Автор(-ы):
Романова Юлия Андреевна
Воинова Наталья Евгеньевна
Секция
Сельское хозяйство
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассматривается концепция развития сельского туризма в России до 2030 года, а также мероприятия, направленные на повышение эффективности государственного управления в этой области.
Текст статьи
Сельский туризм – это разновидность туризма, предполагающая временные выезды (путешествия) в сельскую местность с целью отдыха с предоставлением услуг гостеприимства, ориентированная на сохранение природного и культурного наследия и использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, характерных для данной местности с учетом ее специфики.
Аграрный туризм – разновидность туризма, предполагающая временные выезды (путешествия) к отечественному сельскохозяйственному товаропроизводителю, занимающемуся сельским туризмом.
Помимо обеспечения отдыха и оздоровления населения, сельский туризм решает ряд острых проблем малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также социального развития села:
Отрасль сельского туризма обладает мультипликативным эффектом и не требует больших государственных вложений. Благодаря уникальности природы, богатому культурному наследия, традициям и обрядам сел, многие регионы России успешно реализуют проекты в области сельского туризма (Калужская, Ярославская, Вологодская области, Республики Алтай, Бурятия и другие).
Сегодня в законодательстве РФ действует национальный стандарт «Экологический туризма» (ГОСТ Р 56642-2015), способствующий повышению качества отдыха в сельской местности и сохранению окружающей среды. Также был принят национальный стандарт «Сельские гостевые дома», но сегодня он является не действующим. Поимо стандартов, созданы отраслевые организации, которые занимаются самоорганизацией и координацией деятельности в области сельского туризма.
К сожалению, доля сельского туризма в общем объеме туристических услуг в России остается низкой и составляет 6% (2019 г.).
Развитие сельского туризма сдерживает ряд ограничений, к наиболее существенным из которых можно отнести:
Также, не соответствующее ожиданиям российских туристов качество услуг в сельском туризме:
Если рассматривать опыт зарубежных стран, то мы увидим, что активное развитие сельского туризма (агротуризм) ведется с 30-х годов 20 века. Сегодня Италия и Франция являются лидерами в этой сфере. Около 50% фермеров Западной Европы получают основной доход от продаж сельскохозяйственной продукции, тогда как доля реализации туристических услуг составляет от 35 до 70%. Также сельский туризм стал эффективным инструментов сохранения культурных ценностей, национального колорита и традиций: старинные виллы и парки Италии и Франции, мельниц Голландии, альпийских пейзажей Австрии и Швейцарии.
Перед российский аграрным обществом стоит одна из главных задач – реализовать потенциал российской культуры, традиционного гостеприимства через призму сельского туризма. При совмещении сельского туризма с производством сельскохозяйственной продукции можно достичь устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств к неблагоприятным условиям (неурожай), за счет альтернативного источника дохода, что способствует продвижению натуральной продукции, производимых фермерами и социально-экономическому развитию сельских местностей.
Следующая задача – обеспечение качества услуг, соответствующего международным стандартам. Турист сегодня – опытный и требовательный отдыхающий, который, отправляясь в русскую деревню, вправе ожидать высокий уровень сервиса и комфорта. Если не учитывать этот факт, то сельский туризм будет вынужден ориентироваться на нишевых клиентов и самую низкую ценовую категорию. Поэтому важно обеспечить профессиональную подготовку кадров, а также проведение стажировок в области сельского туризма как в России, так и за рубежом.
В мировой практике сельский туризм – один из наиболее эффективных инструментов продвижения продукции национального сельского хозяйства на внутренний и мировой рынок. Знакомясь с производством продуктов питания, туристы получают возможность убедиться в их натуральности, полезности, высоких вкусовых качествах.
Для достижения к 2030 году дохода от сельского туризма в 50 млрд. рублей необходимо решить следующие задачи:
На федеральном уровне:
На региональном уровне:
На муниципальном и местном уровне:
Активное вовлечение местного населения в отрасль, понимание им выгоды и престижа данного вида деятельности, готовность принимать гостей и стремиться к высокому качеству оказываемых услуг – важнейшее условие успешного развития сельского туризма.
Немало важным фактором эффективного развития сельского туризма является создание необходимых условий для использования всех ресурсных возможностей предоставляемых сельской местностью. К ним можно отнести:
Сельские услуги должны быть комплексными и включать в себя:
Данный пакет услуг может формироваться самостоятельно одним фермером или путем объединения всех заинтересованных жителей села/деревни. Сельских туризм также можно разделить на три вида отдыха с отличительными чертами.
Реализация данных видов отдыха должна вестись в соответствии с географической специфики регионов России. Например, сельские территории, прилегающие к крупным городам, наиболее привлекательны для развития дачного туризма. Регионы Дальнего Востока, Сибири, Алтая и Карелии подходят для приключенческого туризма. Кавказ, Крым подходят для развития классического сельского туризма.
В концепции развития сельского туризма в России до 2030 года предложены следующие механизмы поддержки фермеров и частных предпринимателей:
К сожалению, данная концепция, разработанная в 2016 году, не соответствует реальности. Согласно исследованию текущего состояния сельского туризма в России, проводимого АНО «Агентство развития сельских инициатив» [1, с.44] в 2019 году, результаты далеки от запланированных итогов концепции.
В России до сих пор отсутствуют определения и законодательного закрепления понятий «сельский туризм» и «аграрный туризм» в Федеральном законодательстве (№ 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»), а также других существующих нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность в данной сфере. Нет поддержки на федеральном уровне, т.е. некоммерческой рекламы, которая могла бы больше рассказать людям о преимуществах отдыха в сельской местности и, как итог, о сельском туризме мало кто знает и отношение к нему скептическое.
Отсутствует системный подход к развитию туризма и государственная поддержка субъектов сельского туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Слабо развита логистическая и туристская инфраструктура. Низкий уровень информированности сельского населения о возможностях и потенциале развития сельского туризма и, как следствие, отсутствие мотивации. Дефицит квалифицированных кадров.
Завышенные требования к субъектам малого предпринимательства на селе, недоверие сельских жителей, страх и нежелание регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, неблагоприятные условия ведения бизнеса сдерживают развитие сельских территорий, в том числе развитие туризма на них: «…в стране функционируют около 4500 сельских объектов размещения туристов…. Согласно экспертному мнению, процентное соотношение зарегистрированных средств размещения к теневым составляет более чем 1 к 3 (среднее значение по стране). Таким образом, по предварительной оценке экспертов, предполагается, что реальное количество функционирующих гостевых домов в стране – около 20 000» [1, с.9].
И это не весь список проблем, тормозящих развитие сельского туризма в Российской Федерации. Согласно этап реализации данной концепции до 2018 года должны были быть решены задачи по оптимизации законодательства, разработки федеральных и региональных программ развития и государственной поддержки сельского туризма. До 2025 года рост количества объектов сельского туризма, который, как мы видим, произошел и продолжает расти, но из-за юридической незащищенности, страха и недоверия сельских жителей, а также неблагоприятных условий ведения бизнеса, многие предприниматели ведут «теневую» работу, из-за чего сложно оценивать привлекательность отдыха в сельской местности и доход от данного вида туризма.
Список литературы
Поделиться
Романова Ю. А., Воинова Н. Е. Анализ концепции развития сельского туризма в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2020. №5 (8). С. 10-14. URL: https://apni.ru/article/391-analiz-kontseptsii-razvitiya-selskogo-turizma