Жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так и групп. Отличительные признаки конфликта здесь состоят в том, что он возникает и протекает в сфере непосредственного общения людей, как соответствующий результат обострившихся противоречий между ними.
Эмпатия, являясь структурным компонентом коммуникативной компетентности и инструментом познания себя и других, играет важную роль в процессе становления личности человека и составляет основу в коммуникативном общении. Эмпатия позволяет судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение, избегая множество противоречий, которые могут возникнуть, при знакомстве и совместной деятельности людей.
Изучением взаимосвязи уровня эмпатии и конфликтного поведения занимались такие ученые-психологи как: Ю.Е. Алёшина, С. Ю. Дронова, Е.П. Ильин, К. В. Золотарева, Е. И. Пустобаева, Т. В. Савинова и др.
В отечественной психологии было проведено множество исследований, которые подтверждают взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности личности, а именно: уровень эмпатии влияет на конфликтность личности. По мнению Гомырановой О. Н., эмпатия является одним из механизмов регуляции межличностных конфликтов [3]. Межличностный конфликт, по ее мнению, это одна из форм межгрупповых и межличностных отношений, порождаемая внутренними противоречиями и противоречиями со средой и выражающаяся в субъективных феноменах взаимного восприятия людьми друг друга, принятия и возложения ответственности за возникновение и разрешение конфликтной ситуации. Эмпатия выступает как состояние, детерминирующее выбор действий в конфликтной ситуации, и тем самым определяющее развитие конфликта.
Но не было проведено исследований, которые бы позволили утверждать, что уровень эмпатии может влиять на стратегию поведения человека в конфликтной ситуации.
Противоречие между необходимостью и недостаточностью теоретических и практических знаний в области влияния уровня эмпатии на стратегию поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте обусловило выбор темы и определило проблему исследования.
Исследование проводилось в период с января по март 2022 года на базе НИУ «БелГУ», педагогического института, факультета психологии. В исследовании приняли участие 20 человек.
В ходе исследования использовались следующие методики: методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова; методика «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко»; тест-опросник К.Томаса на поведение в конфликтной ситуации.
Результаты определения уровня эмпатии, полученные с помощью методики диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова, представлены в таблице 1 на слайде.
Эти результаты позволяют сделать следующие выводы: очень низкий уровень эмпатии в данной группе испытуемых не выражен, очень высокий уровень эмпатии характерен для 5% ответов группы (1 человек), высокий уровень эмпатии выражен у 30% испытуемых (6 человек), средний уровень эмпатии составил 40% ответов (8 человек), низкий уровень эмпатии был выявлен у 25% респондентов (5 человек).
Обратимся к результатам опросника К. Томаса для определения стиля поведения в конфликтной ситуации. Для наглядности результаты представлены на слайде.
Таким образом, полученные результаты показывают, что большинство студентов в конфликтной ситуации предпочитают компромисс (30% испытуемых), при таком стиле поведения участники конфликта идут на уступки друг другу и приходят к компромиссному решению. На втором месте сотрудничество (25%), как стиль поведения, что говорит о том, что участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. К избеганию в конфликтной ситуации прибегают 20% испытуемых, для них характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Соперничество как стратегию поведения в конфликте выбирают 15% опрошенных, что характеризуется, их стремлением добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Приспособление характерно для 10% испытуемых, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.
Для проверки выдвинутой гипотезы о взаимосвязи уровня эмпатии и стратегии поведения в конфликте был выбран коэффициент корреляции τ Кендалла.
Взаимосвязь между уровнем эмпатии и стилем конфликтного поведения «соперничество» составила -0,4. Это означает, что полученный эмпирический результат попадает в зону значимости, ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам сильная и значимая.
Взаимосвязь между уровнем эмпатии и стилем конфликтного поведения «сотрудничество» 0,87, корреляционная связь сильная, зависимость прямопропорциональная. Полученный эмпирический результат попадает в зону значимости, ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам сильная и значимая.
Взаимосвязь между уровнем эмпатии и стилем конфликтного поведения «компромисс» показала 0,74. Этот результат говорит о том, что корреляционная связь сильная, зависимость прямопропорциональная. Полученный эмпирический результат попадает в зону значимости, ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам сильная и значимая.
Взаимосвязи между уровнем эмпатии и стилями конфликтного поведения «избегание» и «приспособление» выявлено не было.
Таким образом, по полученным данным можно сделать вывод: девушки и юноши с высоким уровнем эмпатических способностей в качестве стратегии поведения в конфликте будет выбирать сотрудничество. Данная стратегия характеризуется тем, что участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Если уровень эмпатии низкий, то повышается вероятность того, что студент будет прибегать к соперничеству в конфликтной ситуации. Соперничество характеризуется стремлением добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем эмпатии и стратегией поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте, а именно: высокий уровень эмпатических способностей способствует выбору конструктивных стратегий поведения в конфликте (сотрудничество, компромисс), низкий уровень эмпатии является основой выбора деструктивных стратегий поведения в конфликте (соперничество, избегание, приспособление), подтвердилась.