Зарождение психологии в недрах античной философии

Статья посвящена идеям античных философов, которые много веков спустя после завершения античного периода истории легли в основу формирования психологии как науки.

Аннотация статьи
психология
античная философия
психика
душа
Ключевые слова

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах развития психики. Психика – высшее свойство мозга, которое заключается в способности отражать внешний мир [4, c.4]. Понятие «психика» в наше время используется вместо понятия «душа». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» – одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Зарождение психологии шло в недрах античной философии, которая представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII века до н.э. вплоть до VI века н.э. [5, c.22]. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно, а черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования древнегреческих и древнеримских мыслителей ни в коей мере не умаляют их удивительной оригинальности и величия.

В процессе зарождения психологии в недрах античной философии первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая наличие души как причину жизни, дыхания, познания и т.п. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю. Так, Демокрита (460-370 гг. до н.э.) можно считать материалистом. Он родился и вырос в провинциальных Абдерах, на окраине греческого мира. Согласно ряду источников, Демокрит был долгожителем и прожил более 100 лет, не прекращая научных занятий. Решающее влияние на формирование взглядов Демокрита оказал прибывший из Милета в Абдеры философ Левкипп, личность которого таинственна и спорна. Демокрит стал его верным учеником, воспринял от него и дальше развил атомистическую систему [1, c.19]. Демокрита называли «смеющийся философ». Он считал, что жизнь зародилась из лопнувших от солнечного тепла пузырьков ила [2, c.17]. Душа же, по мнению Демокрита, – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Он считал, что душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Материализм Демокрита носил наивный, механистический характер [3, c.22].

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Его трактат «О душе» – первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель, по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-либо. «… Душа, – писал он, – необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Один привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого определения. «Если бы глаз был живым существом, – пишет Аристотель, – то душой его было бы зрение». Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение – сущность и «осуществление» глаза как органа зрения [3, c.23].

Аристотель заложил глубокие основы естественно-научного подхода к изучению психики. Советский философ В.Ф. Асмус характеризует его как «подлинного отца будущей материалистической психологии». Главная функция души. по Аристотелю, – реализация биологического существования организма. Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира. Что же касается понятия «душа», то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, и прежде всего Платоном (427-347 гг. до н.э.). Рассмотрим его взгляды несколько более подробно.

Платон считал, что существует два мира: мир идей и мир вещей. Мир идей сущностный, главный, порождающий, а мир вещей порождается миром идей, он вторичен. Мы живем в мире вещей, а где мир идей – не ясно. Мир вещей – отражение мира идей, его несовершенная копия. Наша жизнь в мире вещей похожа на существование в темной пещере. Мы не можем знать истины, наше знание подобно теням на стенах пещеры, освещаемых огнем. Мир идей представляет собой иерархию, где верховной является идея блага [2, c.91].

Когда говорят о Платоне, то сразу же появляется на сцене имя другого знаменитого античного философа – Сократа (470-399 гг. до н.э.). Почему эти два имени появляются вместе?

Дело в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ никогда ничего не писал, потому что полагал, что рождение истины – это живой процесс, и она рождается только во время диалога, а всякая запись омертвляет ее и делает неспособной к дальнейшему развитию. Истина рождается в споре, а точнее в процессе совместного обсуждения, в ходе которого отбрасывается все ложное, случайное и аккумулируется все истинное, закономерное, существенное.

Сократ был философом, который проповедовал собственные взгляды только устно, в форме бесед. Свои дни он проводил в том, что ходил по улицам Афин, сидел на рыночной площади и беседовал с людьми, людьми очень разными. Это были и простые горожане, и приезжие философы, и его собственные ученики.

В двадцатилетнем возрасте Платон встретил Сократа и эта встреча перевернула его жизнь. Он оставался с Сократом до самой его смерти, т.е. примерно в течение 7-8 лет. Впоследствии все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо – Сократ. Так и осталось неизвестным, какая часть идей, которые мы находим у Платона, принадлежит ему, а какая – Сократу. Скорее всего, в текстах Платона органически соединились взгляды обоих этих великих философов.

В текстах Платона обнаруживается взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботиться о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию. Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он считается родоначальником объективного идеализма).

Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей – идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще. То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, есть лишь отражение, тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей. Но для того, чтобы приобщиться к нему, душа должна освободиться от влияния тела. Во всяком случае она не должна слепо доверять показаниям органов чувств. Истинное знание достигается только путем непосредственного проникновения души в мир идей. Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа – самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. В момент смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир. Основные мысли о природе души и ее отношениях с телом мы находим в диалоге Платона «Федон», который в древности назывался «О душе». В нем описывается последний день жизни великого философа. Сократ сидит в афинской тюрьме и после заката солнца должен выпить яд. С ним произошла странная история: он был приговорен к смерти афинским судом за свою философскую деятельность, за те беседы, которые он целыми днями вел на улицах. За время этих бесед Сократ нажил много врагов. Дело в том, что его интересовали не только абстрактные философские проблемы, но также истины, относящиеся к жизни. А собеседниками Сократа могли оказаться именитые горожане, политические деятели. Сократ донимал их всех вопросами, показывал недостатки, разоблачал их образ жизни. Официально Сократ был приговорен к смерти за «развращение умов молодежи» и «непочитание богов» [2, c.85].

В тюрьму к Сократу приходят ученики, они не в силах сдержать своего горя. Сократ снова и снова убеждает их в том, что для него этот день не ужасный, а, наоборот, самый счастливый. Он не чувствует, что с ним сегодня произойдет беда. Ведь он избрал философию своей судьбой и в течение всей жизни как истинный философ стремился к отделению души от тела. Неужели теперь, когда это событие, наконец, должно наступить он дрогнет и воспримет его как наказание? Наоборот этот будет самый радостный день в его жизни.

Из другого произведения Платона – «Апология Сократа» – мы узнаем о поведении Сократа в дни суда над ним. Сократ отказывается от защиты. Он рассматривает суд как еще одну прекрасную возможность побеседовать с афинянами. Вместе того чтобы защитить себя, он снова и снова объясняет афинянам, на примере их и своей жизни, как следует себя вести.

После объявления смертного приговора Сократ обращается к афинянам с последней просьбой: когда подрастут его сыновья, последить за ними, и, если афиняне увидят, что сыновья Сократа ведут недостойной образ жизни, поступить с ними так, как поступал он с жителями Афин, – указывать им на их недостатки, стыдить за недостойное поведение и призывать к жизни добродетельной.

Вот так своим поведением, жизнью и даже смертью Сократ доказывал свои взгляды на природу души и ее назначение. Может быть, именно благодаря этому идеи Сократа произвели такое мощное впечатление на мировую культуру. Они вошли в христианскую религию, долго питали мировую литературу, философию. Плащи, которые вскоре стали носить философы, воспроизводили плащ Сократа, в котором он ходил, не снимая его зимой и летом, а впоследствии эта одежда повторилась в монашеских рясах.

Если посмотреть на учение Сократа и Платона в целом с современных позиций, то можно обнаружить целый ряд поднятых ими проблем, вполне актуальных и для нынешней психологии. Нужно только подойти к ним особым образом – отнестись как к ярким и точным метафорам [3, c.26].

Неоплатонизм – направление античной философии позднего эллинизма (III-IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от разного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады «единое – ум – душа» и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об «уме – перводвигателе» и о его самосознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную умственную материю. Основатель школы неоплатонизма – Плотин (ок.205 – ок.270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма – душа, которая не есть тело, но она осуществляется в теле, и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело, но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовать, потому что всякая организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умопостигаемая материя», и ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу. Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Идеи неоплатонизма не погибли с крушением античного общества. Они впитывали в себя ранние христианские воззрения. Свет – основной образ философии Плотина, соответствующий ее понятиям. «Единое – свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум – солнце, имеющее свой собственный свет; душа – луна, заимствующая свет от солнца; материя – мрак» [5, c.77].

Душа не раздробляется на части, представляя собой нечто единое и неделимое: она есть особая, смысловая субстанция. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать отдельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются «мировой душой». Критикуя Аристотеля, Плотин говорит: душа не потому обладает бытием, что она есть форма чего-то, но она есть непосредственно реальность; она заимствует свое бытие не из того обстоятельства, что находится в некотором теле, но она существует уже до того, как начинает принадлежать телу.

Конечно, в данной статье представлены лишь некоторые из многочисленных идей древнегреческих философов о природе души, которые в дальнейшем послужили основой формирования психологии как науки. Античная философия огромна, она представляет собой великое торжество разума. Но концом античного мира принято считать 476 год, когда пала Западная Римская империя. Эпоха античной философии просуществовала до конца V века нашей эры. Психология же как наука получила официальное оформление в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Строго говоря, психология возникла на пересечении двух больших областей знания: естественных наук и философии. Но именно роль античной философии в возникновении психологии представляется особенно интересной, в чем-то загадочной и, возможно, не до конца исследованной. Изучение влияния античной философии на возникновение и развитие психологии продолжается.

Текст статьи
  1. Виц Б.Б. Демокрит / Москва: издательство «Мысль». – 1979. – 216 с.
  2. Власова Е.В. Использование наглядных образов в процессе изучения философии (Рисуночный метод). Учебно-методическое пособие по курсу философии для студентов всех специальностей. – Екатеринбург: УГМА. – 2013. – 112 с.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – Москва: ЧеРо. – 1998. – 336 с.
  4. Практикум по общей психологии: учебное пособие / Под ред. Н.Г. Валинуровой // Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. – 2009. – 129 с.
  5. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – Москва: Гардарики. – 2007. – 736 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября