научный журнал «Актуальные исследования» #13 (92), апрель '22

Роль механизма контроля за деятельностью органов государственного управления

В статье рассматривается особенная важность государственного контроля.

Аннотация статьи
финансовый контроль
государственное управление
механизмы контроля
Ключевые слова

Государственный контроль – это периодическая проверка уполномоченными органами государственной власти деятельности физических и юридических лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных нормативными правовыми актами, по результатам которой при обнаружении нарушений могут применяться меры государственного принуждения.

В наши дни на всех уровнях много и правильно говорится о самостоятельности местного самоуправления. Местное самоуправление – это один из трех уровней власти одного народа, составляющая часть единой системы социального управления в России. И оно может быть результативным только в том случае, если будет гармонично функционировать в тесном взаимодействии с федеральными и региональными уровнями власти и управления, пользоваться всемирной государственной поддержкой, но одновременно будет находиться не только под контролем населения, но и под контролем органов государственной власти.

Под сущностью контроля понимается функция, состоящая в выявлении отклонений фактических параметров управленческой деятельности от нормативных. При этом, по мнению ученых, особое внимание нужно уделять контролю в тех сферах, которые урегулированы государством: ведь если оно задает нормативы функционирования тех или иных органов или параметры определенных процессов, то оно же и должно создавать систему, которая будет выявлять отступления от заданных государством требований. Если будут существовать расхождения, то это приведет к негативным последствиям как для самого государства, так и для его граждан.

Практика показывает, что в системе государственного и муниципального управления механизм контроля представляет собой форму реализации механизма обратной связи. Известно, что эффективно управлять на любом уровне – значит действовать целеустремленно, стремясь к достижению поставленной цели, а поэтому составной частью механизма управления является механизм контроля. В результате четко организованного контроля осуществляется обратная связь между объектом управления в лице предприятий, организаций и фирм и субъектом управления, представляющим государственный и муниципальный аппарат.

Механизм контроля действует на всех этапах, во всех подсистемах государственного и муниципального управления. От эффективности действия механизмов контроля во многом зависит эффективность функционирования системы управления. Все это указывает на то, что контролю отводится ключевое место в системе государственного и муниципального управления.

Для реализации задач эффективного государственного контроля над федеральным имуществом по всем объектам и направлениям необходимо организовать и обеспечить функционирование единой системы контроля за владением использованием, распоряжением и управлением государственным имуществом. В рамках функционирования этой системы следует осуществлять:

  1. ведение оперативного контроля за обеспечением заданий, приоритетов, требований и ограничений по владению, использованию, распоряжению, управлению, учёту и сохранности унитарными предприятиями;
  2. организацию ревизий, тематических и документальных проверок, инспектирования, надзора и других контрольных мероприятий на конкретных объектах;
  3. организацию правовой, финансовой и технико-экономической экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы использования, распоряжения и управления федеральным имуществом;
  4. анализ и обобщение результатов контрольных и экспертно-аналитических материалов для подготовки и внесения предложений по устранению выявленных причин и конкретных фактов нарушений и отклонений, а также подготовку проектов законодательных и нормативных актов по улучшению контроля над унитарными предприятиями.

Контроль управления государственной собственностью не может быть в стороне от изменений в центральной системе государственного управления и контроля управления другими ресурсами (людскими, финансовыми, информационно-технологическими и т.д.). Он нуждается в системной координации с ними для достижения поставленных целей социально-экономического развития общества в целом. Задача контролёра заключается в том, чтобы соотносить текущее развитие объекта государственной собственности с установленными целями, а не просто наблюдать за ходом финансовых потоков.

Также остаётся актуальный вопрос в части касающейся финансового контроля, он распространяется на все сферы финансовой деятельности и является важным элементом государственного управления. Его роль заключается в содействии реализации финансовой политики государства, решению социальных задач, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов, а также процесса расширенного воспроизводства.

В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, природных богатств, на сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Следует отметить, что финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов не исключает, а предполагает необходимость осуществления и других видов контроля (например, административного, экологического и др.).

Объектом финансового контроля являются денежные средства, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов государства. Непосредственным предметом контроля выступают различные финансовые (стоимостные, количественные) показатели, такие как прибыль, доходы, расходы, налоги и сборы, различные отчисления в фонды и др.

Финансовым контролем охватываются практически все проводимые финансовые операции (сделки) как с использованием денежных средств, так и без них (бартерные сделки, безвозмездные услуги и т.п.). В то же время финансовый контроль содействует развитию отдельных направлений производного характера, таких как: сбалансированность между потребностью и наличием финансовых ресурсов, полнота и своевременность выполнения финансовых обязательств перед государством, выявление внутренних резервов производства и снижение себестоимости, рациональное использование материальных и денежных средств, правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности и др.

Финансовый контроль связан с ответственностью субъектов финансово-хозяйственной деятельности за ненадлежащее выполнение законов и других нормативных правовых актов. Эта ответственность выражается как в административных, так и в финансовых мерах воздействия на нарушителей.

Таким образом, финансовый контроль является разновидностью общегосударственного контроля и осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных фондов.

Текст статьи
  1. Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Правовое регулирование бюджетного контроля в Российской Федерации: Курс лекций. – М., 2019. – 176с.
  2. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы. М., 2020. С. 71.
  3. Кнутов, А.В. Государственный и муниципальный контроль (надзор) в отношении граждан. Нормативное регулирование и реализация на практике / А.В. Кнутов, С.М. Плаксин, А.В. Чаплинский. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 190 c.
  4. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс. М., 2018. С. 244.
  5. Овсянников, Л.Н. Становление государственного финансового контроля// Финансы. – 2018. – № 6. – С. 59-64.
Список литературы