научный журнал «Актуальные исследования» #13 (92), апрель '22

Государственная регистрация товарного знака как гарант его правовой охраны и защиты прав правообладателя

В статье рассматривается процедура регистрации товарного знака, предоставляющая правовую охрану его правообладателю. Особое внимание уделяется материалам и примерам судебной практики, по делам связанным с незаконным нарушением прав на товарное обозначение правообладателя. Считается целесообразным внесение корректировки в части, касающейся формулировки регистрации товарного знака.

Аннотация статьи
судебная практика
товарный знак (знак обслуживания)
правовая охрана и защита
правообладатель
Роспатент
регистрационная процедура
Ключевые слова

В последние годы производитель товаров на отечественном рынке все чаще сталкивается с проблемой неправомерного использования его товарного знака недобросовестными конкурентами, цель которых быстрое и легкое обогащение, за счет известности знака индивидуализации правообладателя, среди потребительского сообщества. Такими действиями «товарный вор» наносит вред деловой репутации пострадавшего производителя-правообладателя, снижает уровень его коммерческого дохода с продаваемой продукции. А потребитель или пользователь услуг, введенный таким образом в заблуждение, может понести как духовное разочарование и потерю части семейного бюджета, так и вред собственному здоровью. Именно поэтому, гражданская защита исключительного права на товарный знак приобретает как экономическую ценность, так и правовую, выступая гарантом защиты прав правообладателя на средства индивидуализации в коммерческой деятельности, что благоприятным образом воздействует на защиту общественных и публичных интересов граждан.

Безусловно, товарный знак, как правовой институт представляет собой результат аналитического, когнитивного, интеллектуального, творческого процесса. Для успешного ведения коммерческой деятельности развития правообладателем своего товарного обозначения, получение производителями товаров и услуг позитивной репутации от потребителей, узнаваемости и индивидуализации знака обслуживания в условиях жесткой конкуренции, правовая охрана товарного знака имеет большое значение.

Перечень оснований для предоставления охраны и защиты товарным знакам на территории Российской Федерации установлен и регламентируется ст. 1479 ГК РФ. В ходе поэтапного ее рассмотрения можно говорить о том, что факт регистрации знака, как средства индивидуализации, органами Роспатента влечет наступления для правообладателя определенных правовых последствий, выраженных в предоставление правовой охраны его товарному знаку на законных основаниях.

Обращаясь к материалам и примерам судебной практики, становится заметным важность государственной регистрации товарного знака на сегодняшний день.

Так, согласно статьи 1503 ГК РФ, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, имея решение о государственной регистрации товарного знака (пункт 2 статьи 1499), осуществляет государственную регистрацию товарного знака в течении одного месяца в Государственном реестре товарных знаков [1]. Согласно диспозиции данной нормы, исчисление срока равного одному календарному месяцу начинается со дня получения документа об уплате соответствующей государственной процедуры и за выдачу свидетельства на товарный знак.

Внесение сведений в Государственный реестр товарных знаков имеет следующую типовую конструкцию:

  1. Товарный знак (знак обслуживания);
  2. Сведения о правообладателе;
  3. Дата приоритета товарного знака;
  4. Перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам МКТУ для регистрации товарного знака, установленным Ниццким соглашением;
  5. Дата его государственной регистрации;
  6. Иные сведения, которые относятся к регистрации товарного знака, в том числе и последующие изменения таких сведений.

Не своевременная уплата государственной пошлины либо не предоставление необходимых документов об ее уплате в установленном законе порядке, влечет за собой отмену регистрации товарного знака, а соответствующая заявка по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности будет признана отозванной.

Правообладатель, согласно п.1 ст.1484 ГК РФ, может распоряжаться исключительным правом на товарный знак, использовать знак индивидуализации (ст.1229 ГК РФ) в любых целях, в том числе коммерческих, но с соблюдением условий, не противоречащих действующему законодательству [2].

«…Гражданка N. незаконно использовала товарный знак, принадлежащего компании Никифорова А.А. при совокупности следующих обстоятельств: 01.01.2020г в г. Смоленск по адресу ул. Нахимова , гражданка N. реализовала третьим лицам бутылку вина емкостью 1 литр по цене 350 рублей со сходным до степени смешения известным товарным знаком Никифорова А.А. тем самым введя в заблуждения потребителей данной продукции».

Отметим, что никто кроме правообладателя не может и не имеет на то право использовать сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Пункт 1 статьи 1515 ГК РФ определяет, что «…товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными…».

Лишь правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Другие лица без согласия правообладателя не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя (в том числе их использование способами, которые предусмотрены ГК РФ), признается незаконным и, соответственно, влечет соразмерную ответственность, установленную ГК РФ и другими законами (ст. 1229 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы следующие обозначения: словесные; изобразительные; объемные, и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Обозначение может считаться охраняемым товарным знаком, исключительное право на который принадлежит конкретному лицу (правообладателю), только после государственной регистрации товарного знака федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (ст. 1480 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 1503 ГК РФ функция ведения данного реестра возложена на федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, который является единственным законно установленным источником для получения соответствующей информации.

«…Согласно ответу некоммерческого партнерства «Филлип и К», представляющего интересы компании Никифорова А.А., на исследуемой продукции (бутылке) нанесены обозначения, тождественные с товарными знаками Никифорова А.А.

Таким образом, гражданкой N. совершены действия по реализации товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака. …

Гражданку N. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей с конфискацией бутылки вина [3].

Наступление определенного правового статуса для товарного знака в форме наделения его правовой защитой возможно только после его регистрации. Кроме того, для того чтобы регистрация товарного обозначения не была оспорена в суде и в последующем признана недействительной необходимо проводить регистрацию качественно, всесторонне исследовать данное обозначение на схожесть с уже зарегистрированными знаками индивидуализации.

Правообладатель, выступающий на рынке спроса и предложения, как юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, использующий незарегистрированный товарный знак, становится не только уязвимым для любых претензий со стороны конкурентов, но и теряет доверительное отношение, выраженное в потребительском спросе на его продукцию или услугу со стороны гражданского общества. Зачастую такой оплошностью правообладателя пользуются мошенники, регистрируя уже ставший известный за счет популярности в рядах общественности товарный знак и предъявляют в рамках закона претензии тем, кто уже «раскрутил» это обозначение. Здесь же можно отметить и случаи, когда бывшие партнеры превращаются в конкурентов и делят бизнес. И наконец, за незаконное использование товарного знака предусмотрены меры государственного принуждения.

Приведем несколько примеров из судебной практики.

«…Компания «Би-Пи п.л.к.» (Великобритания) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании действий ООО «Влатика» по использованию зелено-желтой цветовой гаммы и обозначения «ВК» на автозаправочных станциях незаконными. Истец потребовал прекратить нарушение его исключительных прав на товарный знак. Суд установил, что обозначения, используемые ООО «Валтика», сходны до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком истца и запретил ответчику использование спорного обозначения. Апелляционная и кассационная инстанции оставили решение без изменения…» [4].

«…ООО «Янеж» обратилось в суд с иском к ООО «Креатив» и «Успех» с требованием прекратить незаконное использование сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком «Кедровая здравница» обозначения «мини-сауна профилактическая Сибирская здравница», изъять из оборота товар и уничтожить его, а также взыскать по 500 тыс. рублей с каждого ответчика. «Креатив» и «Успех» заявили встречный иск о преждепользовании товарным знаком для мини-саун. Однако суд пришел к выводу о визуальном, графическом, фонетическом сходстве товарного знака, права на который принадлежат истцу, и обозначения, используемого обществом "Успех" в предложении к продаже товара и не учел доводов ответчиков, удовлетворив требование истца о прекращении использования товарного знака и взыскав с ответчиков 100 тыс. рублей» [5].

Товарному знаку, успешно прошедшему государственную регистрацию в Роспатенте, присуждается статус охраняемого обозначения, использование которого в коммерческих и иных целях не допускается третьими лицами без согласия правообладателя. Но по действующему гражданскому законодательству, оперируя ст.1486 ГК РФ есть существенная оговорка о том, что охрана знака индивидуализации может быть прекращена досрочно, если правообладатель знака не использует его по назначению или в отношении всех или части товаров в течение трех лет на непрерывной основе. На основании сказанного, употребляемые в п.1 ст. 1486 словосочетания: «товары, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован», а также «непрерывно в течение трех лет после его государственной регистрации» следует понимать широко. Законодатель имеет в виду не только регистрацию товарного знака в Роспатенте, но и регистрацию средства индивидуализации в Международном бюро в соответствии со ст. 4 Протокола к Мадридскому соглашению, а также решение Роспатента о предоставлении правовой охраны общеизвестному товарному знаку на основе статей 1508 и 1509 ГК РФ.

Анализируя положения ст. 1486 ГК РФ, автором считается целесообразным внесение корректировки в части, касающейся формулировки регистрации товарного знака. Предлагается говорить не о регистрации товарного знака, и не о «государственной регистрации» знака, а о моменте возникновения исключительного права на товарный знак или же о «моменте возникновения исключительного права на товарный знак в полном объеме» ввиду того, что некоторые элементы исключительного права на товарный знак возникают в России с даты приоритета заявки, а в некоторых зарубежных странах - с начала использования товарного знака.

Все ранее сказанное, в том числе и глубокий анализ ст.1486 ГК РФ говорят об обязательном использовании охраняемого в России товарного знака. Такое требование также прослеживается в текстах нескольких международных договорах России. Например, часть С (1) ст.5 Парижской конвенции гласит: «Если в стране использование зарегистрированного товарного знака является обязательным условием, то регистрация может быть подвержена аннулированию», то есть прекращению правовой охраны товарного знака [6].

Выделение пункта 1 ст. 19 Соглашение ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) является подтверждением о возможном досрочном аннулировании товарного знака и прекращение его правовой охраны. В нем сказано, что «если использование товарного знака является требованием для сохранения в силе регистрации, то регистрация может быть аннулирована».

Установлено и обосновано из приведенных выше текстов международных договоров, участницей которых является Россия, что национальное российское законодательство вправе установить следующее положение: «Если охраняемый товарный знак не используется в течение определенного времени, то его правовая охрана может быть досрочно прекращена».

Данное положение закреплено в норме ст.1486 ГК РФ. Но проблема при правильном толковании закона все же сохраняется, так как прямо и непосредственно это норма не зафиксирована. Поэтому нами отмечено, что эта коллизия, подтвержденная выводами из проведенного исследования, является существенным недостатком действующего законодательства, требующего необходимого устранения законодателем.

Важно отметить, что в силу статьи 1484 ГК РФ посредники (дистрибьюторы, перепродавцы и др.) могут на договорной основе применять либо свой товарный знак совместно с товарным знаком изготовителя, либо свой товарный знак вместо товарного знака изготовителя.

В соответствии со статьей 1487 ГК РФ, регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно самим владельцем товарного знака или с его согласия. В подтверждение сказанного приведем пример из практики:

«…Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о прекращении нарушения прав на товарный знак. Ответчик, по утверждению истца, выпускает в хозяйственный оборот товары того же класса, используя тождественный товарный знак. Акционерное общество не отрицало указанного обстоятельства, однако ссылалось на правомерность своих действий, поскольку выпускает товары с указанным обозначением в пределах количества, установленного договором, заключенным с истцом до регистрации этого обозначения в качестве товарного знака.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1487 ГК РФ, регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия. Поэтому изготовление товара с использованием обозначения, зарегистрированного впоследствии в качестве товарного знака, не является нарушением прав на товарный знак, если оно осуществляется по ранее заключенному договору с владельцем товарного знака» [7].

В данном случае говорится о факте использования знака в стране регистрации, то есть на территории России. Причем должно быть выполнено обязательное условие – товары не должны подвергаться какому-либо изменению (разбавляться, смешиваться с другими, переупаковываться и др.).

После прохождение регистрации в Роспатенте и присвоение знаку индивидуализации статуса охраняемого обозначения, правообладатель в праве на продукцию с такой товарной маркировкой устанавливать предупредительное «клеймо», специфическая особенность и преимущество для потребителя заключается в ее гарантийной функции, олицетворяющий у него гарант качество приобретаемого товара. Что касается преимущества правообладателя то такая маркировка будет свидетельствовать для недобросовестной конкуренции о том, что данная продукции находится под охраной государственных органов и любая манипуляция, нацеленная на нарушение прав правообладателя, карается материальными последствиями для нарушителя в соответствии с действующим законодательством.

В СССР товарный знак на маркируемой продукции обозначали пятиугольником, ассоциировался в народных массах с пятиконечной звездой. Данное обозначение свидетельствовало о гаранте качества, что товар выполнен в соответствии с установленным Гостом. В России зарегистрированный товарный знак принято обозначать большой латинской буквой R в окружности «®». Кроме названных изображений в мировой практике получили широкое распространение такие буквенные сочетания, как, например, «Marks Registrada» – «МR» (латиноамериканские страны), а также слова «Trademark», «зарегистрированный знак» – «Registered Trademark» (Великобритания), «Marfue deposee» (Франция, Бельгия). Нанесение таких обозначений является правом, но не обязанностью владельца знака, что определяется также статьей 5D Парижской конвенции [8].

Передача исключительных прав на товарные знаки и прав их использования становится все более распространенной в связи с тем, что имеет ряд преимуществ перед созданием и регистрацией нового товарного знака.

Исключительное право на средство индивидуализации переходит от правообладателя к приобретателю тогда, когда осуществляется государственная регистрация договора об отчуждении исключительного права (п. 4 ст. 1234 ГК РФ).

В рамках лицензионного договора обладатель исключительного права на товарный знак, то есть лицензиар, предоставляет (или обязуется предоставить) лицензиату право использования товарного знака в пределах, которые определяются договором с указанием (или без указания) территории, на которой допустимо использование относительно определенной сферы предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 1489 ГК РФ).

В рамках данного договора:

  1. лицензиат получает готовый товарный знак, который не нуждается в регистрации или продлении;
  2. лицензиар получает дополнительный доход, а также дополнительную раскрутку его товарного знака за счет лицензиата.

Выделяются следующие лицензионные договоры:

  1. стандартный – предусматривает, кто, кому и на каких основаниях передает право использования знака;
  2. исключительный – предоставляет лицензиату эксклюзивное право на товарный знак, а лицензиар обязуется больше никому это право не передавать до истечения срока договора. При этом лицензиат приобретает не только право пользования, но и право распоряжения товарным знаком, кроме права полного отчуждения. В частности, он может предоставлять простые лицензии третьим лицам [9].

Согласно ст. 1490 ГК РФ договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, а также лицензионный договор на него должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации в Роспатенте (Федеральной службе по интеллектуальной собственности).

В рамках лицензионного договора составляется акт приема-передачи права пользования на товарный знак, передается необходимая техническая и коммерческая документация и иная необходимая для пользования информация (например, инструкции, указания).

В рамках договора об отчуждении исключительного права составляется акт о приеме-передаче исключительных прав на товарный знак, в котором указываются основные характеристики товарного знака.

Унифицированные формы актов приема-передачи прав не утверждены, поэтому организация самостоятельно разрабатывает формы таких актов и утверждает их (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).[10]

Необходимо обращать внимание на необходимость заключения договоров отчуждения исключительных прав на товарный знак и лицензионных договоров на передачу права использования товарного знака, их регистрации в Роспатенте, а также составления актов приема-передачи данных прав для документального подтверждения факта передачи исключительных и неисключительных прав на товарный знак, что важно для снижения налоговых рисков, доказывания своей правоты в судебных спорах с налоговой инспекцией или другой стороной договора.

Таким образом проанализировав материалы судебной практики, исследования научных трудов авторов цивилистов можно сделать вывод о том, что регистрация товарного знака является наиболее перспективным и важным средством охраны знака индивидуализации, выступающая гарантом защиты прав правообладателя через призму надзора и контроля государственными структурами в том числе органами Роспатента. Товарный знак обладает критериями узнаваемости одного производителя товаров от схожих по однородной продукции другого производителя, поэтому нуждается в активной правовой защите от посягательств со стороны недобросовестных конкурентов. Правовая охрана знаков индивидуализации на отечественном рынке спроса и предложения возможно лишь только после того, как знак пройдет официальную регистрацию в соответствии с требованиями статей 1480, 1503, 1505 ГК РФ. Кроме того, регистрация должна быть выполнена качественно, то есть ей должна предшествовать всесторонняя проверка на схожесть с уже зарегистрированными обозначениями. Иначе она может быть оспорена в суде и признана недействительной. В России зарегистрированный товарный знак обозначается «®». Никто кроме правообладателя не может и не имеет на то право использовать сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Обосновано, что сегодня практика передачи исключительных прав на товарные знаки и прав их использования становится более популярным и распространенным способом в борьбе с незаконным использованием знаков индивидуализации в кругах ведения коммерческой деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Такая закономерность имеет ряд плюсов перед созданием и регистрацией нового товарного знака. Осуществление государственной регистрации договора об отчуждении исключительного права способствует переходу исключительного права на товарный знак от правообладателя к приобретателю путем заключения лицензионного договора, где одна сторона лицензиар- обладатель исключительного права, а вторая сторона лицензиат- получатель исключительного права.

Автором научной публикации считается целесообразным внесение корректировки в части, касающейся формулировки регистрации товарного знака. Предлагается говорить не о регистрации товарного знака, и не о «государственной регистрации» знака, а о моменте возникновения исключительного права на товарный знак или же о «моменте возникновения исключительного права на товарный знак в полном объеме» ввиду того, что некоторые элементы исключительного права на товарный знак возникают в России с даты приоритета заявки, а в некоторых зарубежных странах - с начала использования товарного знака. Так же отмечено, что эта коллизия, подтвержденная выводами, указанными выше является существенным недостатком действующего законодательства, требующего необходимого устранения законодателем.

Текст статьи
  1. Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) // Закон, № 7, 1999 (извлечение).
  2. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. и доп. от 212.2020 ФЗ-№ 456) //(СЗ РФ. 2006. № 52, ст. 5496; 2014, № 11, ст. 1100).
  3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 2011. №50. Ст. 7344; 2019. №30. Ст. 4149.
  4. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 октября 2010 г. № ВАС-10852/10 // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru.
  5. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 июня 2010 г. № КГ-А40/5694-10 по делу № А40-27695/09-5-323 // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru.
  6. Решение Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области по делу от 18 августа 2015 года № 5-48/2015 // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru.
  7. Никитин В.В. Товарные знаки: передача исключительного права и права использования. Интернет-ресурс. URL: http://отрасли-права.рф/article/4006.
  8. Богданов В.Е. Сущность и ответственность юридического лица// Науч. журнал Государство и право.2019. - № 10. – С.14.
  9. Гаврилов Э.П. Последствия неиспользования товарного знака: практика применения статьи 1486 ГК РФ и предложения по ее совершенствованию // Патенты и лицензии. 2016. № 8. – С. 53-5
  10. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 № 104 Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств // Вестник ВАС РФ, №4,2006(Обзор). URL://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58427/
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября