Главная
АИ #13 (92)
Статьи журнала АИ #13 (92)
Влияние пандемии на дефициты бюджетов

Влияние пандемии на дефициты бюджетов

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

бюджет РФ
пандемия

Аннотация статьи

Текущая экономическая ситуация во всех странах мира осложняется мерами сдерживания распространения коронавирусной инфекции. Забота о здоровье нации призвала ввести беспрецедентные ограничения на ведение бизнеса. Ограничения коснулись как сферы услуг, так и государственных услуг. В результате большие неприятности возникли с дефицитом местного бюджета. Цель статьи – это исследование влияния пандемии коронавируса на баланс бюджетов. Нагрузка на бюджеты означает необходимость усиления межбюджетного регулирования в регионах. В документе представлены дополнительные меры по поддержке домохозяйств. Сформированы предложения по усовершенствованию.

Текст статьи

Сложившаяся эпидемиологическая ситуация кардинально повлияла на экономику во всём мире, а особенно сильно на национальную экономику Российской Федерации. Период пандемии повлёк за собой такие последствия как: рост безработицы, снижение доходов населения, что привело к уменьшению налоговых поступлений в бюджет страны.

Есть четыре причины полагать, что Россия может пройти кризис, вызванный коронавирусной эпидемией и падением цен на нефть, лучше, чем многие другие страны (рис. 1).

Рис. 1. Причины легкого протекания кризисной ситуации 2020 (составлено авторами самостоятельно)

Для достижения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации и обеспечения бесперебойного функционирования учреждений жилищно-коммунального хозяйства и транспортного обслуживания необходимо решить ряд проблем, в том числе проблему образования, и главное место - нарушение бюджета. Реализация собственных и делегированных полномочий требует увеличения финансовых ресурсов, собираемых на местном уровне, и соблюдения одного из важнейших принципов - сбалансированного бюджета.

В современных экономических условиях, на фоне распространения коронавирусной инфекции вопрос сбалансированности местных бюджетов становится наиболее актуальным.

Проводимые исследования о влиянии пандемии на экономику страны затрагивают, в основном, производство либо сферу услуг, либо касаются государственного уровня бюджетной системы. Например, Е. А. Раковских оценил влияние коронавирусной пандемии на социальную сферу в стране [3, с. 47-53]. Исследования о состоянии местных бюджетов в этих условиях не встречаются.

Федеральный бюджет на 2020 год исполнен с дефицитом 4,1 трлн рублей, или 3,8% ВВП. «По состоянию на конец декабря ожидаемый дефицит бюджета на год составлял 3,9% ВВП.

По данным на сайте Минфина, объем полученной выручки составил 18,72 трлн рублей, или 90,9% от общей суммы утвержденной выручки. Исполнение расходов с учетом изменений составило 22,82 трлн рублей, или 116,1% от общей суммы утвержденных расходов и 95,7% от сводного бюджетного списка. К концу 2020 года расходы федерального бюджета увеличились более чем на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что отражает беспрецедентный уровень поддержки во время пандемии и восстановления после снятия ограничений. По темпам роста расходов Россия входит в первую пятерку стран группы G20.

В 2020 году ФНС перечислила в бюджет 10,98 трлн рублей, или 83,4% от прогнозируемых показателей доходов бюджета, в прошлом году ФНС перечислила в бюджет 4,75 трлн рублей, или 86,7% прогноза других федеральных органов – 2,99 трлн руб., или 153,4% к прогнозу.

Высокие поступления от налога с продаж позволили составить лучший бюджет на 2020 год, чем ожидалось, и отразить восстановление экономической активности.

Таблица

Объем государственного долга Российской Федерации за 2020-2022 г. [4]

Показатель

2019

2020

2021

2022

Объем государственного долга Российской Федерации, всего

15566,8

17201,9

19117,7

21204,0

%% к ВВП

14,3

15,2

15,9

16,5

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

11329,5

12981,3

14643,7

16619,3

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации

4 237,3

4 220,6

4 474,1

4 584,8

Фактическая производительность оказалась лучше, чем ожидалось. Этот результат был в основном связан с более динамичным потоком не нефтяных и газовых доходов.

Например, поступления от НДС увеличились более чем на 15% в четвертом квартале 2020 года после временного падения во втором и третьем кварталах, вызванного восстановлением потребительского спроса во второй половине года.

В целом рост налога на прибыль за год в реальном выражении составил более 3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. что свидетельствует о стабильности доходов граждан от работы. Динамика профицита федерального бюджета представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика профицита федерального бюджета., млрд. руб. (составлено авторами самостоятельно)

Динамика доходов отражает восстановление деловой активности. В целом, эта картина основных доходов домохозяйств, не связанных с нефтью и газом, в системе домохозяйств отражает сильное восстановление деловой активности после снятия ограничений, наложенных распространением коронавируса.

Поступления по налогу на прибыль в 2020 году снизились на 11,6% по сравнению с предыдущим годом. Это негативно сказалось на доходах населения в регионах, но было компенсировано дополнительными разовыми субсидиями. В то же время динамика налоговых поступлений улучшилась во второй половине года: если снижение во втором квартале достигло 30% в годовом исчислении, то в четвертом квартале оно замедлилось до примерно 3%.

География доходов была неоднородной: резкое снижение в основном было зафиксировано в нефтегазовых регионах, тогда как в несырьевых регионах это снижение уже сменилось небольшим увеличением в четвертом квартале.

Для выхода из сложившейся кризисной ситуации на данный момент государству необходимо менять общую конструкцию бюджета по сравнению с предыдущим планом на трехлетний период. На наш взгляд, необходимо сочетать урегулирование последствий кризиса, связанного с инфекцией COVID-19, используя бюджетные механизмы, и финансирование структурных изменений в экономике, а именно применение льгот в отношении предприятий, обеспечивших сохранение персонала во время пандемии, снижении налогового бремени, что позволит активизировать деловую активность организаций и населения.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 12.02.2021)
  2. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный доступ] // URL: http://government.ru/support_measures/ (дата обращения: 02.05.2021)
  3. Политика финансовой стабильности: международный опыт: монография / Кузнецова В.В. М. : КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2020. 224 с.
  4. МинФин. Бюджет РФ за 2020. [Электронный доступ] // URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/12/main/Budzhet_dlya_grazhdan_2020-2022.pdf (дата обращения: 02.04.2021)

Поделиться

1026

Асуханова А. А. Влияние пандемии на дефициты бюджетов // Актуальные исследования. 2022. №13 (92). С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/3934-vliyanie-pandemii-na-defitsiti-byudzhetov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря