Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

В статье раскрывается содержание некоторых аспектов использования логоритмики, как одной из звеньев коррекционной педагогики. Как методики, включающей в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Аннотация статьи
музыкальная деятельность
логоритмика
ритмические движения
музыкальные игры
Ключевые слова

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Психологи и логопеды считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а моторных качеств - на занятиях по физической культуре. Решение этих задач на протяжении всего дошкольного детства способствует психомоторному развитию детей, что благоприятно сказывается на успешности обучения в школе. К сожалению, в последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи. В рамках массового детского сада таких детей объединяют в группу, обозначенную как «логопедическая группа для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста».

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости. Даже незначительные неврологические дисфункции сказываются на нарушениях регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук. У большинства дошкольников этой группы отмечаются проблемы психомоторного развития. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения.

Наиболее эффективным средством развития моторной и психической сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы является логопедическая ритмика. Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется, благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Дети с нормой физического и интеллектуального развития к пяти годам свободно говорят на родном языке. Пользуются развернутой фразовой речью, самостоятельно составляют сложные предложения. К этому времени у них формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается достаточный словарный запас.

Наиболее эффективным средством развития моторной и психической сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы является логопедическая ритмика. Логоритмика – это единство музыки, слова и движения. Логоритмические занятия включают в себя: пальчиковые, ритмические, коммуникативные игры, музыкально-ритмические движения, чтение стихов, пение, элементарное, музицирование на шумовых инструментах, движение под музыку.

Целью логоритмических воздействий является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности, в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального» инструмента. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Требования к подбору музыки:

  • подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
  • с точки зрения доступности, музыка для движения должна быть: небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших); умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших.

2-х или 3-частной (каждая часть музыки – контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей.

Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например, музыка изобразительного характера «дождик», «ветер качает листики», «зайчик прыгает» – для малышей более сложная по художественному образу, настроению – в соответствии с музыкой – для старших. Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразны ми по жанру – плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии и по характеру – веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные.

Требования к подбору движений

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших – мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших – герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.); разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа.

Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры, игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные упражнения.

Задачи логоритмического воздействия можно выделить следующие:

  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие музыкального, тембрового, динамического слуха.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие временно- пространственных представлений.
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Для современных детей было бы полезно посещать не реже одного раза в неделю логоритмическое занятие под руководством логопеда или воспитателя и музыкального руководителя. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе специалистов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей.

Пение – включает упражнения и логопедические распевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития координации пения с движением.

Игра на шумовых инструментах - способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.

Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с предметами, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.

Хороводы – предполагают знакомство с хороводным шагом, способствуют развитию координации голоса и движений.

Пальчиковые игры – кончики пальцев – есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку – как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают пальчиковые сказки – знакомые дошкольникам – «Рукавичка», «Теремок», «Колобок», которые проигрываются при помощи пальчикового театра.

Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях помогает решать и чисто музыкальные задачи:

  • Развитие ритмического слуха.
  • Развитие тембрового слуха.
  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие моторики артикуляционного аппарата.
  • Формирование правильного дыхания.
  • Формирование навыков правильного пения.

Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому все занятия по логоритмике необходимо организовывать с использованием игровых приемов. Например, в занятия включать сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей. К детям могут приходить «ожившие» игрушки бибабо и куклы для пальчикового театра. На занятиях по логоритмике можно использовать различные предметы – мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты, а также разнообразные звучащие игрушки. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы.

В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.

Текст статьи
  1. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие» - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Заценина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
Список литературы