Школа является площадкой для апробации и реализации национальных проектов образования, целью которых является воспитание гармонично развитой личности с высоким уровнем правосознания и социального «неравнодушия». Под социальным «сочувствием» следует понимать готовность обучающихся к толерантности по отношению к другим нациям и народностям, готовность оказать помощь престарым согражданам, инвалидам, сиротам и другим лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь, речь идет о правильном психологическом настрое обучающихся, адекватной интерпретации происходящих событий и формировании своего отношения к ним с точки зрения гуманности.
Для достижения поставленной цели автор, один из победителей конкурса «Наш новый учитель», в 2019 году начал реализацию социального проекта «Дети – Ветеранам». Данный проект реализовывался на протяжении трех лет. Суть данного проекта заключалась в использовании драматизации в формировании социальной активности и творческого потенциала личности, а также в применении наглядных, картографических материалов, архивных данных для сохранения исторической памяти событий 1941-1945 годов [3, с. 96].
Широко известно о необходимости организации дополнительных мер по патриотическому воспитанию. В рамках достижения поставленной цели ежегодно реализуются тысячи проектов и акций, такие как «Бессмертный полк», «Пушкинская карта», «Юнармия», «Я горжусь». Социальность проекта «Дети - ветеранам» способствует возрождению патриотического духа и воспитания социального «неравнодушия».
Содержание мероприятий социального проекта включал в себя работу по направлениям, которые способствуют формированию сочувствия к лицам, испытывающим трудности в жизни, способствуют развитию патриотизма, обеспечивают преемственность в сохранении исторической памяти. Основные перспективы социального проекта в разрезе ключевых направлений его реализации включают в себя результаты, которые были достигнуты к концу 2021-2022 учебного года.
Во-первых, обновлена база методических разработок педагогических работников, непосредственно занятых на проведении запланированных мероприятий.
Во-вторых, школьники поставили литературно-исторический спектакль для ветеранов, таким образом было обеспечено участие старшеклассников в социально значимом, ключевом проекте «Дети - ветеранам».
В-третьих, в методику преподавания была внедрена авторская интерактивная доска с элементами карт ХХ века, где проиллюстрированы ключевые военные события Великой Отечественной войны.
В-четвертых, был представлен авторский стенд с биографическими сведениями ветеранов, отправленных на фронт с ТАССР, и игровыми заданиями к тексту. Такая структура представления информации сопровождается вариативностью расположения текста и заданий, позволяя одновременно использовать несколько разных форматов работы.
Информационные технологии, интерактивные доски и мультимедийное оборудование стало неотъемлемой частью современного образования. Изменения в восприятии обучающимися информации вызывают необходимость разнообразить методы обучения. Так, в рамках реализации гранта «Наш новый учитель» автор организует тематические выставки на информационном стенде.
Однако цифровизация трансформирует не только методы обучения, но меняет роль учителя – роль тьютора в образовании. Историческое знание требует работы с большими объемами информации. В этой связи авторы статей Н.В. Чернова и Н.Н. Макарова предлагают ряд методик работы на уроках истории с опорой на наглядные методы обучения и применение смешанных технологий: работа с иллюстрированной библиографией, работа с исторической открыткой, работа с транспарантами и заданиями по тексту (смысловое чтение). Автор предлагает механизм работы с данными формами работы на уроках истории, указывают на достоинства (обращение к эмоциональной стороне восприятия истории; дополнительная мотивация обучающихся; укрепление междисциплинарных связей; развитие творческого и самостоятельного мышления) и трудности данных методик (большой объем подготовки педагога; затратность по времени на первых этапах реализации, удержание мотивации обучающихся) [1, с. 106].
Одна из форм наглядности на уроке истории и ее применение в проектной методике – интерактивная доска с картами. С первого взгляда, создание подобной доски не представляет сложности. Однако это не компьютерная доска. Авторская модель данной доски представляет собой магнитно-маркерную доску, на которой размещаются иллюстрации с историческими личностями, на самой доске прорисовывается карта, места сражения и т.п. Данный подход к «доске» отличается от метода ведения обычной интерактивной доски тем, что дает возможность обучающимся с помощью зрительного, эмоционального, ассоциативного восприятия запомнить суть исторических событий, самим создавать и проигрывать сражения, внося вклад той или иной личности в ходе боя. Некоторые ученики не видят причинно-следственных связей или не понимают роль личности в том или ином событии. Совмещение игровых технологий с магнитно-маркерной доской создает условия для проработки этих умений.
Среди достоинств применения авторской интерактивной доски можно выделить следующие:
во-первых, вариативность и возможность использования на различных стадиях процесса обучения (на этапе объяснения нового материала педагог сам показывает этапы иллюстрированного сражения; на этапе закрепления материала можно предложить обучающимся подобрать иллюстрации самостоятельно либо по картинке определить личность, показать ход сражения или осады и др.);
во-вторых, формируется навык работы с картографическим минимумом по курсу (либо в рамках всего курса истории, либо в хронологических границах конкретного этапа социально-экономического и политического развития государства);
в-третьих, словарь можно применять в последующей работе с обучающимися (например, опираясь на последствия одной войны (территориальные изменения) и иллюстрации в нем обучающийся должен составить рассказ по теме).
Другая форма наглядности на уроке истории и ее применение в социальном проекте – информационный стенд. Данный метод подходит для работы с персоналиями. Обучающимся сначала предлагается ознакомиться с биографиями ветеранов, так как, к сожалению, не все школьники знают судьбу своих прабабушек и прадедушек.
Возможно, будет целесообразным познакомить обучающихся с региональной историей. Подспорьем в таком познавательном процессе может стать посещение школьных и краеведческих музеев. Внеурочная деятельность вызовет эмоциональное восприятие сложной познавательной деятельности.
Создание информационной доски может применяться не только в отношении персоналий, но и в изучении истории культуры, которая предусматривает иллюстративность. В данном случае объектом изучения быть произведения искусства, памятники литературы или архитектуры.
Подобная форма работы имеет следующие преимущества:
во-первых, вариативность тем реализации проекта;
во-вторых, творческий подход, образность и иллюстративность превращают столь сложную работу по созданию исторической открытки в занимательную, познавательную деятельность;
в-третьих, образность и ёмкость информации, позволяют лучше запоминать сложную и объемную историческую информацию (памятники культуры и лица исторических персон становятся узнаваемыми);
в-четвертых, наглядно-практический метод привлекателен для обучающихся, т. к. они не видят трудности в реализации задачи проекта;
в-пятых, работа с иллюстративным материалом контрастирует по отношению к работе с текстом, следовательно, это возможность разнообразить деятельность учащихся;
в-шестых, работа с открыткой требует проявления и способствует дальнейшему развитию творческих способностей, обучающихся (размещение материала, его оформление, выбор шрифтов и других составляющих дизайна).
Опыт использования медиаобразовательных технологий в процессе обучения выявил большое значение методических приемов по использованию средств наглядности. Использование средств наглядности в медиаобразовательных технологиях позволяет повысить уровень обучения: значительно увеличивается наглядность курса, т.к. в своей работе учитель сегодня сталкивается с серьезной проблемой отсутствия материальной базы наглядности: карты устарели, тематические картины практически не выпускаются, диафильмы не актуальны и т.д. [2, с. 150]
Таким образом, авторские средства обучения на основе медиатехнологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности. Так, мультимедийные учебные пособия представляют исторические факты, события во взаимосвязи. Во многом обогащают знания и другие приемы, такие как, карты, портреты; ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение запоминания исторического материала через образное восприятие, обеспечение «погружения» в изучаемую эпоху и личное участие в ней (игровые технологии). Усвоение исторических знаний на базе выработке метапредметных умений реализуется при помощи всех каналов восприятия.