К проблеме исследования познавательной активности детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности

В статье рассмотрена проблема исследования познавательной активности дошкольников в продуктивной деятельности, представлен анализ эффективности реализации психолого-педагогических условий формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Аннотация статьи
познавательная активность
исследование
продуктивная деятельность
психолого-педагогические условия
дошкольный возраст
Ключевые слова

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста представляет собой актуальную проблему дошкольного воспитания и обучения. Развивая познавательную активность, педагоги формируют личность каждого ребенка, способную к саморазвитию и самосовершенствованию [4].

Дошкольный возраст сензитивен к развитию у ребенка познавательной активности. Именно в этом возрасте, подчеркивает В.И. Загвязинский, познавательная активность выступает в качестве ведущего мотива, побуждающего к формированию у ребенка предпосылок учебной деятельности [3].

По мнению Л.А. Беляевой, продуктивные виды детской деятельности представляют эффективное средство развития познавательной активности дошкольников, так как в ходе продуктивной деятельности формируются такие личностные качества ребенка, как самостоятельность, активность, инициативность, любознательность [2].

Результаты теоретического анализа показали актуальность организации и проведения работы по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.

В связи с этим, организована экспериментальная работа по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.

Целью экспериментальной работы явилось изучение уровня сформированности познавательной активности детей дошкольного возраста; реализация психолого-педагогических условий формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.

Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №67 города Ставрополя. В исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет): 20 детей составили экспериментальную группу, 20 детей – контрольную группу.

При определении уровня познавательной активности старших дошкольников использовались следующие методики:

Методика «Тест «Дорисовывание» Е.П. Торренса [1]. Данная методика проводилась с целью изучения понимания ребенком необходимости познания, творческое усвоение системы научных знаний.

Методика «Познавательная деятельность» проводилась с целью изучения осознания цели деятельности ребенком старшего дошкольного возраста (В.С. Юркевич) [1].

С целью исследования готовности старшего дошкольника к активной познавательной деятельности проводилась методика «Вопрошайка» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) [5].

Методика «Древо желаний» позволила выявить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста В.С. Юркевич [1].

У детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования, в целом, наблюдалась недостаточная сформированность познавательной активности, выражающаяся в отсутствии познавательного интереса к углублению знаний, отсутствии творческого усвоении системы научных знаний.

Количественная оценка результатов уровня сформированности познавательной активности детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования показала, что у 10% (2 детей) – высокий уровень познавательной активности, у 60% (12 детей) – средний уровень, у 30% (6 старших дошкольников) – низкий уровень.

В контрольной группе результаты констатирующего этапа исследования распределились следующим образом: 15% (3 ребенка) показали высокий уровень познавательной активности, 65% (13 детей) – средний уровень, 20% (4 старших дошкольников) показали низкий уровень.

Исходя из результатов констатирующего исследования, возникла необходимость в реализации психолого-педагогических условий формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.

Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми. В этой связи разработаны психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.

Цель разработки данных условий – развитие познавательной активности у старших дошкольников через групповые формы продуктивной деятельности с использованием игр, викторин, опыта практического применения полученных знаний в совместной с взрослыми деятельности.

В экспериментальной группе в течение 1,5 мес. реализованы следующие психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности:

  1. учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в развитии познавательной активности;
  2. организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной области «Познавательное развитие»;
  3. проведение непосредственно-образовательной деятельности (НОД) с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста;
  4. взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности детей.

Система проведения НОД с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста строилась с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений, в ходе которой у дошкольников закреплялся познавательный интерес.

У детей контрольной группы на контрольном этапе исследования, наблюдалась недостаточная сформированность познавательной активности, выражающаяся в отсутствии познавательного интереса к углублению знаний, отсутствии творческого усвоении системы научных знаний. Это объясняется тем, что в контрольной группе не реализовывались психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.

На контрольном этапе исследования у большинства старших дошкольников экспериментальной группы наблюдалось понимание необходимости познания и познавательной деятельности, дети научились создавать рисунки по теме в определенной последовательности и по образцу; дети проявляли самостоятельность и творчество в выполнении заданий, у них отмечено хорошее качество выполненной работы.

Количественная оценка результатов уровня сформированности познавательной активности детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования показала, что у 70% (14 детей) – высокий уровень познавательной активности, у 25% (5 детей) – средний уровень, у 5% (1 ребенок) – низкий уровень (с помощью экспериментатора затруднялся в создании изображения предметов и непоследовательно выполнял работу, старался проявлять самостоятельность и творчество при выполнении заданий, наблюдалось низкое качество выполненной работы).

95% старших дошкольников проявляли стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, у них отчетливо проявлялся познавательный интерес к своей деятельности. Они научились задавать причинные вопросы, вопросы-гипотезы, выражающие предположения. Также наблюдалось стремление детей проникнуть в причинно-следственные связи явлений, у них отчетливо проявлялся исследовательский интерес к миру.

Таким образом, реализация психолого-педагогических условий формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности способствовала воспитанию понимания детьми экспериментальной группы необходимости познания, творческому усвоению системы научных знаний, осознанию ими цели деятельности, развитию готовности к активной деятельности.

Текст статьи
  1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М.: Речь, 2005. - 128 с.
  2. Беляева Л.А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях: автореф. дисс. … канд. пед. наук. - Томск, 2004. - 25 с.
  3. Загвязинский В.И. Педагогика: Учебник. - М.: Академия, 2016. - 288 c.
  4. Новопавловская Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2009. - №8. - С. 46-48.
  5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – С.273-285.
Список литературы