В этой статье анализируется влияние действий и стратегий, применяемых в гостиничном бизнесе, с целью восстановления показателей заселения после начала кризиса, связанного с пандемией COVID-19.
Катастрофические события влияют на сектор туризма, изменяя привлекательность различных направлений для потребителей, а также влияя на их склонность к путешествиям. В этом смысле пандемия, вызванная COVID-19, представляет четыре принципиальных отличия по сравнению с другими катастрофическими событиями, произошедшими в последние годы, которые делают ее более тяжелой: интенсивность, географический охват, продолжительность, и степень неопределенности.
Кризисное управление и восстановление в кризисных ситуациях. Можно выделить по крайней мере семь больших групп кризисных стратегий: Стратегии, связанные с рабочей силой, маркетингом, инновациями, финансами, правительством, планированием и информацией.
Стратегии в отношении рабочей силы, как правило, заключаются в снижении затрат компаний на рабочую силу и зависят от трудового законодательства и корпоративной культуры, связывающей и идентифицирующей работников с их компаниями. Эти меры можно разделить на четыре основные группы: сокращение рабочей силы (увольнения, неоплачиваемые отпуска, сокращение количества часов, отработанных каждым работником и т.д.), снижение заработной платы, использование избыточного рабочее время для обучения, общего или связанного с анализируемым событием, и, наконец, использование аутсорсинга.
Вторая группа стратегий связана с маркетинговой и рекламной деятельностью. Среди альтернатив выделяется переориентация спроса на определенные типы клиентов и ближайшие рынки, учитывая, что международный рынок более чувствителен к катастрофическим событиям. Точно так же важно снижение цен в общем виде или за счет специальных акций. Наконец, особое внимание уделяется рекламным кампаниям, направленным на саморекламу отеля и координацию с другими фирмами и учреждениями для продвижения определенных направлений.
Также предлагаются инновационные стратегии для того, чтобы сделать отели более привлекательными, противостоять кризисам, особенно спровоцированным эпидемиями, и повысить эффективность. Предложение новых продуктов или услуг, улучшение качества существующих, персонализация опыта и внедрение новых технологий, например, для предотвращения контактов между работниками и гостями, – вот некоторые примеры предлагаемых мер, связанных с инновациями.
Еще одним ключевым моментом в стратегиях, принятых менеджерами отелей, является сокращение нетрудовых текущих затрат. В этом смысле описанная практика варьируется от общего сокращения всех видов текущих затрат до сокращения услуг, включая закрытие объектов, отсрочку инвестиций.
Координация и сотрудничество между деловым сектором и властями, обладающими компетенцией в области туризма, также считаются жизненно важными. В этом смысле практика менеджеров может варьироваться от требования государственной поддержки посредством конкретных программ государственных субсидий и отсрочки или снижения налогов до призывов к определенным акциям протеста.
Наконец, также важны мониторинг и оценка ситуации на регулярной основе, внутренняя и внешняя коммуникационная и информационная политика, сотрудничество с отраслью и реализация комплексных планов действий в чрезвычайных ситуациях [1].
Пандемия covid-19 в Испании и стратегия смягчения последствий.
Эпидемия COVID-19 пережила две «волны» в Испании в 2020 году: первая в период с марта по конец июня и вторая после этого. Обе продемонстрировали дифференцированные модели в аспекте здоровья и в отношении стратегий смягчения последствий для сокращения числа инфицированных людей [3]. Эти волны по-разному повлияли на гостиничный бизнес.
Во время первой волны и с учетом роста числа случаев заражения правительство Испании приняло решение объявить с 14 марта 2020 года «положение о чрезвычайной ситуации», которое с разной интенсивностью продлевалось до 21 июня. Из-за режима самоизоляции люди находились в своих домах, и вся второстепенная коммерческая деятельность была закрыта. Отели смогли открыться на первом этапе деэскалации (который начался с 11 по 25 мая, в зависимости от региона), но заметно ограничили услуги, которые они могли предложить, применяя экстремальные меры гигиены и дезинфекции, а также ограничивая свою вместимость в некоторых случаях. Быстрее всего восстановили свою деятельность территории с наибольшим туристическим потоком на побережье и островах. В двух главных городах страны, Мадриде и Барселоне, процесс протекал медленнее из-за более высокой заболеваемости. Хотя процесс деэскалации завершился в июне, все еще сохранялся высокий уровень неопределенности, связанный со вспышками заражения.
Внутренняя мобильность была полностью восстановлена, а границы с ЕС и ассоциированными странами Шенгенского соглашения были вновь открыты 21 июня. Проблема испанского летнего сезона 2020 года была связана с Соединенным Королевством, из которого исходит почти 25% иностранных туристов в Испанию. Свободное передвижение было разрешено только в течение последних трех недель июля. В период с марта по июнь заполняемость гостиниц упала на 91% по сравнению с предыдущим годом [2].
Вторая волна была менее интенсивной, но гораздо более продолжительной. В конце 2020 года все еще сохранялась высокая степень заболеваемости. Во время второй волны, за исключением некоторых конкретных регионов, гостиничная деятельность могла оставаться открытой, хотя многие заведения закрылись из-за нехватки клиентов. Кроме того, международная мобильность была заметно ограничена. Среди европейских стран было разрешено свободное передвижение людей, хотя во многих из них, в том числе в Испании, перед въездом на их территорию требуются тесты, подтверждающие отсутствие COVID-19, а в некоторых случаях – карантин на 10-15 дней, что препятствует перемещению туристов. В Испании с октября в некоторых муниципалитетах и регионах страны начали вводить ограничения на передвижение, что затруднило внутреннюю мобильность. В конце октября было объявлено второе «положение о чрезвычайной ситуации» до мая 2021 года, хотя самоизоляция не вводилась. Постепенно ограничения на передвижение распространилось по всей стране и стало особенно интенсивным со второй половины ноября. В связи с этим иностранный и внутренний туризм в Испании был полностью парализован. Результаты с точки зрения заполняемости отелей за летний сезон показали совокупное падение на 72%. За осень снижение составило 83% [2].
Крах туристического сектора во многих странах вызвал потребность в государственной поддержке. В случае Испании предпочтение было отдано горизонтальным мерам, затрагивающим все фирмы, хотя были приняты некоторые меры, специально разработанные для туристического сектора. Среди горизонтальных мер – кредиты для компаний, одобренные государством, и планы временного регулирования занятости (TERP), которые позволяют компаниям сокращать расходы на своих работников, пока длится эпидемия, как это предполагает государственный сектор. До декабря 2020 года на эти меры только в сфере туризма выделялось около 30 миллиардов евро. Эти меры облегчили финансовое положение компаний, что позволило им выжить в самый критический период эпидемии.
В конце 2020 года был запущен новый план государственной поддержки модернизации и повышения туристической конкурентоспособности с бюджетом в 3,4 млрд евро. Также были применены дополнительные меры, такие как отсрочка арендных платежей, снижение государственных налогов и безвозвратные субсидии региональным властям на инвестиции, направленные на улучшение туристической инфраструктуры. В марте 2021 года был утвержден общий пакет помощи на сумму 11 млрд евро для наиболее пострадавших от пандемии отраслей, особенно ориентированных на туристический сектор. Этот план включает до 7 млрд евро невозмещаемых субсидий и 4 млрд евро на реструктуризацию долга и рекапитализацию фирм. Некоторые из регионов с самой высокой туристической активностью продвигали региональные планы реконструкции отелей, инвестиции в туристическую инфраструктуру, кампании по продвижению туризма и, в некоторых случаях, безвозмездные субсидии, специально предназначенные для туристических фирм.
Среди стратегий поведения, выбранных испанскими отелями для восстановления можно выделить следующие: Переориентация на национальный рынок, индивидуализация гостиничных услуг, проведение рекламных кампаний, применение дифференцированных стратегий. Наоборот, наименее привлекательными стратегиями, которые тем не менее будут проводить многие отели, являются: снижение цен, предоставление новых услуг, пересмотр условий оплаты, переориентация на близлежащие региональные рынки.
Наконец, большинство фирм считают все предлагаемые меры государственной политики приемлемыми. Среди них наибольшее одобрение получили невозмещаемые субсидии, общая политика по продвижению индустрии туризма, рекламные программы для конкретных направлений и программы по финансированию.
Выводы и последствия.
В этой статье анализируется эффективность стратегий, применяемых государством и гостиничным бизнесом в масштабных кризисных ситуациях, с целью смягчения негативных последствий. Можно сделать вывод, что необходимо определить перечень действий, которые нужно предпринять на критической стадии эпидемии, когда отели закрыты. А также определить стратегии, которые должны быть приняты и реализованы после возобновления деятельности отелей.
Достигнутые результаты показывают, какие меры оказывают положительное влияние на ожидаемую загрузку: Стратегии, связанные с трудовыми действиями и персоналом, стратегии инноваций и дифференциации, стратегии переориентации рынка. Менеджеры также считают, что меры, предпринятые правительством, привели к облегчению финансового положения фирм.