Автор(-ы):
Авсейчикова Анастасия Евгеньевна
Гостищева Евгения Сергеевна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье описывается коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников.
Текст статьи
В настоящее время задержка речевого развития у детей дошкольного возраста наблюдается, чуть ли не у каждого второго ребенка. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание [3]. Многие ученые отмечают, что речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек, ребенок не имеет возможности получать и передавать большое количество информации. У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом и психомоторном развитии [1]. Можно отметить, что на современном этапе система дошкольного воспитания строится именно на передаче дошкольникам знаний и сохранении здоровья, в том числе психологического благополучия. Поэтому необходимо развивать речь через развитие познавательных процессов, используя как традиционные методы, приёмы и игры.
Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 5 лет. Так же отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу [2].
Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:
Епифанцева Т.Б выделяет причины возникновения задержки речевого развития, а именно:
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. У ребенка речь оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих [4].
Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка:
Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить, и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.
Считается, что при задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы:
I. Игры
Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию. Развитие речи в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между ребенком и взрослым. Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания.
II. Пословицы и поговорки
В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления». Дети учатся: - ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства; - образно описывать предметы, дать ему яркую характеристику.
Как писал К.Д. Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями» [4].
Сначала надо знакомить детей с легкими пословицами к каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям. Воспитателям необходимо использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь».
Педагоги Я.А. Каменский, Е.И. Тихеева и др. всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову [3].
III. Загадки
Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ.
Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
IV. Использование «Лэпбука»
«Лэпбук» – это отличный способ развития детей через познавательную деятельность, особенно детей с ОВЗ. Он позволяет структурировать и запоминать полученную информацию в виде наглядного пособия, способствует применению полученных знаний в познавательной деятельности, дает возможность социализации детей, формирует умение общаться в процессе работы с ним.
«Лэпбук»:
V. Сказки
Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости.
Сказка для ребёнка – это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.
Сказки помогают:
Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
VI. Народные потешки
Потешки – это замечательный материал для развития речевого слуха у ребенка. Они забавны, лаконичны, ритмичны и очень выразительны. Развитие речевого слуха – это составляющая будущей грамотности ребенка.
Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.
Также они выполняют задачи, а именно:
Потешки способствуют накоплению словарного запаса. Ребенок должен не только иметь достаточный объём словаря, но и уметь правильно говорить, рассуждать, высказываться.
С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить – она становится образной и эмоциональной.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речь, является средством общения, возникает на определенном этапе развития общения.
Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств.
Список литературы
Поделиться
Авсейчикова А. Е., Гостищева Е. С. Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников // Актуальные исследования. 2022. №13 (92). С. 73-76. URL: https://apni.ru/article/3923-korrektsiya-i-profilaktika-rechevikh-narushen