Главная
АИ #13 (92)
Статьи журнала АИ #13 (92)
Организационно-правовые основы деятельности органов опеки и попечительства в Дал...

Организационно-правовые основы деятельности органов опеки и попечительства в Дальневосточном федеральном округе: сравнительно-правовой анализ

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

анализ
опека
попечительство
управление
органы опеки

Аннотация статьи

Статья посвящена сравнительно-правовому анализу организационно-правовых основ деятельности органов опеки и попечительства в Дальневосточном федеральном округе.

Текст статьи

Опека или попечительство представляет собой важный социально-правовой институт. В то же время, органы опеки и попечительства – это службы государственного значения, на которых возложена задача защищать интересы недееспособных и несовершеннолетних граждан. Поэтому актуальным является создание эффективных механизмов управления деятельностью органов опеки и попечительства.

В Российской Федерации реализация деятельности органов опеки и попечительства осуществляется на разных моделях управления: региональной, муниципальной и смешанной.

На примере Приморского края и Чукотского автономного округа, было рассмотрено, как осуществляется деятельность органов опеки и попечительства муниципальной и региональной моделях управления.

С 1 января 2020 года вступил в силу закон Приморского края № 572- КЗ от 30.09.2019 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями в сфере опеки и попечительства, социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, принявших на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей" о передаче на муниципальный уровень полномочий органов исполнительной власти края по опеке и попечительству.

В соответствии с НПА деятельность органов опеки и попечительства в Приморском крае организована на местной модели управления и осуществляет следующий контроль над ее деятельностью:

  • Правительство Приморского края;
  • Министерство образования Приморского края;
  • Администрация города Владивостока.

Ниже, в качестве примеров, представлены НПА регламентирующие деятельность органов опеки и попечительства и действующие на территории Приморского края:

  • Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ;
  • Закон Приморского края № 185-КЗ от 25.12.2007 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительстве в Приморском крае» (ред. от 01.06.2021) (далее – № 185-КЗ);
  • Закон Приморского края № 572-КЗ от 30.09.2019 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями в сфере опеки и попечительства, социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, принявших на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – № 572-КЗ);
  • Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 19.12.2018) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»;
  • Постановление Правительства Приморского края от 04.12.2020 № 1001-пп «Об утверждении Порядка и условий выплаты на улучшение жилищных условий гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Приказ министерства образования Приморского края от 20.04.2020 № 450-а «Об утверждении административного регламента министерства образования Приморского края предоставления государственной услуги «Предоставление информации по вопросам установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними».

В соответствии с вышеупомянутыми законами Приморского края –№ 185-КЗ и № 572-КЗ, за Администрацией города Владивостока Приморского края, закреплено осуществление деятельности органов опеки и попечительства на муниципальном уровне.

Другим примером управления органов опеки и попечительства с региональной моделью является – Чукотский автономный округ.

Хоть Чукотский автономный округ и осуществляют свою деятельность на региональном уровне управления, но НПА имеют общие черты с Приморским краем, который в свою очередь осуществляет деятельность на муниципальном уровне.

Для органов опеки и попечительства Чукотского автономного округа, в настоящее время установлен следующий контроль:

  • Правительство Чукотского автономного округа;
  • Департамент социальной политики Чукотского автономного округа;
  • территориальные органы опеки и попечительства Чукотского автономного округа.

Ниже представлены примеры НПА, регулирующие профессиональную деятельность органов опеки и попечительства Чукотского автономного округа:

  • Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ;
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  • Закон Чукотского автономного округа от 22.10.2009 №126-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями Чукотского автономного округа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения»;
  • Закон Чукотского автономного округа от 13.12.2007 № 141-ФЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» (далее – 141-КЗ);
  • Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 19.12.2018) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

В соответствии с Законом Чукотского автономного округа № 141-ФЗ уполномоченным органом по опеке и попечительству является – Департамент социальной политики Чукотского автономного округа.

Сравнительно-правовой анализ деятельности органов опеки и попечительства Приморского края и Чукотского автономного округа, показал, что вне зависимости от уровня управления деятельность направлена на максимально полное социальное обеспечение и реабилитацию детей оставшихся без попечения родителей.

Подводя итог всему вышесказанному необходимо резюмировать следующее, органы опеки и попечительства Приморского края и Чукотского автономного округа Российской Федерации, по большей части имеют одинаковую структуру и функциональное построение. Что в данном случае по иному и не может быть, так как органы опеки и попечительства Приморского края и Чукотского автономного округа Российской Федерации, изначально были созданы для решения вопросов общесоциального характера и содержания.

В качестве итогового обобщения всех полученных результатов данной научной статьи, были сформулированы следующие выводы:

  • органы опеки и попечительства Российской Федерации в настоящее время выполняют очень важную работу, так как количество детей оставшихся без попечения своих родных родителей, к сожалению, не становится меньше;
  • именно на органы опеки и попечительства Российской Федерации, возложена высокая ответственность за постоянным наблюдением за неблагополучными семьями, так как права детей не должны нарушаться, ни при каких обстоятельствах;
  • и наконец, только органы опеки и попечительства Российской Федерации, имеют все необходимые и законные полномочия в области поиска семей, для возможного усыновления и удочерения ими, детей оставшихся без попечительства своих родных родителей.

Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что организационно-правовые основы деятельности органов опеки и попечительства в Приморском крае, носят высокое общегражданское и общесоциальное значение и содержание, что в полной мере соответствует всей реальной действительности.

Список литературы

  1. Семейное право: учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.
  2. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: - «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019.
  3. Кодификация отечественного семейного права (1918–1969) / сост.: П.В. Крашенинников, О.А. Рузакова; Исслед. центр частн. права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ. - М.: Статут, 2019.
  4. Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019.

Поделиться

1418

Карева Е. Д. Организационно-правовые основы деятельности органов опеки и попечительства в Дальневосточном федеральном округе: сравнительно-правовой анализ // Актуальные исследования. 2022. №13 (92). С. 30-32. URL: https://apni.ru/article/3918-organizatsionno-pravovie-osnovi-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января