По данным ученых Марковой А.К., Асеева В.Г., Климова Е.А., существует прямая связь между уровнем мотивации и эффективностью и результатами учебной деятельности. По их мнению, основным фактором повышения результатов учебной деятельности является создание «положительной мотивации» к учению. Учебная мотивация понимается нами как «частный вид мотивации, включенной в деятельность ученика, учебную деятельность» [7].
Следует отметить, что, как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом факторов, характерных для той деятельности, в которую она включается. В данном случае это учебная деятельность.
Во-первых, она определяется образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых – организацией образовательного процесса; в-третьих – субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых – субъектными особенностями педагога и его отношением к ученику; в-пятых – спецификой учебного предмета. В своих исследованиях А.И. Гебос выделил следующие факторы, способствующие формированию положительной мотивации учебной деятельности:
- осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
- профессиональная направленность учебной деятельности;
- выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;
- осознание ближайших и конечных целей обучения;
- наличие «познавательного психологического климата» в учебной группе;
- создание ближайших и конечных целей обучения.
Довольно распространенной классификацией учебной деятельности является классификация, в которой учебные мотивы делятся на внешние и внутренние. В отечественной литературе существуют два подхода к различению внутренней и внешней мотивации. Первый подход выделяет в качестве критерия разделения характер связи между учебным мотивом и другими компонентами учения (ее целью, процессом), второй подход – наряду с упомянутыми критериями использует характер личностного смысла, придаваемого учению, его продуктам. Мы дадим характеристику внутренним и внешним мотивам учения, используя первый подход. Если мотив реализует познавательную потребность, совпадает с конечной целью учения, то он является внутренним. Если мотив реализует непознавательную потребность, не совпадает с целью учения, то он называется внешним. В таком случае внутренними являются только познавательные мотивы на овладение новыми знаниями и способами их добывания. Этой точки зрения придерживаются П.Я. Гальперин, Н.В. Елфимова и др.
По мнению Т.Д.Дубовицкой внутренние мотивы «…носят личностно значимый характер».
Термин «мотивация» представляет собой очень широкое понятие. По мнению С.С. Занюк: «Мотивация – это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), побуждающих человека к активной деятельности и обеспечивающих тем самым успех в этой деятельности».
В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определялась как ведущий тип деятельности в школьном возрасте. Л.Б. Божович отмечает: «…именно учебная деятельность является ведущей на протяжении всего школьного возраста, а, следовательно, и мотивы, побуждающие ее, должны иметь существенное значение для детей в этот период психического развития».
Д.Б. Эльконин пишет: «…для подростков основной деятельностью остается его учение в школе. Успехи и неудачи на этом поприще продолжают служить основными критериями оценки подростков со стороны взрослых».
По мнению Марковой А.К., изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив ее развития у каждого учащегося (15 с. 5). Вопрос мотивации учения нашел чрезвычайно широкое отражение в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
Значительный вклад в изучение мотивации учения внесли отечественные ученые А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман, Т.А. Матис, М.В. Матюхина, Н.Е. Елфимова, Т.А. Саблина, И.И. Вартанова. Л.И. Божович отмечает: «Анализируя характер отношения школьников к учению (любит ли данный школьник учиться, старательно или небрежно он относится к своим школьным обязанностям и пр.), мы обнаружили, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психологическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. При этом под мотивами учения мы понимали то, ради чего учится ребенок, или, иначе говоря, то, что побуждает его учиться».
Под мотивом учебной деятельности Е.П. Ильин понимает все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. По мнению А.К. Марковой и соавторов, мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. П.М. Якобсон пишет: «Мотивация учения как деятельности является результатом как переработки тех воздействий, которые он получает из семейной и широкой социальной среды, так и образования сознательного и малоосознанного отношения к этим воздействиям, связанного с особенностями жизненных установок, устремлений, интересов человека. Все это сказывается на мотивах учения».
А.К. Маркова познавательные и социальные мотивы подразделяет на две группы качеств: содержательная, связанная с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов), и динамическая, связанная психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, выражающаяся в достаточной актуализации того или иного мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов). При этом отмечается, что определяющим являются содержательные характеристики, под их влиянием могут изменяться динамические. В основе учения школьника лежит несколько мотивов: и познавательные, и социальные мотивы являются необходимыми для побуждения деятельности учения. А.К. Маркова отмечает иерархичность строения мотивации учебной деятельности: «…Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношении между ними». По мнению Н.В. Елфимовой, иерархия мотивов учения является двухвершинной: ведущими являются как познавательный, так и социальный мотив.
Таким образом, у школьника ведущая деятельность - учебная, поэтому правомерно говорить о мотивации учебной деятельности или мотивации учения.