Введение
В XXI веке важнейшими качествами личности, обеспечивающими достойное положение в высококонкурентном обществе становятся инициативность, способность творчески мыслить, решать нестандартные задачи, готовность обучаться в течение всей жизни. Это возможно организовать в рамках предметной области «Биология», «Физика», однако распространенная методика преподавания не соответствует основным принципам системно-деятельностного подхода, а именно:
- не в полной мере используются интерактивные моделирующие среды и мультимедийные ресурсы;
- структура преподавания не в полной мере обеспечивает развитие творческой активности обучающихся;
- критерии и процедуры контроля и оценивания уровня технологического образования, включая олимпиадную практику, базируются на традиционных принципах подготовки.
Реальные образовательные результаты по предметной области «Биология», «Физика» сегодня малозначимы для обучающихся, так как:
- не являются необходимой основой для продолжения образования в системе среднего профессионального и высшего образования;
- не ориентированы на широкий спектр современных профессий;
- получаемые практические навыки все реже используются в повседневной жизни.
Объекты и методы исследования
Цель: организация образовательной деятельности в сфере общего и дополнительного образования, направленная на создание условий для расширения содержания общего образования и развития у обучающихся современных компетенций и навыков. Разработка инновационной модели образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов. Объект исследования – процесс обучения и воспитания учащихся в условиях инновационной модели естественно-научного образования. Предмет исследования – формы и методы образовательного и воспитательного процессов начального, среднего и старшего звеньев в рамках естественно-научного образования. Гипотеза исследования – внедрение в методику преподавания инновационных технологий, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Биология», «Физика» в школе будет успешным, если реализуется: инновационная модель естественно-научного образования на основе системно-деятельностного подхода.
Она предполагает: 1) использование научного метода познания в естественно-научной предметной области на основе применения модульного обучения и организации внеучебной деятельности по предмету 2) разработку структуры и содержания образовательной области – выявление педагогических условий, обеспечивающих высокую эффективность деятельности учителя в процессе обучения образовательной области «Биология» и «Физика» и внеучебной деятельности.
По мнению А.Г.Асмолова, системно деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности и представляет возможность формирования ценностных ориентиров, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования [1].
По данным последних исследований: компетенции, необходимые для эффективной работы, включают в себя личностные (когнитивные, знания и понимание) и профессиональные (функциональный, психомоторный и прикладной навык) [3].
Характеризуя содержательно-деятельностную компоненту можно сказать, что она представлена сочетанием социальных знаний, умений и навыков, а в качестве личностной составляющей выступает сформированная позиция человека, осознание им необходимости приобретения социальных знаний для будущей самостоятельной жизнедеятельности [2].
Результаты и их обсуждение
Были разработаны и описаны основные мероприятия интегрированной лаборатории по этапам с планируемыми результатами. В ходе работы школьной экспериментальной площадки в 2019-2021 года провелась апробация проекта.
Таблица
Основные мероприятия интегрированной естественно-научной лаборатории
Этапы реализации проекта |
Основные мероприятия реализации проекта |
Результат |
I этап – Подготовительный |
1. Анализ имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов для организации интегрированной естественно-научной лаборатории (ИЕЛ) «Науко Град» 2.О пределение структуры модели деятельности «Науко Град»: выделение основных элементов модели и определение их взаимосвязей 3. Выделение основных видов деятельности ИЕЛ «Науко Град» 4. Выбор способа интеграции ИЕЛ «Науко Град» в организационную структуру школы 5.В ыбор режима управления ИЕЛ «Науко Град» 6.Подбор педагогических технологий для организации работы с обучающимися в рамках ИЕЛ «Науко Град» 7. Подготовка нормативно-правовой базы функционирования ИЕЛ «Науко Град» 8. Пролонгирование договора о сетевом взаимодействии с НИЯУ МИФИ 9. Заключение договоров с «Физтех», ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж №5" |
1. Создание необходимых организационно-педагогических условий для функционирования интегрированной технологической лаборатории. 2. Разработка схематичного представления модели деятельности ИЕЛ «Науко Град» 3. Договор о сетевом взаимодействии с НИЯУ МИФИ, «Физтех», ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж №5", Пущинский естественно-научный институт. |
II этап – Планирование |
1. Определение основных работ проекта, их распределение между участниками проекта; постановка конкретных целей и задач перед участниками проекта с указанием критериев и показателей оценки результативности проекта; выделение ключевых точек проекта; определение и оценка рисков проекта, разработка способов их нейтрализации; составление плана комплектования материально-технической базы для реализации работы ИЕЛ 2. Разработка образовательной программы школы с учетом деятельности ИЕЛ; разработка учебных планов с учетом деятельности ИЕЛ; разработка рабочих программ учебных предметов естественно-научного, информационного и технологического направлений с учетом межпредметного взаимодействия; разработка программ внеурочной деятельности с учетом интеграции с урочной деятельностью. 3. Разработка системы оценки и учета предметных и метапредметных достижений обучающихся в рамках ИЕЛ. 4. Подготовка, согласование и утверждение плана взаимодействия с НИЯУ МИФИ в рамках «Сетевой школы НИЯУ МИФИ», «Физтех», ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж №5" |
1.Диаграмма Ганта реализации проекта. Начало совместной деятельности участников проекта. 2. Рабочие программы учебных предметов и внеурочной деятельности, реализующие межпредметное взаимодействие и интеграцию урочной и внеурочной деятельности. 3. План повышения квалификации педагогов школы. 4. План взаимодействия с НИЯУ МИФИ в рамках «Сетевой школы НИЯУ МИФИ», «Физтех», ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж №5", Пущинский естественно-научный институт. |
III этап – Реализация проекта |
1. Внедрение модели деятельности интегрированной технологической лаборатории в образовательный процесс школы и определение условий её совершенствования. 2. Применение системы контроллинга для отслеживания хода реализации проекта: регулярное измерение фактических значений на основании критериев и показателей проекта; анализ и выявление отклонений фактических значений от плановых показателей и принятие решений по ликвидации отклонений; информирование участников о ходе проекта и вносимых изменениях (по мере необходимости); управление вносимыми в план изменениями. 3. Разработка рекомендаций по различным направлениям формирования модели деятельности естественно-научной лаборатории «Науко Град». |
1. Анализ промежуточных результатов проекта посредством организации методических семинаров, обмена опытом учителей, публикаций. 2. Создание комплекса учебно-методических и дидактических материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы школы. 3. Повышение профессиональной компетенции учителей вследствие участия в создании учебно-методических и дидактических материалов. |
IV этап – Транслирование и диссеминация педагогического опыта |
1. Подготовка инновационных продуктов к публикации и распространению. 2. Представление опыта работы педагогов школы по реализации проекта. 3. Разработка проекта создания технопарка на основе интегрированной естественно-научной лаборатории «Науко Град» |
1. Формирование отчета о внедрении модели деятельности интегрированной технологической лаборатории в образовательный процесс школы. 2. Применение разных форм диссеминации накопленного опыта в виде организации консультаций, методических семинаров, конференций, вебинаров по обмену опытом учителей, методических публикаций. 3. Представление проекта создания технопарка на основе интегрированной технологической лаборатории. |
Заключение
В ходе апробации разработанной программы интегрированной естественно-научной лаборатории «Науко Град» выявлено, что функционирование экспериментальной площадки подтвердила гипотезу исследования - внедрение в методику преподавания инновационных технологий и интеграция урочной и внеурочной деятельности способны повысить мотивацию учащихся. Кроме этого, очевидно, что вовлечение детей в проектную деятельность, при методической поддержке ВУЗОВ-партнеров, с которыми школа заключила договора о взаимодействии, оказалась очень эффективным.
Реализация программы в других образовательных учреждениях позволит повысить мотивацию не только обучающихся профильных классов, но и способствует ранней профессиональной ориентации всех школьников. Приведет к росту качества обучения, уровня освоения знаний и сформированности у обучающихся ключевых компетенций: целеполагание, социального действия, коммуникации. Кроме этого, несомненно, приведет к развитию командной работы учителей естественно-научного цикла и повысит конкурентоспособность школы.