Сельский туризм – это разновидность туризма, предполагающая временные выезды (путешествия) в сельскую местность с целью отдыха с предоставлением услуг гостеприимства, ориентированная на сохранение природного и культурного наследия и использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, характерных для данной местности с учетом ее специфики.
Аграрный туризм – разновидность туризма, предполагающая временные выезды (путешествия) к отечественному сельскохозяйственному товаропроизводителю, занимающемуся сельским туризмом.
Помимо обеспечения отдыха и оздоровления населения, сельский туризм решает ряд острых проблем малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также социального развития села:
- расширение ассортимента услуг и производство новой продукции (услуг) ведет к росту прибыли и финансовой устойчивости агробизнеса;
- сохранение традиционных сельских ландшафтов, объектов культурного наследия, образа жизни и традиций на селе;
- повышение уровня качеств жизни сельского населения;
- появляются новые рабочие места, что способствует снижению оттока населения в крупные города и повышению привлекательности сельской жизни для молодежи.
Отрасль сельского туризма обладает мультипликативным эффектом и не требует больших государственных вложений. Благодаря уникальности природы, богатому культурному наследия, традициям и обрядам сел, многие регионы России успешно реализуют проекты в области сельского туризма (Калужская, Ярославская, Вологодская области, Республики Алтай, Бурятия и другие).
Сегодня в законодательстве РФ действует национальный стандарт «Экологический туризма» (ГОСТ Р 56642-2015), способствующий повышению качества отдыха в сельской местности и сохранению окружающей среды. Также был принят национальный стандарт «Сельские гостевые дома», но сегодня он является не действующим. Поимо стандартов, созданы отраслевые организации, которые занимаются самоорганизацией и координацией деятельности в области сельского туризма.
К сожалению, доля сельского туризма в общем объеме туристических услуг в России остается низкой и составляет 6% (2019 г.).
Развитие сельского туризма сдерживает ряд ограничений, к наиболее существенным из которых можно отнести:
- отсутствие системного подхода к развитию и государственной поддержке сельского туризма;
- несовершенство и недостаточность существующей законодательной базы.
Также, не соответствующее ожиданиям российских туристов качество услуг в сельском туризме:
- плохие дороги, трудная доступность, дорогой приезд, очень затратная логистика, высокие цены на услуги;
- отсутствие подготовленных кадров;
- слабо развитая инфраструктура сельских поселений;
- недостаточное количество мест размещения;
- отсутствие комфортных условий и сервиса;
- недостаток информации, рекламы, маркетинга и продвижения.
Если рассматривать опыт зарубежных стран, то мы увидим, что активное развитие сельского туризма (агротуризм) ведется с 30-х годов 20 века. Сегодня Италия и Франция являются лидерами в этой сфере. Около 50% фермеров Западной Европы получают основной доход от продаж сельскохозяйственной продукции, тогда как доля реализации туристических услуг составляет от 35 до 70%. Также сельский туризм стал эффективным инструментов сохранения культурных ценностей, национального колорита и традиций: старинные виллы и парки Италии и Франции, мельниц Голландии, альпийских пейзажей Австрии и Швейцарии.
Перед российский аграрным обществом стоит одна из главных задач – реализовать потенциал российской культуры, традиционного гостеприимства через призму сельского туризма. При совмещении сельского туризма с производством сельскохозяйственной продукции можно достичь устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств к неблагоприятным условиям (неурожай), за счет альтернативного источника дохода, что способствует продвижению натуральной продукции, производимых фермерами и социально-экономическому развитию сельских местностей.
Следующая задача – обеспечение качества услуг, соответствующего международным стандартам. Турист сегодня – опытный и требовательный отдыхающий, который, отправляясь в русскую деревню, вправе ожидать высокий уровень сервиса и комфорта. Если не учитывать этот факт, то сельский туризм будет вынужден ориентироваться на нишевых клиентов и самую низкую ценовую категорию. Поэтому важно обеспечить профессиональную подготовку кадров, а также проведение стажировок в области сельского туризма как в России, так и за рубежом.
В мировой практике сельский туризм – один из наиболее эффективных инструментов продвижения продукции национального сельского хозяйства на внутренний и мировой рынок. Знакомясь с производством продуктов питания, туристы получают возможность убедиться в их натуральности, полезности, высоких вкусовых качествах.
Для достижения к 2030 году дохода от сельского туризма в 50 млрд. рублей необходимо решить следующие задачи:
На федеральном уровне:
- оптимизировать действующую нормативно-правовую базу, разработать механизмы субсидирования и грантовой поддержки сколького туризма, использования земель под объекты сельского туризма, системы экологической сертификации продуктов питания;
- создание единой всероссийской ассоциации сельского туризма для поддержки самоорганизации участников рынка сельского туризма;
- в соответствующие федеральные целевые программы должна быть включена расширенная поддержка сельского туризма и развитие рекреационного потенциала регионов, а также предусмотреть расходы на продвижение услуг данного вида туризма на внутреннем и мировом рынках;
- разработать учебные и методические материалы, программы профессионального переобучения, повышения квалификации и обеспечить системную подготовку кадров для сельского туризма;
- координацию и контроль за развитие сельского туризма в Российской Федерации должен осуществлять федеральный межотраслевой совет, который будет играть роль центра управления изменениями в сфере сельского туризма.
На региональном уровне:
- в соответствии с единой федеральной концепцией развития сельского туризма должны быть разработаны региональные программы с учетом специфики местности;
- создание агротуристических кластеров, разработка плана мероприятий по развитию туристического и рекреационного потенциала региона, обеспечение реализации данных планов за счет финансирования региональных бюджетов совместно с федеральным бюджетом и привлекаемыми внебюджетными источниками;
- организация и проведение туристических мероприятий (концерты, форумы, тематические мероприятия и т.д.);
- оказать содействие созданию единой ассоциации сельского туризма на региональном уровне и повышению профессиональности кадров, работающих в данной отрасли;
- единая система информационной поддержки на региональном уровне, которая поможет распространять информацию о туристическом и рекреационном потенциале региона;
- информационная кампания о действующих мерах государственной поддержки в области сельского туризма для фермеров и предпринимателей региона.
На муниципальном и местном уровне:
- сбор информации об особенностях и возможностях, туристском и рекреационном потенциале региона для разработки туристско-информационных материалов и определения вектора развития сельского туризма в регионе;
- должна быть обеспечена совместная работа региональных властей и частных инвесторов для реализации конкретных мероприятий, направленных на развитие туристского потенциала района, например, разработка и благоустройство маршрутов для пешеходных и туристических прогулок, проведение событийных мероприятий;
- постоянное информационное «просвещение» фермеров, предпринимателей и иных организаций о мерах государственной поддержки развития сельского туризма, обеспечение работы системы обратной связи с властями региона по вопросам сельского туризма;
- разработка и внедрение системы туристкой навигации, роль которой заключается в распространении информации о потенциале региона в области сельского туризма (указатели, реклама, информационные пункты/центры и др.);
- оказывать содействие в создании коопераций сельскохозяйственных товаропроизводителей района, оказывающих услуги в сфере сельского туризма.
Активное вовлечение местного населения в отрасль, понимание им выгоды и престижа данного вида деятельности, готовность принимать гостей и стремиться к высокому качеству оказываемых услуг – важнейшее условие успешного развития сельского туризма.
Немало важным фактором эффективного развития сельского туризма является создание необходимых условий для использования всех ресурсных возможностей предоставляемых сельской местностью. К ним можно отнести:
- ландшафты и рекреационные возможности лесов, рек и озёр (охота, рыбалка, и т.д.);
- верховая езда, вело- и пешие прогулки, походы, пляжный отдых;
- памятники архитектуры, музеи, парки, дендрарии, памятные места и иные объекты, представляющие историческую, художественную и иную ценность;
- фольклорные и обрядовые праздники, гастрономические фестивали, мастер-классы в ремесленных мастерских и др.
Сельские услуги должны быть комплексными и включать в себя:
- информацию об объекте отдыха, возможностях бронирования и как добраться до места;
- проживание и питание;
- организация досуга как для взрослых, так и для детей (активный отдых, детская анимация и др.)
- обратная связь после поездки и целевая реклама для «старых гостей».
Данный пакет услуг может формироваться самостоятельно одним фермером или путем объединения всех заинтересованных жителей села/деревни. Сельских туризм также можно разделить на три вида отдыха с отличительными чертами.
- Дачный отдых ориентирован для жителей крупных городов (мегаполисов), которые интересуются организацией летнего отдыха для своих детей и престарелых родителей. Данный тип туристов требователен к качеству проживания и безопасности, но разнообразной досуговой программы не требуют. Главная особенность – длительный срок проживания и сравнительно невысокая цена. Местом проживания могут быть выбраны не только гостевые дома, но и «дачные деревни», организуемые на основе существующих туристических баз или детских лагерей отдыха.
- Приключенческий туризм основан на услугах по организации охоты, рыбалка, байдарочных походов, турах на снегоходах и квадроциклах. Предполагает многодневный тур с перемещением и проживанием в разных сельских гостевых домах. Данный тип отдыха требует высококвалифицированных организаторов и больших инвестиций в обеспечение материальной базы (снаряжение, спецодежда и т.д.).
- Классический сельский туризм ориентирован на автотуристов, предполагаем проживание в сельском гостевом доме (в одном или нескольких), а активное использование всего туристического потенциала местности (природы, сельской жизни, культурного наследия, досуга). Маршрут отдыхающего может строиться в зависимости от привлекательности деятельности, проводимой на местности: гастрономический туризм, этнофестивали, проживание в зоне заповедника и наблюдение за природой, работа на ферме и другое.
Реализация данных видов отдыха должна вестись в соответствии с географической специфики регионов России. Например, сельские территории, прилегающие к крупным городам, наиболее привлекательны для развития дачного туризма. Регионы Дальнего Востока, Сибири, Алтая и Карелии подходят для приключенческого туризма. Кавказ, Крым подходят для развития классического сельского туризма.
В концепции развития сельского туризма в России до 2030 года предложены следующие механизмы поддержки фермеров и частных предпринимателей:
- предоставление грантов для начинающих фермеров и предпринимателей в сфере сельского туризма;
- субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым на строительство или реконструкцию объектов сельского туризма;
- компенсация части капитальных затрат на создание объектов обеспечивающей инфраструктуры сельского туризма (кроме объектов размещения);
- предоставление бюджетных мест в государственных образовательных учреждениях для подготовки специалистов в сфере сельского туризма.
К сожалению, данная концепция, разработанная в 2016 году, не соответствует реальности. Согласно исследованию текущего состояния сельского туризма в России, проводимого АНО «Агентство развития сельских инициатив» [1, с.44] в 2019 году, результаты далеки от запланированных итогов концепции.
В России до сих пор отсутствуют определения и законодательного закрепления понятий «сельский туризм» и «аграрный туризм» в Федеральном законодательстве (№ 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»), а также других существующих нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность в данной сфере. Нет поддержки на федеральном уровне, т.е. некоммерческой рекламы, которая могла бы больше рассказать людям о преимуществах отдыха в сельской местности и, как итог, о сельском туризме мало кто знает и отношение к нему скептическое.
Отсутствует системный подход к развитию туризма и государственная поддержка субъектов сельского туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Слабо развита логистическая и туристская инфраструктура. Низкий уровень информированности сельского населения о возможностях и потенциале развития сельского туризма и, как следствие, отсутствие мотивации. Дефицит квалифицированных кадров.
Завышенные требования к субъектам малого предпринимательства на селе, недоверие сельских жителей, страх и нежелание регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, неблагоприятные условия ведения бизнеса сдерживают развитие сельских территорий, в том числе развитие туризма на них: «…в стране функционируют около 4500 сельских объектов размещения туристов…. Согласно экспертному мнению, процентное соотношение зарегистрированных средств размещения к теневым составляет более чем 1 к 3 (среднее значение по стране). Таким образом, по предварительной оценке экспертов, предполагается, что реальное количество функционирующих гостевых домов в стране – около 20 000» [1, с.9].
И это не весь список проблем, тормозящих развитие сельского туризма в Российской Федерации. Согласно этап реализации данной концепции до 2018 года должны были быть решены задачи по оптимизации законодательства, разработки федеральных и региональных программ развития и государственной поддержки сельского туризма. До 2025 года рост количества объектов сельского туризма, который, как мы видим, произошел и продолжает расти, но из-за юридической незащищенности, страха и недоверия сельских жителей, а также неблагоприятных условий ведения бизнеса, многие предприниматели ведут «теневую» работу, из-за чего сложно оценивать привлекательность отдыха в сельской местности и доход от данного вида туризма.