Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье дидактические игры рассматриваются в качестве одного из средств речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Использование дидактических игр в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи позволяет детям значительно легче овладеть нормами русского языка, что является основой успешного обучения в школе.

Аннотация статьи
грамматический строй речи
дидактическая игра
тяжелые нарушения речи
коррекционная работа
Ключевые слова

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И., Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

В дошкольных образовательных организациях в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в основном присутствуют дети с общим недоразвитием речи различного уровня. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодической организации звукового потока, потребности в формировании навыков чтения и письма, в развитии навыков пространственной ориентировки. Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.

Особые трудности у детей с ТНР вызывает усвоение грамматических норм родного языка. Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.

Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий детьми с ТНР создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи.

Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики представлены в работах Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с общим недоразвитием речи. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с её звуковым образом:

  1. неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
  2. неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
  3. неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
  4. неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
  5. неправильное употребление предложных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

Среди форм словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменения глаголов прошедшего времени по родам, согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения.

Исследование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной выявило у большого количества старших дошкольников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения, словоизменения как существительных, так и глаголов. Нарушение грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлено недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированность тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц.

Недостатки грамматического строя речи мешают в общении, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим, важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формирование грамматически правильной фразы, умения изменять слова, различать слова по признакам категориальности. В нашей деятельности работу по развитию грамматического строя речи мы проводим в соответствии с изучением лексических тем, используя разнообразные дидактические игры.

Например, изучая лексическую тему «Овощи-фрукты», для закрепления употребления категории родительного падежа множественного числа существительных можно использовать дидактическую игру «Чего много в корзине?» (детям предлагается назвать, каких овощей много в корзине. (В корзине много помидоров. В корзине много огурцов. И т.д.). Для формирования навыка правильного согласования прилагательных с существительными можно поиграть в дидактическую игру «Подбери признак» (Дети придумывают и называют признаки овощей. Помидор (какой?) – красный, круглый, мягкий; Морковь (какая?) - … Огурец (какой?) - …и т.д.).

С помощью дидактической игры «Исправь ошибку» можно упражнять детей в образовании и усвоении относительных прилагательных (детям предлагается исправить ошибки и сказать правильно предложение. Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров.).

Для правильного употребления предложных конструкций и категории творительного падежа можно использовать дидактическую игру «Что с чем рядом?» (На доске размещают 6-7 картинок. Педагог предлагает ответить на вопросы: «Что рядом с яблоком (лимоном, апельсином, грушей, бананом)? Дети отвечают: «Рядом с яблоком груша и слива». И т.д.).

 Для образования и правильного употребления относительных прилагательных, согласования прилагательных с существительными может использоваться дидактическая игра «Магазин» (детям предлагают «купить в магазине» продукты (сок, варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и прокомментировать: «Я покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое повидло. Я покупаю черничное варенье»). Для усвоения категории родительного падежа существительных можно использовать дидактическую игру «Четвертый лишний» (детям предлагают картинки или вазу с фруктами. Педагог спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что это овощ». И т.д.).

Таким образом, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается значительное нарушение в формировании грамматического строя речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

Использование дидактических игр по формированию грамматически правильной речи на занятиях и в свободной деятельности значительно легче позволяют ребенку овладеть всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком дает возможность ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Текст статьи
  1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. М.: Владос. 2004. 232 с.
  2. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД. 1998. 320 с.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Мозаика-Синтез. 2007. 224 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня