Коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников

В данной статье описывается коррекция и профилактика речевых нарушений у дошкольников.

Аннотация статьи
речь
нарушения
ребёнок
задержка речевого развития
отклонения
Ключевые слова

В настоящее время задержка речевого развития у детей дошкольного возраста наблюдается, чуть ли не у каждого второго ребенка. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание [3]. Многие ученые отмечают, что речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек, ребенок не имеет возможности получать и передавать большое количество информации. У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом и психомоторном развитии [1]. Можно отметить, что на современном этапе система дошкольного воспитания строится именно на передаче дошкольникам знаний и сохранении здоровья, в том числе психологического благополучия. Поэтому необходимо развивать речь через развитие познавательных процессов, используя как традиционные методы, приёмы и игры.

Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 5 лет. Так же отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу [2].

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

  • расстройство экспрессивной речи – ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
  • проблемы с рецептивной речью – не воспринимает речь;
  • отклонение в речевой артикуляции – не произносит звуки;
  • афазия при аутизме – не говорит и не понимает речь;
  • умственная отсталость – нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки; глухота.

Епифанцева Т.Б выделяет причины возникновения задержки речевого развития, а именно:

  • невостребованность речи;
  • заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни);
  • замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически);
  • различные заболевания впервые годы жизни;
  • нарушения слуха;
  • неблагоприятные социально-бытовые условия.
  • наследственные факторы [5].

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. У ребенка речь оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих [4].

Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка:

  • память,
  • внимание,
  • мышление,
  • воображение,
  • целенаправленное поведение.

Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить, и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Считается, что при задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы:

I. Игры

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию. Развитие речи в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между ребенком и взрослым. Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания.

II. Пословицы и поговорки

В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления». Дети учатся: - ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства; - образно описывать предметы, дать ему яркую характеристику.

Как писал К.Д. Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями» [4].

Сначала надо знакомить детей с легкими пословицами к каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям. Воспитателям необходимо использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь».

Педагоги Я.А. Каменский, Е.И. Тихеева и др. всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову [3].

III. Загадки

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ.

Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.

Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.

Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.

IV. Использование «Лэпбука»

«Лэпбук» – это отличный способ развития детей через познавательную деятельность, особенно детей с ОВЗ. Он позволяет структурировать и запоминать полученную информацию в виде наглядного пособия, способствует применению полученных знаний в познавательной деятельности, дает возможность социализации детей, формирует умение общаться в процессе работы с ним.

«Лэпбук»:

  • информативен;
  • способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

V. Сказки

Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости.

Сказка для ребёнка – это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Сказки помогают:

  • создавать коммуникативные направленности речевых высказываний;
  • совершенствовать лексико-грамматическими средствами языки, звуковой стороны речи;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • приобщать детей к истокам народной культуры.

Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

VI. Народные потешки

Потешки – это замечательный материал для развития речевого слуха у ребенка. Они забавны, лаконичны, ритмичны и очень выразительны. Развитие речевого слуха – это составляющая будущей грамотности ребенка.

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Также они выполняют задачи, а именно:

  • развивают речевой слух у ребенка;
  • учат слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию;
  • управлять на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность, плавность речи, темп, интонационную выразительность.

Потешки способствуют накоплению словарного запаса. Ребенок должен не только иметь достаточный объём словаря, но и уметь правильно говорить, рассуждать, высказываться.

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить – она становится образной и эмоциональной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речь, является средством общения, возникает на определенном этапе развития общения.

Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств.

Текст статьи
  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000 г.
  2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие [Текст] / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.
  3. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984 г.
  4. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е издательство, - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 269 с.
Список литературы