Введение
Торговая политика стран быстро меняется из-за роста неопределенности на мировой арене. На фоне неожиданных изменений, таких как появление коронавируса или обострение политических конфликтов государств, Республика Корея, которая в значительной степени зависит от международной торговли, сталкивается с множеством проблем. Следовательно, РК следует диверсифицировать партнерские отношения и снизить свою экономическую зависимость от Китая и США. С этой целью Южная Корея пытается укрепить сотрудничество со странами Евразии, в частности с членами ЕАЭС. Для Республики Корея Евразийское Экономическое Сообщество является своеобразным окном для укрепления своих позиций в северном направлении, которое на данный момент является приоритетным для страны. Что касается ЕАЭС, то страны-члены заинтересованы больше в инвестиционном и промышленном сотрудничестве с РК, в создании так называемой «ЗСТ плюс». Южная Корея является для России и других стран-членов ЕАЭС приоритетным направлением в развитии инвестиционных и торговых отношений, так как, например, товарооборот с данной азиатской страной уже превзошел товарооборот с Японией. Также в отношениях РФ и РК нет принципиальных политических проблем, в отличие от Японии. Данная тема довольно актуальна, так как на сегодняшний день наблюдается «заморозка» переговоров о ЗСТ, несмотря на усилия президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина запустить заново механизм переговоров для достижения соглашения.
Объектом исследования является внешнеэкономическая политика Южной Кореи и ЕАЭС. Предметом исследования выступают взаимоотношения РК и стран ЕАЭС, направленные на подписание соглашения о свободной торговле. В ходе работы были использованы следующие методы: классические методы экономического анализа, сравнение, дедукция, исследования причинно-следственных связей и наблюдение.
Ход переговоров по заключению Соглашения о свободной торговле между РК и ЕАЭС и текущее положение
Как известно, Южная Корея и ЕАЭС провели несколько совместных исследовательских семинаров, брифинг и 2 заседания Межправительственного совета в 2016 году. Однако с 2017 года наблюдается «заморозка» переговоров и с тех пор нет развития в данном направлении.
Важно отметить, что корейская экономика на 40% зависит от торговли с США и Китаем, что представляет определенные риски для нее по мере углубления конфликта между этими странами. На этом фоне рынок ЕАЭС может помочь РК снизить зависимость от США и Китая и диверсифицировать экспортные рынки и торгово-экономические партнеры. РК нуждается в создании новых «двигателей роста» из-за нестабильной экономической ситуации во всем мире. Поэтому с 2017 года Южная Корея продвигает "Новую северную политику" и сотрудничает с Россией, Казахстаном и Узбекистаном в создании новых двигателей экономического роста.
Что касается ЕАЭС, то страны-члены также стремятся диверсифицировать свои партнерские отношения и расширить сотрудничество на новых перспективных рынках. Как мы знаем, Республика Корея является привлекательной страной в экономическом плане ввиду быстрого роста ее экономики за последние десятилетия и увеличения товарооборота с государствами-членами ЕАЭС. Также сообщество заинтересовано в сотрудничестве с Южной Кореей в целях промышленной трансформации и дальнейшего развития инвестиционных отношений. Главная цель ЕАЭС – упрощение процедуры локализации производства РК на территории сообщества и создание совместных предприятий с корейскими компаниями в сфере IT.
Взаимодополняемость товарных структур экспорта и импорта Южной Кореи и России
Россия имеет высокий товарооборот с Кореей, наряду со странами-членами ЕС. Объем двусторонней торговли между Южной Кореей и Россией неуклонно растет, в 2014 году двусторонняя торговля достигла рекордного уровня в 25,798 миллиардов долларов, поскольку импорт из России значительно увеличился из-за высоких цен на нефть [1, с.3].
Однако объем товарооборота между странами уменьшился из-за падения цен на нефть в 2014 году и западных санкций против России. В результате товарооборот между Кореей и Россией сократился до 15,994 миллиардов долларов в 2015 году и 13,41 миллиардов долларов в 2016 году. По мере постепенной стабилизации мировых цен на нефть российская экономика постепенно восстановилась в 2017 году, и товарооборот между Южной Кореей и Россией увеличился до 24,85 миллиардов долларов в 2018 году. Товарооборот между Кореей и Россией в 2020 году был немного вялым и составил всего 17,53 миллиарда долларов из-за влияния COVID-19.
Таблица 1
Торговля между РК и Россией (в миллионах долларов)
|
Экспорт |
Импорт |
Внешнеторговый оборот |
Торговый баланс |
2013 |
11,149 |
11,495 |
22,644 |
-346 |
2014 |
10,129 |
15,669 |
25,798 |
-5,540 |
2015 |
4,686 |
11,308 |
15,994 |
-6,623 |
2016 |
4,769 |
8,641 |
13,410 |
-3,872 |
2017 |
6,907 |
12,040 |
18,947 |
-5,133 |
2018 |
7,321 |
17,504 |
24,825 |
-10,183 |
2019 |
7,774 |
14,567 |
22,341 |
-6,793 |
2020 |
6,900 |
10,630 |
17,530 |
-3,730 |
Источник: Корейская ассоциация международной торговли
Благодаря неуклонному росту товарооборота между двумя странами Россия была 10-м крупнейшим экспортером товаров в Корею в 2013 и 2014 годах, но в 2017 году опустилась на 17-е место из-за падения цен на нефть и ранее введенных против нее санкций. Тем не менее, Россия неизменно входит в топ-10 импортеров корейских товаров с 2015 года.
Таблица 2
Сравнение объемов экспорта из Кореи в Россию в 2010 и 2020 годах (в миллионах долларов)
|
Товар |
объем экспорта |
Доля |
Товар |
объем экспорта |
Доля |
2010 |
2020 | |||||
1 |
Транспортные средства, кроме трамвайных и железнодорожных подвижных составов |
2,832 |
36,5% |
Транспортные средства, кроме трамвайных и железнодорожных подвижных составов |
2,582 |
37,4% |
2 |
Электронные устройства |
1,057 |
13,6% |
Ядерные реакторы, бойлеры, механическое оборудование |
998 |
14,5% |
3 |
Ядерные реакторы, бойлеры, механическое оборудование |
1,046 |
13,5% |
Электронные устройства |
690 |
10% |
4 |
Суда, лодки и плавучие сооружения |
607 |
7,8% |
Пластмасса и изделия из нее |
440 |
6,4% |
5 |
Пластмасса и изделия из нее |
589 |
7,6% |
Оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические инструменты |
257 |
3,7% |
Источник: Корейская ассоциация международной торговли
Согласно данной таблице, транспортные средства, кроме трамвайных и железнодорожных подвижных составов, занимают 36,5% и 37,4% от общего объема экспорта в 2010 и 2020 годах, соответственно. Дальше следуют электронные устройства, на долю которых пришлось 13,6%, а также ядерные реакторы, бойлеры, механическое оборудование - 13,5% в 2010 году. В 2020 году ядерные реакторы, бойлеры, механическое оборудование составляют уже 14,5%, а электронные устройства - 10% от общего числа. Несмотря на колебания, на три вышеперечисленные позиции приходится более 60 процентов корейского экспорта в Россию. В 2010 году суда и водные сооружения входили в первую пятерку позиций, составляя 7,8%, но в 2020 году они составили уже 3,7%, заняв пятое место.
Кроме того, следует отметить, что экспорт корейской косметики в Россию вырос более чем в девять раз с 15,51 миллиона долларов в 2015 году до 137,31 миллиона долларов в 2019 году благодаря стремительному распространению корейской волны и товаров K-beauty с 2010-х годов. Таким образом, ожидается, что косметическая промышленность станет вторым по объему экспорта потребительским товаром после легковых автомобилей.
Таблица 3
Сравнение объемов импорта из России в Корею в 2010 и 2020 годах (в миллионах долларов)
|
Товар |
объем экспорта |
Доля |
Товар |
объем экспорта |
Доля |
2010 |
2020 | |||||
1 |
Минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки; битуминозные вещества; минеральные воски |
6,571 |
66,4% |
Минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки; битуминозные вещества; минеральные воски |
7,876 |
74,1% |
2 |
Железо и сталь |
1,108 |
11,2% |
Рыбы и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные |
923 |
8,7% |
3 |
Рыбы и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные |
493 |
5% |
Натуральный или культивированный жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, искусственные ювелирные изделия |
330 |
3,1% |
4 |
Алюминий и изделия из него |
460 |
4,6% |
Железо и сталь |
309 |
2,9% |
5 |
Суда, лодки и плавучие сооружения |
363 |
3,7% |
Неорганические химические вещества, органические или неорганические соединения драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов |
285 |
2,7% |
Источник: Корейская ассоциация международной торговли
Можно заметить, что в 2010 и 2020 годах доля энергетических ресурсов составила 66,4% и 74,1%, соответственно. В 2010 году за энергетическими ресурсами идут такие позиции, как железо и сталь, рыбы, алюминий и суда, тогда как в 2020 году следуют следующие позиции: рыбы, драгоценные и полудрагоценные камни, железо и сталь, неорганические химические вещества. Следует сделать вывод, что в то время как экспорт Кореи в Россию относительно равномерно распределен по 5 главным позициям, российский экспорт в Корею сосредоточен, в основном, на энергетических ресурсах.
Изучив данные по объему импорта и экспорта Кореи с Россией, и учитывая, что другие страны-члены ЕАЭС также имеют схожую с Россией торговую структуру, основанную на сырье, можно сделать следующие выводы. Для обеих сторон выгодно сотрудничество в сфере торговли, так как РК и страны ЕАЭС имеют взаимодополняющую структуру торговли. Для ЕАЭС также более выгодно создание «ЗСТ плюс инвестиции» для увеличения промышленного и инвестиционного сотрудничества, а не только торговых отношений. Причина кроется в том, что, несмотря на увеличение экспорта ЕАЭС после подписания соглашения о ЗСТ, выгода от снижения пошлин для корейской стороны будет в 2 раза больше. Кроме того, рынок стран ЕАЭС может пострадать из-за наплыва корейских автомобилей. Для того чтобы сбалансировать взаимные выгоды между РК и ЕАЭС, сообщество предполагает увеличение корейских инвестиций в различные отрасли промышленности. Более того, ожидается, что благодаря промышленной кооперации Корея и Евразийский экономический союз достигнут более высокого уровня экономического сотрудничества. Поэтому необходимо разработать конкретные меры сотрудничества в области промышленной кооперации путем определения сравнительных преимуществ и показателей конкурентоспособности экспорта по отраслям.
Ожидаемые экономические последствия от создания зоны свободной торговли между Южной Кореей и ЕАЭС
В основу анализа ожидаемых экономических эффектов положены различные исследования корейских и русских специалистов. Согласно анализу, проведенному исследовательским институтом Hyundai, экспорт Кореи в Россию увеличится примерно на 3,3 процента, если российские тарифы на корейскую продукцию будут снижены на 1 процент после подписания Соглашения о свободной торговле [2, с.17].
Согласно совместному исследованию РК и Евразийского экономического союза, ожидается рост ВВП и Кореи, и стран ЕАЭС. Если двусторонние льготные тарифные и нетарифные барьеры будут снижены на 50 процентов, то ожидается, что ВВП Армении вырастет примерно на 260 млн. долларов, ВВП Беларуси - на 2,2 млрд. долларов, ВВП Казахстана - на 2,31 млрд. долларов, а Кыргызстана - на 150 млн. долларов. Ожидается, что Россия, центральная страна Евразийского экономического союза, получит эффект в размере 7,5 млрд. долларов, или 0,64% от ВВП России, в то время как Корея – в размере 3,2 млрд. долларов, или 0,23% от своего ВВП [3, с.3]. Также ожидается, что Корея улучшит свой торговый баланс. После подписания соглашения о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом торговый баланс Кореи увеличится примерно на 2,1 миллиарда долларов по мере расширения торговли [4, с.12]. Наконец, возможна диверсификация для корейских экспортеров. Если увеличится экспорт Кореи в страны ЕАЭС, то снизится зависимость Кореи от существующих крупных партнеров.
Согласно исследованию МГИМО (У) и Центра экономических и финансовых исследований «Определение перспективных партнеров государств – членов Таможенного Союза по заключению соглашений о свободной торговле», Южная Корея стала самым перспективным партнером (среди таких стран, как Израиль, Индия, Индонезия, Монголия, Сингапур), и ЗСТ с РК показала наибольшую целесообразность. Кроме того, дополнительным выигрышем для сообщества является привлечение инвестиций РК через введение в текст соглашения положений, которые снижают барьеры для инвестиций [5].
Каждая исследовательская модель разнится, но итог у всех анализов один – ожидаются положительные экономические эффекты для обеих сторон после подписания соглашения о свободной торговле.
Заключение
Следует сделать общий вывод, что подписание Соглашения о свободной торговле положительно скажется на экономике и РК, и стран ЕАЭС, так как они имеют взаимодополняющую структуру торговли и заинтересованы в сотрудничестве. Согласно анализам, положительные экономические эффекты (рост ВВП, диверсификация торговли и торговых партнеров, увеличение взаимных инвестиций) ожидаются для всех сторон.