюстративность. В данном случае объектом изучения быть произведения искусства, памятники литературы или архитектуры.

Подобная форма работы имеет следующие преимущества:

во-первых, вариативность тем реализации проекта;

во-вторых, творческий подход, образность и иллюстративность превращают столь сложную работу по созданию исторической открытки в занимательную, познавательную деятельность;

в-третьих, образность и ёмкость информации, позволяют лучше запоминать сложную и объемную историческую информацию (памятники культуры и лица исторических персон становятся узнаваемыми);

в-четвертых, наглядно-практический метод привлекателен для обучающихся, т. к. они не видят трудности в реализации задачи проекта;

в-пятых, работа с иллюстративным материалом контрастирует по отношению к работе с текстом, следовательно, это возможность разнообразить деятельность учащихся;

в-шестых, работа с открыткой требует проявления и способствует дальнейшему развитию творческих способностей, обучающихся (размещение материала, его оформление, выбор шрифтов и других составляющих дизайна).

Опыт использования медиаобразовательных технологий в процессе обучения выявил большое значение методических приемов по использованию средств наглядности. Использование средств наглядности в медиаобразовательных технологиях позволяет повысить уровень обучения: значительно увеличивается наглядность курса, т.к. в своей работе учитель сегодня сталкивается с серьезной проблемой отсутствия материальной базы наглядности: карты устарели, тематические картины практически не выпускаются, диафильмы не актуальны и т.д. [2, с. 150]

Таким образом, авторские средства обучения на основе медиатехнологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности. Так, мультимедийные учебные пособия представляют исторические факты, события во взаимосвязи. Во многом обогащают знания и другие приемы, такие как, карты, портреты; ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение запоминания исторического материала через образное восприятие, обеспечение «погружения» в изучаемую эпоху и личное участие в ней (игровые технологии). Усвоение исторических знаний на базе выработке метапредметных умений реализуется при помощи всех каналов восприятия.

Список литературы

  1. Макарова Н.Н., Чернова Н.В. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Перспективы науки и образования. 2018. №. 6 (36). С. 105-112.
  2. Мальцева М.И. Использование мультимедийных средств наглядности в преподавании истории // Вестник Марийского государственного университета. 2009. № 3. С.150-15
  3. Муллабаева Р.Р. Педагогические возможности драматизации в формировании социальной активности и творческого потенциала личности // Инновационные процессы в гуманитарных и общественных науках: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 марта 2021 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 96-99.

Поделиться

1328

Муллабаева Р. Р. Роль социального проекта по истории в условиях реализации образовательных стандартов // Тенденции и приоритеты развития социально-гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 марта 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 70-73. URL: https://apni.ru/article/3892-rol-sotsialnogo-proekta-po-istorii-v-usloviya

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля