научный журнал «Актуальные исследования» #13 (92), апрель '22

Проблемы предоставления государственных услуг в сфере пенсионного обеспечения в информационной трансформации общества

В статье обозначены современные проблемы предоставления государственных услуг в сфере пенсионного обеспечения в информационной трансформации общества. Так, государство видит в предоставлении услуг с использованием информационных технологий возможность предотвратить коррупцию и оптимизировать бумажное производство, а, значит, повысить эффективность бюрократических процессов. Граждане, в свою очередь, видят в переводе государственных услуг в электронный вид возможность решить проблемы очередей, недостатка информации, скорости получения услуги и многое другое.

Аннотация статьи
органы государственной власти
портал «Госуслуги»
государственные услуги
многофункциональный центр
государственное управление
предоставление государственных услуг
Ключевые слова

Актуальность исследования. Государство видит в предоставлении услуг с использованием информационных технологий возможность предотвратить коррупцию и оптимизировать бумажное производство, а, значит, повысить эффективность бюрократических процессов. Граждане, в свою очередь, видят в переводе государственных услуг в электронный вид возможность решить проблемы очередей, недостатка информации, скорости получения услуги и многое другое.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с развитием цифровых технологий сегодня формируется новая модель интегрированной среды развития взаимоотношений институтов, конъюнктуры рынка во взаимосвязи с цифровыми технологиями. За счет внедрения новых и новейших технологических решений, инноваций, новейших изобретений, традиционные системы постепенно отходят на второй план, уступая дорогу цифровым системам оказания государственных услуг. Однако, в сфере пенсионного обеспечения граждан данное направление остается недостаточно разработанным.

Цель исследования – выявить проблемы предоставления государственных услуг в сфере пенсионного обеспечения и сформулировать предложения по их решения.

Основная часть исследования

Доступность обращения за предоставлением услуг предполагает достаточный уровень развития инфраструктуры органов и организаций (многофункциональные центры и др.) в каждом субъекте РФ и во многих муниципальных образованиях, позволяющий заявителям оперативно и беспрепятственно подать обращение (заявление) о предоставлении той или иной государственной либо муниципальной услуги. На практике реализации данного принципа служит все более расширяющаяся сеть Многофункциональных центров (далее – МФЦ).

Доступность же предоставления государственной и муниципальной услуги должна характеризоваться простотой и удобством сервиса, а также оперативностью (в пределах установленного срока) получения запрашиваемой услуги. Естественно, что это в полной мере распространяется на нуждающихся в услугах лиц с ограниченными возможностями здоровья. Понятие государственных услуг устанавливается Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Бюджетным Кодексом РФ [1, c. 25]. Данные термины представлены на рис. 1.

Рис. 1. Дефиниции государственных услуг

Государственная услуга, как любая исполнительная процедура обладает рядом признаков, представленных на рис. 2.

Рис. 2. Признаки государственной услуги

В последнее время наиболее развитым способом предоставления государственных услуг являются электронные государственные услуги, предназначенные для упрощения системы взаимодействия с государственными органами. Для удобства пользования электронными услугами прямой партнёр ЭП «Ростелеком» разработал приложение «Государственные услуги» для пользователей.

Электронные государственные услуги развиваются и совершенствуются, опираясь на реальную пользу данной программы в сфере информационного сообщества. Уменьшаются комиссии, упрощается система оплат и подач документов, увеличивается количество услуг в электронном виде [7, c. 171].

Современный мир пережил переходный этап, а именно значительные изменения в основных формах и методах хозяйственной деятельности. Текущая точка глобальных изменений – точка бифуркации – определяется возможностями изменения, возможностями для развития страны, выбором вектора их объединения и прочих социальных общностей.

Масштабные процессы цифровизации государственных услуг, требуют от правительства принятия оперативных мер, направленных на приведение действующих информационных технологий в соответствие современным технологическим трендам, обеспечивающим экономическую эффективность и экономический рост, конкурентоспособность и национальную безопасность.

Развитие технологической инфраструктуры и использование больших баз данных вызывает необходимость масштабной цифровой трансформации общества, повышения информационной грамотности.

Процессы цифровизации включают объединение органов исполнительной власти, учреждений, которые вступают между собой в некое взаимодействие, а также цифровые технологии, которые непосредственно обеспечивают данное взаимодействие. Процессы цифровизации обеспечиваются цифровыми ресурсами, средствами цифрового взаимодействия, а также информационной инфраструктурой и деятельностью человека [6, c. 174].

На текущий момент развитие цифровизации государственных услуг в РФ осуществляется в полной мере, однако для ускорения данного процесса возможна роботизация государственных услуг, что требует оцифровки регламентов их оказания.

В современном мире проблема формирования так называемой цифровой экономики с каждым днем становится все более актуальной. Поскольку именно цифровая экономика является типом экономики наилучшим образом соответствующим требованиям современной научно-технической революции.

Цифровая экономика влияет на целый ряд разнообразных отраслей – банковскую сферу, сферы розничной торговли, транспорта, государства, энергетики, кибербезопасности, маркетинга, промышленности, образования, здравоохранения, развлечений и медиа.

Современный мир пережил переходный этап, а именно значительные изменения в основных формах и методах хозяйственной деятельности. Текущая точка глобальных изменений – точка бифуркации – определяется возможностями изменения, возможностями для развития страны, выбором вектора их объединения и прочих социальных общностей [3, c. 74].

Масштабные процессы цифровизации государственных услуг, требуют от правительства принятия оперативных мер, направленных на приведение действующих информационных технологий в соответствие современным технологическим трендам, обеспечивающим экономическую эффективность и экономический рост, конкурентоспособность и национальную безопасность.

Развитие технологической инфраструктуры и использование больших баз данных вызывает необходимость масштабной цифровой трансформации общества, повышения информационной грамотности [4, c. 113].

Процессы цифровизации включают объединение органов исполнительной власти, учреждений, которые вступают между собой в некое взаимодействие, а также цифровые технологии, которые непосредственно обеспечивают данное взаимодействие. Процессы цифровизации обеспечиваются цифровыми ресурсами, средствами цифрового взаимодействия, а также информационной инфраструктурой и деятельностью человека.

Все трансформируемые процессы, по оказанию государственных услуг, основаны на цифровых процессах, получающих новое оформление в цифровой экономике (все процессы взаимосвязаны, автоматизированы, контролируются в режиме онлайн, предварительно спроектированы и моделированы с регулированием).

Выводы. Масштабные процессы цифровизации государственных услуг, требуют от государства принятия оперативных мер, направленных на приведение действующих информационных технологий в соответствие современным технологическим трендам, обеспечивающим экономическую эффективность и экономический рост, конкурентоспособность и национальную безопасность.

Текст статьи
  1. Бондарь Н.С. Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации / Н.С. Бондарь // Журнал российского права. - 2019. - № 11. - С. 25-42.
  2. Двоеносова Г.А. О программе подготовки кадров для управления документами и данными в цифровом государственном управлении // Делопроизводство. 2021. № 4. С. 81-85.
  3. Джордано Д.О., Понявина М.Б. Электронное правительство и цифровое государство // Вести научных достижений. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. - 2020. - №2. – С. 74-80.
  4. Кабытов П.П., Стародубова О.Е. Влияние цифровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2020. № 11. С. 113-126.
  5. Калинин Г.И. Регламентация оказания государственных услуг в Российской Федерации: проблема эффективности нормотворчества // Административное право и процесс. - 2020. - № 3. - С. 38-40.
  6. Михайленко Н.В. Цифровое государственное управление. Современные проблемы и перспективы завтрашнего дня // Государственная служба и кадры. - 2020. - №2. - С. 171-175.
  7. Швабауэр А.В. Кардинальное изменение правил оказания госуслуг и конституционные права граждан // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 10. - С. 3-7.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня