Нравственное воспитание дошкольников на основе семейных традиций и фольклора

Статья посвящена исследованию вопросов нравственного воспитания дошкольников на основе семейных традиций и фольклора.

Аннотация статьи
нравственное воспитание
дошкольники
родители
ценности
Ключевые слова

Материальные ценности сегодня доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит нравственное развитие ребёнка.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми - педагогами, родителями. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспита­нием ребенка до школы.

Главные идеи воспитания нравственных качеств личности - сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения, умению жить среди людей.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.

Положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Народная культура представляет собой основу всякой культуры.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. Именно поэтому, в своей работе с детьми мы используем фольклор.

Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. Прибаутки и небылицы обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений; заклички, приговорки, игровые припевы формируют поэтическое отношение к природе, к жизни; считалки, скороговорки помогают вырабатывать правильную речь.

Если колыбельные песни служат для развлечения ребёнка, потешки уже не только развлекают, но и передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо. Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил. Потешки мы используем во всех режимных процессах и во всех возрастных группах.

В старшем возрасте мы знакомим детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, любви к родному краю, а что недостойно настоящего гражданина, например: «Чти отца и мать, Не придётся тебе горевать», «Родимая сторона — мать, чужая — мачеха».

В русском фольклоре адресованные детям потешки, прибаутки, песенки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Невозможно переоценить значение русской народной сказки в воспитании дошкольников. Они помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Из сказки они получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширяют кругозор, развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Воспитательная ценность сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, его свободолюбие, сила духа, любовь к Родине. Сказка не даёт прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т.д.), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными и трудолюбивыми, «Гуси – лебеди» учат слушать родителей, страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».

Произведения русского фольклора помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в народных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Основы духовной нравственности у детей раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Семья – первая ступень в жизни человека. От того, каковы традиции в семье, какое место в семье занимает ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.

В современном обществе наблюдается тенденция к снижению уровня знаний родителей о народной культуре, особенно уменьшается частотность обращения к такому культурному наследию, как продукты фольклора: колыбельные, потешки, прибаутки, отдается большее предпочтение приобщению детей к экранным средствам. Одной из причин является незнание молодыми родителями фольклорных текстов.

Фольклор является формой передачи новым поколениям элементов нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство нравственного воспитания дошкольников.

Ведущим принципом в работе нашего ДОУ по нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Педагоги ДОУ активно сотрудничают с родителями наших воспитанников по формированию нравственных основ семьи, организуя родительские собрания, беседы, анкетирование, привлекаем к участию в акциях «Белый цветок», «Покормите птиц зимой» – делаем кормушки.

Повышая престиж материнства и отцовства, проводим онлайн « Папа, мама на работе», выставки поделок «Мамины руки не знают скуки», «Папа может…». В спортивных эстафетах «Папа, мама, я – спортивная семья», велопробег «Мой папа самый лучший» ко дню отца, пропагандируем здоровый образ жизни.

Совместно с родителями и детьми проводим православные праздники: Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Масленицы, Светлой Пасхи, Святой Троицы и т.д., тем самым формируем в детях христианские понятия и представления, мироощущение и мировосприятие через рассказы о Боге, об окружающем мире, о человеке, о многообразии жизни. На православные праздники всегда к нам приходят протоиерей Успенского собора Николай Васильевич Герасимчук и клирик Успенского собора отец Роман, который в доступной для детского понимания форме рассказывает о том или ином церковном празднике.

Практика духовно-нравственного воспитания показывает, что духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психофизических функций. Нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредована психическим, душевным развитием.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Текст статьи
  1. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. - 1991. - №9. - С.16-22.
  2. Зязева Л.К. Мир детства в традиционной культуре.- Москва, 1993 г.
  3. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.
Список литературы