Под режимом спуска обсадной колонны понимают сборку обсадных труб в колонну спуск ее в скважину на длину каждой трубы, долив бурового раствора и промывку ствола. Проектные решения должны обеспечить спуск обсадной колонны в заданный интервал ствола скважины без осложнений, удовлетворительную подготовку обсадной колонны и затрубного пространства к цементированию при выполнении технологических требований и инструктивных указаний по продолжительности проведения отдельных операции. Операция крепления скважины на месторождении Северный Готурдепе №147 для освоения методом ОРЭ проводилось успешно с определением правильной подготовкой обсадных труб, нижней и верхней частей обсадных колонн, буровой вышки, бурового оборудования, инструмента и ствола скважины.
Перед спуском обсадной колонны буровые мастера и бурильщики должны:
- Вместе с членами буровой бригады произвести подготовительные работы к спуску колонны согласно утвержденному плану;
- Проинструктировать рабочих буровых вахт по спуску колонны, распределить обязанности и закрепить рабочие места за каждым рабочим;
- Совместно с механиком (или членами соответствующей комиссии) проверить состояние всей буровой установки, фундаментов, оснований, талевой системы, лебедки, КИП (контрольно измерительных приборов). спускового инструмента, а также центровку вышки и горизонтальность установки ротора. Все обнаруженные неисправности и недостатки должны быть устранены до начала спуска колонны [1].
В процессе проведения последнего долбления следует привести параметры бурового раствора в скважине и резервного его объема в соответствие с требованиями проекта, ГТН (геолого-технический наряд) или предписания. При подъеме бурильной колонны необходимо строго контролировать доливаемый в скважину объем бурового раствора.
Перед спуском обсадной колонны следует подготовить ствол скважины рабочей компоновкой бурильной колонны или жесткой компоновкой низа бурильной колонны.
При подготовке ствола скважины рекомендуется включать в состав бурильной колонны и применять эксцентрики, которые позволят эффективно очистить застойные зоны в кавернах. Проработку скважины при калибровке рабочей компоновкой следует вести только в тех интервалах, где обнаружатся «посадки» и «затяжки» инструмента до полного устранения последних.
При проработке необходимо обеспечить непрерывную равномерную подачу долота. Число оборотов ротора и режим промывки должны быть такими же, как и при бурении этого интервала. Допустимая осевая нагрузка на долото – до 2,0 тс.
После окончания проработки и калибровки ствола, скважину следует промыть в течение не менее двух циклов циркуляции бурового раствора. О готовности ствола скважины к спуску обсадной колонны необходимо сделать соответствующие записи в буровом (вахтовом) журнале и суточном рапорте бурового мастера [2].
После проверки готовности буровой установки и ствола скважины, главный инженер буровой организации или лицо, ответственное за спуск и цементирование колонны дает разрешение на спуск обсадной колонны.
Крепление обсадной колонны осуществляется в соответствии с утвержденным планом работ под руководством главного инженера буровой организации или ответственного лица за спуск и цементирование колонны. Ответственный за спуск колонны должен провести с персоналом буровой бригады инструктаж по спуску обсадной колонны и ознакомить их с планом спуска колонны.
Для спуска обсадных колонн следует применять клиновые захватные устройства, спайдер-элеваторы или элеваторы, как правило, они должны быть соответствующие по размерам и исправные, их грузоподъемность должна превышать максимально возможную нагрузку на крюке при креплении скважины.
Безмуфтовые обсадные трубы следует спускать в скважину только на спайдер - элеваторе и клиновом захвате или двумя спайдер-элеваторами.
При подготовке обсадных труб к свинчиванию, непосредственно перед их спуском в скважину следует ослабить крепление предохранительных колец. Каждую подготовленную к спуску обсадную трубу повторно замеряют. Затаскивание обсадных труб с мостков в буровую следует осуществлять при слабо навинченных предохранительных кольцах на ниппельных концах. Каждую обсадную трубу следует спускать или скатывать с мостков осторожно, без ударов. При необходимости следует использовать канатный амортизатор. Необходимо избегать ударов обсадных труб к любой части буровой вышки или о другое оборудование. На вороте вышки следует иметь удерживающий канат [3].
После затаскивания обсадной трубы в буровую следует отвинтить предохранительное кольцо с ниппельного конца и снять ниппель с муфтовой части, очистить и осмотреть резьбы, а также пропустить шаблон. Проверку соответствия внутренних диаметров труб следует осуществлять с помощью специального шаблона. Бурильщик не должен поднимать трубу выше ротора, не убедившись в выходе шаблона из трубы.
Трубы, через которые не проходит шаблон необходимо отбраковать и не применять для спуска в скважину. Операцию по шаблонированию труб следует закрепить за ответственным лицом из числа помощников бурильщика.
Свинчивание труб рекомендуется производить на заводской смазке, если предохранительное кольцо и ниппель до этого не отвинчивались и резьба не нарушена. В случае загрязнения или коррозии соединения заводскую смазку необходимо удалить, убедиться в исправности резьбы и нанести соответствующую герметизирующую (уплотнительную) смазку.
Резьбовой конец наращиваемой трубы должен вводиться в муфту плавно, осторожно и без перекосов во избежание повреждений резьбы. Если труба при посадке в муфту получила перекос или свинчивается трудно, ее следует отсоединить, приподнять, очистить и проверить состояние резьбы в муфте и ниппельном конце.
Наращиваемую обсадную трубу с введенным в муфту концом вначале следует вращать навесу, а затем плавно подавать вниз, контролируя правильность свинчивания витков резьбы.
Свинчивание резьбовых соединений обсадных труб первоначально следует осуществлять пеньковым канатом, круговым ключом или автоматическим ключом с последующим обязательным докреплением их машинными ключами. Буровой мастер или другое ответственное лицо должны осуществлять контроль за правильным свинчиванием и докреплением резьбовых соединений обсадных труб.
Резьбовое соединение считают удовлетворительно свинченным, если торец муфты будет совпадать с последней риской на трубе. Допускаемые при этом отклонения составляют ±1 нитка резьбы. Если при максимальном вращающем моменте над торцом муфты остается более трех ниток резьбы или при свинчивании вручную резьба полностью скрылась под торец муфты, то такое резьбовое соединение бракуют. В этом случае трубу следует отсоединить, отложить в сторону для последующей проверки и подготовить новую трубу для свинчивания [4].
В целях предупреждения возможности отвинчивания нижних обсадных труб кондукторов и промежуточных колонн (в процессе последующего углубления скважины), рекомендуется во время спуска колонны с помощью электросварки обварить прерывистым швом нижние 5-6 свинченных и закрепленных резьбовых соединений при условии выполнения технологических правил и требований сварки труб из соответствующей марки стали.
При спуске обсадной колонны следует обеспечивать строгий учет числа обсадных труб, длины каждой трубы и нарастающей длины колонны. Непроверенные трубы и трубы с неясной маркировкой использовать для крепления скважины не допускается.
В процессе спуска обсадной колонны необходимо контролировать характер заполнения ее по объему, вытесняемой из скважины жидкости и изменению нагрузки на крюке. Уровень жидкости (бурового раствора) после заполнения колонны должен находиться на устье и контролироваться визуально.
В процессе спуска обсадной колонны необходимо производить восстановление циркуляции или промежуточные промывки ствола в соответствии с планом работ. Периодичность восстановления циркуляции и промежуточных промывок определяют для каждой конкретной скважины с учетом опыта крепления колонн на данной площади.
Восстановление циркуляции и последующую промывку скважины следует начинать при заполненной до устья буровым раствором обсадной колонне и минимальной подаче насосов с постепенным увеличением ее до необходимой величины.
В случае возникновения признаков осложнений (посадки, затяжки, разгазирование бурового раствора и т. п.), а также после спуска обсадной колонны до забоя, скважину следует промыть при максимальной производительности буровых насосов, не допуская возможности гидроразрыва пород, в течение времени, необходимого для полной очистки бурового раствора от шлама и приведения его параметров в соответствие с требованиями плана работ.
В целях предотвращения прихвата обсадной колонны в процессе заполнения ее буровым раствором, восстановления циркуляции и промежуточных промывок, колонну необходимо периодически расхаживать. В промежутках между расхаживанием, колонну следует держать в подвешенном состоянии.
Если при спуске обсадной колонны имеют место посадки и затяжки, которые не представляются возможным ликвидировать посредством промывок и расхаживания, то колонну необходимо поднять полностью и подготовить ствол скважины заново к спуску колонны [5].
В случае возникновения признаков поглощения и снижения уровня жидкости (бурового раствора) в затрубном пространстве следует принять меры по заполнению его буровым раствором и восстановить циркуляцию или принять другое решение в зависимости от конкретных геолого-технических условий скважины.
Во избежание смятия обсадных труб необходимо производить расчет допустимой скорости спуска колонны. Спускать обсадные трубы плавно, не допуская больших положительных или отрицательных ускорений, которые могут создавать ненужные гидравлические удары и поршневой эффект. Выдерживать скорость спуска 45 секунд на трубу.
Последние (верхние) одну или две трубы обсадной колонны рекомендуется спускать в скважину с минимальной скоростью и одновременной промывкой. При этом запрещается производить частичную или полную разгрузку обсадной колонны на забой скважины.
Допуск обсадных колонн до забоя, которые планируется оборудовать колонными головками, противовыбросовым оборудованием или фонтанной арматурой, следует осуществлять на подгоночных патрубках с целью исключения электросварочных работ в процессе оборудования устья скважины. Верх обсадной колонны должен возвышаться над полом буровой по возможности на 1,20-1,5м, чтобы создать безопасные условия для установки цементировочной головки.
По окончании спуска, обсадная колонна должна быть подвешена на талевой системе для обеспечения возможности ее расхаживания в процессе цементировочных работ или периодического перемещения ее вниз в случае увеличения растягивающих усилий на крюке в период цементирования.
В целях более полного вытеснения бурового раствора из затрубного пространства тампонажным, рекомендуется принять следующие меры:
- В процессе промывки скважины перед цементированием снижать до минимально допустимых значений, величину статического напряжения сдвига и вязкости бурового раствора в скважине;
- Применять на обсадных колоннах комплекс элементов технологической оснастки;
- Обеспечить оптимальную скорость восходящего потока в затрубном пространстве скважины;
- Использовать буферную жидкость соответствующих типов в необходимых объемах;
- Расхаживать или вращать обсадную колонну в процессе цементирования.
Запрещается начинать цементирование обсадной колонны при наличии в скважине признаков газонефтеводопроявления или поглощения бурового раствора.