Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность приобретения полноценного жизненного опыта. Полное государственное обеспечение часто формирует иждивенческую позицию, ведёт к отсутствию бережливости и ответственности. Большая часть выпускников не умеют планировать свою самостоятельную жизнь, не доводят начатое дело до конца, живут одним днём.
Встречаясь с трудностями и проблемами в своей жизни, решают их девиантными поступками. Эти и другие проблемы и особенности актуализируют задачу поиска инновационных механизмов обучения детей, находящихся в интернатных учреждениях.
Желание добиться успеха, мотивация достижения успеха формируется как следствие взаимодействия человека со средой. Наиболее эффективным способом моделирования учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование предметных компетенций, является проектирование.
Проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Основные требования к проекту:
- Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы (с проектирования самого проекта).
- Результатом работы над проектом является определенный продукт.
- Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности.
Технология проектной деятельности ставит перед собой следующие цели:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
Проектная деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Конечно, умственная отсталость накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать обучающихся коррекционных школ в проектную деятельность нужно обязательно. Ведь у детей с нарушением интеллекта слабо развито стремление самоутвердиться социально-приемлемым способом, совершенствоваться в какой-либо сфере. Поэтому задачей нашего коллектива является создание такой образовательной среды, которая поможет поверить подростку в свои силы.
Включая обучающихся в проект, можно сформировать у них следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
- Проводить наблюдения. Ставить эксперименты, строить модели объектов и явлений окружающего мира.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов обучающихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся с нарушением интеллекта необходима и возможна. Метод проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации исследовательской деятельности школьников.
Примером межпредметного, группового проекта, реализуемого учителями географии, математики и социально-бытовой ориентировки является проект «Моё родное Белогорье».
Он интересен тем, что проводился группой учителей и учеников с целью воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному городу, сопричастности к судьбе края, бережному отношению к его культурно-историческим и природным богатствам.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов Белгородоведения, что способствует обогащению обучающихся знаниями о родном крае, формирует гражданскую позицию, играет существенную педагогическую роль в эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Материал по «Белгородоведению» является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся.
Цель данного проекта: воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
- Задачи проекта:
- ознакомление обучающихся с историческим прошлым и современной жизнью Белгородчины;
- почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений;
- развитие и коррекция познавательных интересов, способностей обучающихся;
- профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
- ознакомление обучающихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
Таблица
Деятельность участников проекта на различных этапах
№ |
Этапы |
Задачи |
Деятельность в предметной области география |
Деятельность в предметной области математика |
Деятельность в предметной области социально-бытовая ориентировка |
1 |
Подготовительный |
Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование групп для участия в проекте, определение источников информации | |||
2 |
Выполнение |
Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта |
Подготовка индивидуальных проектов «Мой край на карте Родины», «Есть город, который я видел во сне», «Фотоохота» «Туристическое агентство нашего города» |
Подготовка индивидуальных проектов «Белгородчина в цифрах», «Цифры на карте Белгородчины», Геометрический дизайн клумб Нового Оскола», «Текстовые задачи на материале Белгородоведения» |
Организация экскурсий на предприятия города, музей. Подготовка индивидуальных проектов «Традиции малой родины» «Национальные блюда Белгодчины», «Народные праздничные обряды Белгородчины» |
3 |
Рефлексия |
Подведение итогов работы над проектом |
Создание банка данных «Моё родное Белогорье» с целью дальнейшего использования в урочное время и во внеклассной работе. |
Надеемся, что полученный опыт выстраивания своего жизненного сценария путём проектирования позволит безболезненно адаптироваться к новой социальной среде. Это очень важно, потому что выпускникам интернатных учреждений приходится самостоятельно планировать свою деятельность, определять эффективные пути выхода из проблемных ситуаций, находить партнёров, конструктивно общаться. Разработка и реализация проектов является своего рода тренировкой, пробой самостоятельной взрослой жизни. Участники социально-значимого дела приобретают навыки успешного участия в общественных процессах, повышается социальная компетентность подростков.