Главная
АИ #12 (91)
Статьи журнала АИ #12 (91)
Современные подходы к анализу инновационной деятельности предприятий

Современные подходы к анализу инновационной деятельности предприятий

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

инновационная деятельность
инновационный потенциал
показатели
методы

Аннотация статьи

В статье раскрыты особенности инновационной деятельности предприятий, рассмотрены методы анализа инноваций.

Текст статьи

Важным фактором экономического роста являются инновации, эффективное использование которых в деятельности предприятий позволяет значительно укрепить свое конкурентное положение на рынке благодаря улучшению качества производимой продукции и предоставляемых услуг, повышению уровня технического и технологического развития.

Анализ инноваций располагает собственными методами и подходами, вытекающими из экономической сущности и конкретного содержания инноваций.

Целью анализа инновационной деятельности является общая оценка ее эффективности и влияния на важнейшие финансово-экономические показатели деятельности организации, определение целесообразности и оптимальных вариантов реализации отдельных нововведений, оперативная корректировка параметров осуществляемых инновационных проектов и поддержка принятия стратегических инновационных решений.

Экономическое содержание объекта анализа инновационной деятельности и его цель ставят следующие задачи анализа:

  • оценку на основе анализа предыдущего и прогнозирования будущих вариантов развития организации, общей эффективности ее инновационной деятельности и определение потребности в инновациях;
  • предварительную, текущую и последующую оценку эффективности инноваций;
  • выбор оптимальных вариантов реализации инновационных проектов;
  • выявление и определение причин отклонений в ходе реализации инновационных проектов;
  • оценку и анализ рисков, связанных с внедрением инноваций (реализацией инновационных проектов);
  • выявление внутренних и оценку внешних резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности, определение направлений роста и развития, выработка рекомендаций для руководства организации [1, с. 300].

Инновации как самостоятельный объект не находят отражения в бухгалтерской финансовой отчетности. В связи с этим анализ инноваций возможен лишь внутри организации. Внешний анализ сталкивается с непреодолимыми ограничениями информационной базы.

Необходимым условием оперативного и полного анализа является также организация планирования и учета доходов, расходов, активов и обязательств в разрезе отдельных инновационных проектов.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единый подход, позволяющий построить основы мониторинга и анализа инновационной деятельности предприятий. Несмотря на обилие литературы, посвященной инновационному развитию, остаются проблемы создания системной методологии.

Во многих источниках литературы освещены лишь вопросы инвестиционного анализа. Однако необходимо учитывать разграничения между инновациями и инвестициями. Инновационный процесс невозможен без инвестиций, а осуществление инвестиций без инноваций не имеет экономического смысла. Учитывая их тесную взаимосвязь, иногда для оценки эффективности инноваций и инвестиций используют одни и те же показатели. Для инвестиционного проекта основным критерием выступает его финансовая эффективность с точки зрения привлекательности для инвесторов. Для инновационного проекта важны не только финансовые результаты, но и его новизна, удовлетворяющая запросы потребителей и производителей. Поэтому для оценки эффективности инноваций применяют более обширную систему показателей, чем для оценки эффективности инвестиций [3, с. 425].

В настоящее время в составе системы статистических показателей инновационного потенциала (форма № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организаций») выделяются следующие характеристики:

  1. Основные показатели инновационной деятельности (совокупный уровень инновационной активности; уровень развития технологических, организационных и маркетинговых инноваций);
  2. Число и состав организаций, осуществлявших инновационную деятельность;
  3. Объем инновационных товаров, работ, услуг;
  4. Объем и структура текущих и капитальных затрат на технологические, организационные и маркетинговые инновации;
  5. Показатели результатов инновационной деятельности, позволяющие оценить степень их влияния на экономическое развитие;
  6. Показатели технологического обмена, характеризующие процессы приобретения и передачи новых технологий;
  7. Показатели интенсивности кооперационных связей организаций реального сектора экономики в сфере исследований, разработок и инноваций;
  8. Показатели источников информации для инноваций;
  9. Показатели используемых методов защиты изобретений, разработок;
  10. Показатели факторов, препятствующих инновационной деятельности;
  11. Показатели организационных и маркетинговых инноваций;
  12. Общие организационно-экономические показатели (жизненный цикл товаров, работ, услуг; основные рынки сбыта; инвестиции в основной капитал; среднесписочная численность работников) [2, с. 6].

Наиболее подробно методы и приемы анализа инноваций рассмотрены учеными Лысенко Д.В. и Савицкой Г.В.

Лысенко Д.В. в анализе инновационной деятельности предприятий выделяет следующие этапы:

1. Анализ S-кривых жизненного цикла инноваций.

Данный анализ проводится на основе данных о динамике объемов реализации и доходов за длительные периоды времени (годы, десятки лет) по отрасли в целом. При анализе жизненного цикла инноваций – продуктов необходимо изучить влияние на продажи цен, объемов продаж конкурирующих товаров, динамики спроса на них, а также влияние на затраты эффекта масштаба, неравномерного ввода в эксплуатацию производственных мощностей, изменения цен на производственные ресурсы, замену технологии.

2. Анализ финансовых результатов (в том числе прогнозируемых) и денежных потоков инноваций.

Текущий анализ решает задачи сметного контроля и оперативного управления и заключается в оценке влияния внешних и внутренних, зависимых и независимых факторов на отклонения от планов (смет) доходов и расходов инновационных проектов. В ходе анализа необходимо выделить влияние следующих факторов: объем производства и реализации продукции (товаров, услуг); цены на продукцию и исходные производственные ресурсы (приобретаемые товары); нормы расхода производственных ресурсов (расход материалов, затраты труда и т.д.).

3. Анализ инновационной активности в организации.

Данный анализ проводится на основе обширных статистических данных, характерных для крупных компаний. В задачи данного анализа входит оценка количественной динамики и качественного характера заявок или предложений, возникающих внутри организации, анализ количества возможных и использованных вариантов нововведений и т.п.

4. Комплексная оценка с использованием рейтинговых моделей, или методов многокритериального анализа [1, с. 306].

Модели рейтинговой оценки позволяют сравнивать между собой показатели инновационной активности различных подразделений крупной организации или несколько организаций в отрасли. Однако их применение в анализе инноваций крайне ограничено в связи с недостаточностью информационной базы.

В ходе многокритериального анализа могут учитываться следующие характеристики: социальная значимость проекта (создание рабочих мест и т.п.); экологические факторы; бюджетная эффективность (прирост налоговых поступлений в бюджеты различных уровней).

Невозможность объективного соизмерения перечисленных факторов и отсутствие обоснованных методик обусловливает, что решения в данной ситуации являются предметом профессионального суждения руководства или аналитиков.

Савицкая Г.В. в анализе инновационной деятельности предприятий выделяет три группы показателей:

  1. показатели, которые характеризуют производственный эффект от применения инновации: прирост объема производства продукции, прирост добавленной стоимости, экономия материальных ресурсов, экономия затрат от снижения себестоимости продукции, сокращение затрат труда на производство продукции, рост производительности труда, снижение материалоемкости продукции, снижение издержкоемкости продукции;
  2. показатели, характеризующие финансовую эффективность нововведений: приросты маржинальной прибыли, валовой прибыли, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли, показателей рентабельности и т.д., оценка чувствительности приведенных выше показателей к инновационным мероприятиям;
  3. показатели инвестиционной эффективности инноваций: чистый приведенный эффект, индекс рентабельности, дисконтированный срок окупаемости [3, с. 426].

При проведении анализа необходимо учитывать всю сумму инвестиционных затрат предприятия, начиная с инвестиций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и заканчивая процессом запуска в производство и выхода на рынок.

Автор предлагает использовать данные показатели для комплексной оценки эффективности инвестирования в инновационные проекты в целом, а также по отдельным объектам.

Таким образом, анализ инновационной деятельности выступает важной составной частью стратегического и оперативного управления хозяйствующего субъекта. Он обеспечивает эффективное использование производственных ресурсов и повышение финансовой устойчивости в краткосрочном периоде, а также долгосрочное стабильное развитие и рост компании. Системное и регулярное проведение анализа инноваций способствует завоеванию и удержанию конкурентных преимуществ.

Список литературы

  1. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Лысенко Д.В. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 320 с.
  2. Решетова Т.В. Современное состояние инновационного развития и ключевые проблемы разработок в промышленном производстве / Т.В. Решетова // Форум молодых ученых. - 2017. - №3 (7). – C.5-7.
  3. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 587 с.

Поделиться

4335

Латыпова Э. А. Современные подходы к анализу инновационной деятельности предприятий // Актуальные исследования. 2022. №12 (91). С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/3908-sovremennie-podkhodi-k-analizu-innovatsionnoj

Похожие статьи

Актуальные исследования

#46 (228)

Прием материалов

9 ноября - 15 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

20 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря