Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста представляет собой актуальную проблему дошкольного воспитания и обучения. Развивая познавательную активность, педагоги формируют личность каждого ребенка, способную к саморазвитию и самосовершенствованию [4].
Дошкольный возраст сензитивен к развитию у ребенка познавательной активности. Именно в этом возрасте, подчеркивает В.И. Загвязинский, познавательная активность выступает в качестве ведущего мотива, побуждающего к формированию у ребенка предпосылок учебной деятельности [3].
По мнению Л.А. Беляевой, продуктивные виды детской деятельности представляют эффективное средство развития познавательной активности дошкольников, так как в ходе продуктивной деятельности формируются такие личностные качества ребенка, как самостоятельность, активность, инициативность, любознательность [2].
Результаты теоретического анализа показали актуальность организации и проведения работы по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.
В связи с этим, организована экспериментальная работа по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.
Целью экспериментальной работы явилось изучение уровня сформированности познавательной активности детей дошкольного возраста; реализация психолого-педагогических условий формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №67 города Ставрополя. В исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет): 20 детей составили экспериментальную группу, 20 детей – контрольную группу.
При определении уровня познавательной активности старших дошкольников использовались следующие методики:
Методика «Тест «Дорисовывание» Е.П. Торренса [1]. Данная методика проводилась с целью изучения понимания ребенком необходимости познания, творческое усвоение системы научных знаний.
Методика «Познавательная деятельность» проводилась с целью изучения осознания цели деятельности ребенком старшего дошкольного возраста (В.С. Юркевич) [1].
С целью исследования готовности старшего дошкольника к активной познавательной деятельности проводилась методика «Вопрошайка» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) [5].
Методика «Древо желаний» позволила выявить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста В.С. Юркевич [1].
У детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования, в целом, наблюдалась недостаточная сформированность познавательной активности, выражающаяся в отсутствии познавательного интереса к углублению знаний, отсутствии творческого усвоении системы научных знаний.
Количественная оценка результатов уровня сформированности познавательной активности детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования показала, что у 10% (2 детей) – высокий уровень познавательной активности, у 60% (12 детей) – средний уровень, у 30% (6 старших дошкольников) – низкий уровень.
В контрольной группе результаты констатирующего этапа исследования распределились следующим образом: 15% (3 ребенка) показали высокий уровень познавательной активности, 65% (13 детей) – средний уровень, 20% (4 старших дошкольников) показали низкий уровень.
Исходя из результатов констатирующего исследования, возникла необходимость в реализации психолого-педагогических условий формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.
Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми. В этой связи разработаны психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.
Цель разработки данных условий – развитие познавательной активности у старших дошкольников через групповые формы продуктивной деятельности с использованием игр, викторин, опыта практического применения полученных знаний в совместной с взрослыми деятельности.
В экспериментальной группе в течение 1,5 мес. реализованы следующие психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности:
- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в развитии познавательной активности;
- организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной области «Познавательное развитие»;
- проведение непосредственно-образовательной деятельности (НОД) с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста;
- взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности детей.
Система проведения НОД с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста строилась с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений, в ходе которой у дошкольников закреплялся познавательный интерес.
У детей контрольной группы на контрольном этапе исследования, наблюдалась недостаточная сформированность познавательной активности, выражающаяся в отсутствии познавательного интереса к углублению знаний, отсутствии творческого усвоении системы научных знаний. Это объясняется тем, что в контрольной группе не реализовывались психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.
На контрольном этапе исследования у большинства старших дошкольников экспериментальной группы наблюдалось понимание необходимости познания и познавательной деятельности, дети научились создавать рисунки по теме в определенной последовательности и по образцу; дети проявляли самостоятельность и творчество в выполнении заданий, у них отмечено хорошее качество выполненной работы.
Количественная оценка результатов уровня сформированности познавательной активности детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования показала, что у 70% (14 детей) – высокий уровень познавательной активности, у 25% (5 детей) – средний уровень, у 5% (1 ребенок) – низкий уровень (с помощью экспериментатора затруднялся в создании изображения предметов и непоследовательно выполнял работу, старался проявлять самостоятельность и творчество при выполнении заданий, наблюдалось низкое качество выполненной работы).
95% старших дошкольников проявляли стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, у них отчетливо проявлялся познавательный интерес к своей деятельности. Они научились задавать причинные вопросы, вопросы-гипотезы, выражающие предположения. Также наблюдалось стремление детей проникнуть в причинно-следственные связи явлений, у них отчетливо проявлялся исследовательский интерес к миру.
Таким образом, реализация психолого-педагогических условий формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности способствовала воспитанию понимания детьми экспериментальной группы необходимости познания, творческому усвоению системы научных знаний, осознанию ими цели деятельности, развитию готовности к активной деятельности.