научный журнал «Актуальные исследования» #12 (91), апрель '22

Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

В статье раскрываются особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, выявлены условия и методы для развития творческих способностей обучающихся начальных классов.

Аннотация статьи
творческие способности
развитие
младший школьный возраст
Ключевые слова

В настоящее время развитие творческой личности приобретает особую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость в области современной педагогики. Это объясняется тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт делает акцент на воспитание личности активной, творческой.

Младший школьный возраст – это важнейший этап развития творческих способностей. Именно в этом возрасте у младшего школьника развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы [4].

В своих работах Л.А. Большакова определяют творческие способности как некое «сложное личное качество», которое отражает способность личности к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, что также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации окружающим [2].

В.Д. Шадриковым творческие способности понимаются как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [6].

Творчество можно охарактеризовать, как деятельность младшего школьника, в результате которой сознается что-то новое, что характеризует детей с неожиданной стороны, позволяет приобрести новые умения и знания, и применить раннее приобретенные.

Существует большое количество точек зрения исследователей на развитие творческих способностей младших школьников. Например, психологи Л.Б. Ермолаева-Томина и В.Н. Дружинин утверждают, что творческой деятельностью благодаря развитию у обучающихся творческих способностей они приобщаются к деятельности, которая направлена на создание полезных и значимых продуктов [3].

Творчество – это создание чего-то нового, ценного, не только для человека, но и для других [5].

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества личности ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [5].

Дети младшего школьного возраста значительную часть своей активной творческой деятельности осуществляют с помощью воображения. Игры – это плод их буйной фантазии, из-за чего они с большим увлечением занимаются творческой деятельностью, психологической основой которой является творческое воображение.

В младшем школьном возрасте ведущее значение отдается именно воображению, так как именно эта способность нуждается в плане развития.

Дети младшего школьного возраста любят заниматься художественным творчеством. Оно помогает младшему школьнику в полной мере раскрыть свою личность, так как вся художественная деятельность построена на активном воображении и творческом мышлении. Эти функции помогают младшим школьникам сформировать новый, необычный взгляд на мир.

На развитие ребенка младшего школьного возраста главное значение имеет формирование многих интересов, так как для него характерно познавательное отношение к миру творчества.

Для развития творческих способностей младшего школьника в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Учителю необходимо увидеть определенные задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ему максимально раскрыться в своей творческой деятельности.

Целесообразно окружить младшего школьника такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию творческих способностей.

Творческие способности будут формироваться быстрее, если младшие школьники будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат [2].

Творческие способности необходимо развивать предоставляя полную свободу действий, не настаивая на обязательности их проявления. Творческий подход к решению той или иной задачи должен поощряться и поддерживаться. Творчество определяет характер младшего школьника, развивает самостоятельность, увлеченность любым делом, увлеченность любимым делом. В результате творческой деятельности развивается быстрота реакции, оригинальность мышления и находчивость.

Процесс обучения творчеству на уроках должен стремиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развивать свои способности.

Современные педагоги Г.С. Абрамова и Л.А. Большакова считают, что активное развитие творческих способностей происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети интересуются окружающим миром. Они любознательны, активны. Поэтому важно на уроках в школе создавать педагогические условия для формирования и развития творческих способностей [1].

Успешное развитие творческих способностей младших школьников возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической науке такими условиями являются [5]:

  1. Изменение роли ученика – согласно которой ученик должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности.
  2. Комфортная психологическая обстановка – благоприятствующая развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, веры в силы и возможности младших школьников.
  3. Создание внутренней мотивации учения – с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах.
  4. Корректная педагогическая помощь ребенку – доброжелательная помощь взрослых, нельзя думать за ребенка, когда он сам может додуматься.
  5. Сочетание разнообразных форм работы – сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке.
  6. Создание ситуации успеха – задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех.

Творческие способности младших школьников формируются как на уроках, так и в условиях внеурочной деятельности. Внеурочные занятия проводятся в творческих кружках, которые способствуют самоутверждению и самовыражению личности младшего школьника в свободное время.

На данных занятиях необходимо создавать такие условия, которые будут побуждать младшего школьника к активному мышлению и воображению. Чтобы младший школьник проявлял творческую активность, добиться определенного результата в развитии творческих способностей, познавательных интересов, усвоение новых знаний, нестандартных решений. Главным фактором творческого развития младших школьников является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Но не только важно создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников, но и необходимо использовать современные методы обучения. Например, активные методы обучения, предоставляющие ребенку свободу в выборе деятельности, определенных действий. Под активными методами обучения понимают такую форму взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, также учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники.

Для развития творческих способностей эффективны игровые методы обучения. Чаще всего учитель пользуется деловыми играми, которые проводятся с целью активизации учебного процесса и развитию творческих процессов у младших школьников. Игровые методы помогают раскрыть творческие способности, уверенность, развивать мышление и интерес к дальнейшей деятельности.

Целесообразно также использование методов проблемного обучения как ведущих способов организации творческой деятельности младших школьников. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Таким образом, раскрывая особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, приходим к выводу, что данный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей.

В период обучения в начальной школе происходит разделение видов деятельности ребенка, активно работает воображение, фантазии, которые позволяют быстрее развиваться творческому мышлению. Творческая деятельность является одним из ведущих видов деятельности способствующих развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Неотъемлемым фактором творческого развития являются условия и методы, способствующие формированию творческих способностей младших школьников.

Текст статьи
  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. - М. Академический Проект, Деловая книга, 2009, - 624с.
  2. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. // «Завуч начальной школы». – 2016. - №2. – С.14-20.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
  4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2014. – 247 с.
  5. Самигуллина Г.С. Развитие творческого потенциала личности.: автореф. дисс. канд. пед. Наук. - Казань, 2008. – 98 с.
  6. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности учащихся.: Педагогика, 2011. – 137 с.
Список литературы