Сложившаяся эпидемиологическая ситуация кардинально повлияла на экономику во всём мире, а особенно сильно на национальную экономику Российской Федерации. Период пандемии повлёк за собой такие последствия как: рост безработицы, снижение доходов населения, что привело к уменьшению налоговых поступлений в бюджет страны.
Есть четыре причины полагать, что Россия может пройти кризис, вызванный коронавирусной эпидемией и падением цен на нефть, лучше, чем многие другие страны (рис. 1).
Рис. 1. Причины легкого протекания кризисной ситуации 2020 (составлено авторами самостоятельно)
Для достижения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации и обеспечения бесперебойного функционирования учреждений жилищно-коммунального хозяйства и транспортного обслуживания необходимо решить ряд проблем, в том числе проблему образования, и главное место - нарушение бюджета. Реализация собственных и делегированных полномочий требует увеличения финансовых ресурсов, собираемых на местном уровне, и соблюдения одного из важнейших принципов - сбалансированного бюджета.
В современных экономических условиях, на фоне распространения коронавирусной инфекции вопрос сбалансированности местных бюджетов становится наиболее актуальным.
Проводимые исследования о влиянии пандемии на экономику страны затрагивают, в основном, производство либо сферу услуг, либо касаются государственного уровня бюджетной системы. Например, Е. А. Раковских оценил влияние коронавирусной пандемии на социальную сферу в стране [3, с. 47-53]. Исследования о состоянии местных бюджетов в этих условиях не встречаются.
Федеральный бюджет на 2020 год исполнен с дефицитом 4,1 трлн рублей, или 3,8% ВВП. «По состоянию на конец декабря ожидаемый дефицит бюджета на год составлял 3,9% ВВП.
По данным на сайте Минфина, объем полученной выручки составил 18,72 трлн рублей, или 90,9% от общей суммы утвержденной выручки. Исполнение расходов с учетом изменений составило 22,82 трлн рублей, или 116,1% от общей суммы утвержденных расходов и 95,7% от сводного бюджетного списка. К концу 2020 года расходы федерального бюджета увеличились более чем на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что отражает беспрецедентный уровень поддержки во время пандемии и восстановления после снятия ограничений. По темпам роста расходов Россия входит в первую пятерку стран группы G20.
В 2020 году ФНС перечислила в бюджет 10,98 трлн рублей, или 83,4% от прогнозируемых показателей доходов бюджета, в прошлом году ФНС перечислила в бюджет 4,75 трлн рублей, или 86,7% прогноза других федеральных органов – 2,99 трлн руб., или 153,4% к прогнозу.
Высокие поступления от налога с продаж позволили составить лучший бюджет на 2020 год, чем ожидалось, и отразить восстановление экономической активности.
Таблица
Объем государственного долга Российской Федерации за 2020-2022 г. [4]
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
---|---|---|---|---|
Объем государственного долга Российской Федерации, всего |
15566,8 |
17201,9 |
19117,7 |
21204,0 |
%% к ВВП |
14,3 |
15,2 |
15,9 |
16,5 |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации |
11329,5 |
12981,3 |
14643,7 |
16619,3 |
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации |
4 237,3 |
4 220,6 |
4 474,1 |
4 584,8 |
Фактическая производительность оказалась лучше, чем ожидалось. Этот результат был в основном связан с более динамичным потоком не нефтяных и газовых доходов.
Например, поступления от НДС увеличились более чем на 15% в четвертом квартале 2020 года после временного падения во втором и третьем кварталах, вызванного восстановлением потребительского спроса во второй половине года.
В целом рост налога на прибыль за год в реальном выражении составил более 3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. что свидетельствует о стабильности доходов граждан от работы. Динамика профицита федерального бюджета представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика профицита федерального бюджета., млрд. руб. (составлено авторами самостоятельно)
Динамика доходов отражает восстановление деловой активности. В целом, эта картина основных доходов домохозяйств, не связанных с нефтью и газом, в системе домохозяйств отражает сильное восстановление деловой активности после снятия ограничений, наложенных распространением коронавируса.
Поступления по налогу на прибыль в 2020 году снизились на 11,6% по сравнению с предыдущим годом. Это негативно сказалось на доходах населения в регионах, но было компенсировано дополнительными разовыми субсидиями. В то же время динамика налоговых поступлений улучшилась во второй половине года: если снижение во втором квартале достигло 30% в годовом исчислении, то в четвертом квартале оно замедлилось до примерно 3%.
География доходов была неоднородной: резкое снижение в основном было зафиксировано в нефтегазовых регионах, тогда как в несырьевых регионах это снижение уже сменилось небольшим увеличением в четвертом квартале.
Для выхода из сложившейся кризисной ситуации на данный момент государству необходимо менять общую конструкцию бюджета по сравнению с предыдущим планом на трехлетний период. На наш взгляд, необходимо сочетать урегулирование последствий кризиса, связанного с инфекцией COVID-19, используя бюджетные механизмы, и финансирование структурных изменений в экономике, а именно применение льгот в отношении предприятий, обеспечивших сохранение персонала во время пандемии, снижении налогового бремени, что позволит активизировать деловую активность организаций и населения.