научный журнал «Актуальные исследования» #13 (92), апрель '22

Обновление методики обучения биологии и физики в интегрированной естественно-научной лаборатории «Науко Град»

В статье рассматривается программа взаимодействия общеобразовательной организации с партнёрами – ВУЗАМИ в рамках реализации школьной научно-исследовательской площадки «Науко Град». Основной принцип – обучение через исследование.

Аннотация статьи
естественно-научная лаборатория
интеграция внеурочной и урочной деятельности
сплочение коллектива
системно-деятельностный подход
Ключевые слова

Введение

В XXI веке важнейшими качествами личности, обеспечивающими достойное положение в высококонкурентном обществе становятся инициативность, способность творчески мыслить, решать нестандартные задачи, готовность обучаться в течение всей жизни. Это возможно организовать в рамках предметной области «Биология», «Физика», однако распространенная методика преподавания не соответствует основным принципам системно-деятельностного подхода, а именно:

  • не в полной мере используются интерактивные моделирующие среды и мультимедийные ресурсы;
  • структура преподавания не в полной мере обеспечивает развитие творческой активности обучающихся;
  • критерии и процедуры контроля и оценивания уровня технологического образования, включая олимпиадную практику, базируются на традиционных принципах подготовки.

Реальные образовательные результаты по предметной области «Биология», «Физика» сегодня малозначимы для обучающихся, так как:

  • не являются необходимой основой для продолжения образования в системе среднего профессионального и высшего образования;
  • не ориентированы на широкий спектр современных профессий;
  • получаемые практические навыки все реже используются в повседневной жизни.

Объекты и методы исследования

Цель: организация образовательной деятельности в сфере общего и дополнительного образования, направленная на создание условий для расширения содержания общего образования и развития у обучающихся современных компетенций и навыков. Разработка инновационной модели образования, апробация её в практической деятельности и получение достоверных результатов. Объект исследования – процесс обучения и воспитания учащихся в условиях инновационной модели естественно-научного образования. Предмет исследования – формы и методы образовательного и воспитательного процессов начального, среднего и старшего звеньев в рамках естественно-научного образования. Гипотеза исследования – внедрение в методику преподавания инновационных технологий, способных повысить мотивацию учащихся к получению необходимых практических навыков и знаний образовательной области «Биология», «Физика» в школе будет успешным, если реализуется: инновационная модель естественно-научного образования на основе системно-деятельностного подхода.

Она предполагает: 1) использование научного метода познания в естественно-научной предметной области на основе применения модульного обучения и организации внеучебной деятельности по предмету 2) разработку структуры и содержания образовательной области – выявление педагогических условий, обеспечивающих высокую эффективность деятельности учителя в процессе обучения образовательной области «Биология» и «Физика» и внеучебной деятельности.

По мнению А.Г.Асмолова, системно деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности и представляет возможность формирования ценностных ориентиров, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования [1].

По данным последних исследований: компетенции, необходимые для эффективной работы, включают в себя личностные (когнитивные, знания и понимание) и профессиональные (функциональный, психомоторный и прикладной навык) [3].

Характеризуя содержательно-деятельностную компоненту можно сказать, что она представлена сочетанием социальных знаний, умений и навыков, а в качестве личностной составляющей выступает сформированная позиция человека, осознание им необходимости приобретения социальных знаний для будущей самостоятельной жизнедеятельности [2].

Результаты и их обсуждение

Были разработаны и описаны основные мероприятия интегрированной лаборатории по этапам с планируемыми результатами. В ходе работы школьной экспериментальной площадки в 2019-2021 года провелась апробация проекта.

Таблица

Основные мероприятия интегрированной естественно-научной лаборатории

Этапы реализации проекта

Основные мероприятия реализации проекта

Результат

I этап – Подготовительный

1. Анализ имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов для организации интегрированной естественно-научной лаборатории

(ИЕЛ) «Науко Град»

2.О пределение структуры модели деятельности «Науко Град»: выделение основных элементов модели и определение их взаимосвязей

3. Выделение основных видов деятельности ИЕЛ «Науко Град»

4. Выбор способа интеграции ИЕЛ «Науко Град» в организационную структуру школы

5.В ыбор режима управления ИЕЛ «Науко Град»

6.Подбор педагогических технологий для организации работы с обучающимися в рамках ИЕЛ «Науко Град»

7. Подготовка нормативно-правовой базы функционирования ИЕЛ «Науко Град»

8. Пролонгирование договора о сетевом взаимодействии с НИЯУ МИФИ

9. Заключение договоров с «Физтех», ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж №5"

1. Создание необходимых организационно-педагогических условий для функционирования интегрированной технологической лаборатории.

2. Разработка схематичного представления модели деятельности ИЕЛ «Науко Град»

3. Договор о сетевом взаимодействии с НИЯУ МИФИ, «Физтех», ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж №5", Пущинский естественно-научный институт.

II этап – Планирование

1. Определение основных работ проекта, их распределение между участниками проекта;

постановка конкретных целей и задач перед участниками проекта с указанием критериев и показателей оценки результативности проекта;

выделение ключевых точек проекта;

определение и оценка рисков проекта, разработка способов их нейтрализации;

составление плана комплектования материально-технической базы для реализации работы ИЕЛ

2. Разработка образовательной программы школы с учетом деятельности ИЕЛ;

разработка учебных планов с учетом деятельности ИЕЛ;

разработка рабочих программ учебных предметов естественно-научного, информационного и технологического направлений с учетом межпредметного взаимодействия;

разработка программ внеурочной деятельности с учетом интеграции с урочной деятельностью.

3. Разработка системы оценки и учета предметных и метапредметных достижений обучающихся в рамках ИЕЛ.

4. Подготовка, согласование и утверждение плана взаимодействия с НИЯУ МИФИ в рамках «Сетевой школы НИЯУ МИФИ», «Физтех», ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж №5"

1.Диаграмма Ганта реализации проекта. Начало совместной деятельности участников проекта.

2. Рабочие программы учебных предметов и внеурочной деятельности, реализующие межпредметное взаимодействие и интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

3. План повышения квалификации педагогов школы.

4. План взаимодействия с НИЯУ МИФИ в рамках «Сетевой школы НИЯУ МИФИ», «Физтех», ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж №5", Пущинский естественно-научный институт.

III этап – Реализация проекта

1. Внедрение модели деятельности интегрированной технологической лаборатории в образовательный процесс школы и определение условий её совершенствования.

2. Применение системы контроллинга для отслеживания хода реализации проекта: регулярное измерение фактических значений на основании критериев и показателей проекта;

анализ и выявление отклонений фактических значений от плановых показателей и принятие решений по ликвидации отклонений;

информирование участников о ходе проекта и вносимых изменениях (по мере необходимости);

управление вносимыми в план

изменениями.

3. Разработка рекомендаций по различным направлениям формирования модели деятельности естественно-научной лаборатории «Науко Град».

1. Анализ промежуточных результатов проекта посредством организации методических семинаров, обмена опытом учителей, публикаций.

2. Создание комплекса учебно-методических и дидактических материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы школы.

3. Повышение профессиональной компетенции учителей вследствие участия в создании учебно-методических и дидактических материалов.

IV этап – Транслирование и диссеминация педагогического опыта

1. Подготовка инновационных продуктов к публикации и распространению.

2. Представление опыта работы педагогов школы по реализации проекта.

3. Разработка проекта создания технопарка на основе интегрированной естественно-научной лаборатории «Науко Град»

1. Формирование отчета о внедрении модели деятельности интегрированной технологической лаборатории в образовательный процесс школы.

2. Применение разных форм диссеминации накопленного опыта в виде организации консультаций, методических семинаров, конференций, вебинаров по обмену опытом учителей, методических публикаций.

3. Представление проекта создания технопарка на основе интегрированной технологической лаборатории.

Заключение

В ходе апробации разработанной программы интегрированной естественно-научной лаборатории «Науко Град» выявлено, что функционирование экспериментальной площадки подтвердила гипотезу исследования - внедрение в методику преподавания инновационных технологий и интеграция урочной и внеурочной деятельности способны повысить мотивацию учащихся. Кроме этого, очевидно, что вовлечение детей в проектную деятельность, при методической поддержке ВУЗОВ-партнеров, с которыми школа заключила договора о взаимодействии, оказалась очень эффективным.

Реализация программы в других образовательных учреждениях позволит повысить мотивацию не только обучающихся профильных классов, но и способствует ранней профессиональной ориентации всех школьников. Приведет к росту качества обучения, уровня освоения знаний и сформированности у обучающихся ключевых компетенций: целеполагание, социального действия, коммуникации. Кроме этого, несомненно, приведет к развитию командной работы учителей естественно-научного цикла и повысит конкурентоспособность школы.

Текст статьи
  1. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. – Москва : ФГАУ "Федеральный институт развития образования", 2011. – 74 с.
  2. Краснокутская, С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Краснокутская. – Ставрополь, 2006. – 23 с.
  3. Рубцов, В.В., Забродин, Ю.М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи / В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин // Методологический семинар. – №3 (32) июль-сентябрь 2012. – С. 3–13.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля