Проблема исследования психолого-педагогических условий развития у воспитанников ДОО культуры взаимодействия в детском коллективе

В статье рассмотрены особенности исследования сформированности культуры взаимодействия у старших дошкольников в детском коллективе, проанализирована эффективность реализации психолого-педагогических условий развития у воспитанников ДОО культуры взаимодействия в детском коллективе.

Аннотация статьи
детский коллектив
взаимодействие
психолого-педагогические условия
культура общения и культурно-гигиенические навыки
Ключевые слова

Актуальность исследования психолого-педагогических условий развития у воспитанников ДОО культуры взаимодействия в детском коллективе определяется тем, что данный феномен является показателем умения ребенка следовать нормам и правилам взаимодействия со сверстниками, основанными на взаимном уважении и доброжелательности с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения.

Анализ психолого-педагогической литературы (Г.Б. Бороздина, Н.Е. Щуркова) по исследуемой проблеме показал, что воспитание дошкольников в обществе сверстников, построения их взаимоотношений в коллективе способствует развитию индивидуальных детских стремлений, удовлетворению социальных потребностей каждого ребенка и предоставляет наиболее благоприятные возможности для его всестороннего развития [1, 5].

Результаты теоретического анализа обусловили актуальность проблемы исследования психолого-педагогических условий развития у воспитанников ДОО культуры взаимодействия в детском коллективе.

В связи с этим, на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 67 города Ставрополя проведено исследование психолого-педагогических условий развития у воспитанников ДОО культуры взаимодействия в детском коллективе. В эксперименте участвовало 40 испытуемых (старших дошкольников 6-7 лет), в экспериментальную группу входило 20 испытуемых, в контрольную группу также – 20 испытуемых.

Для достижения цели, решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов, в который вошли: анализ, обобщение теоретических и экспериментальных данных, наблюдение, беседа, а также методы обработки количественных данных, определен ход экспериментального исследования, который состоял из трех этапов (констатирующего, формирующего и контрольного).

В целях выявления и изучения уровня сформированности культуры взаимодействия у старших дошкольников в детском коллективе необходимо разделить методики исследования по компонентам: изучение сформированности культуры действий, культуры общения и культурно-гигиенических навыков.

Для исследования сформированности уровня культуры деятельности использована методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева). Цель: изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста таких нравственных норм, как доброта-зло, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость [4].

Диагностика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков (КГН) старших дошкольников (М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова) включала в себя анализ навыков личной гигиены, поведения за столом во время приема пищи и навыка правильно одеваться и раздеваться [2].

Уровень сформированности культуры общения ребенка старшего дошкольного возраста в коллективе сверстников выявлялся с помощью проведения методики «Культура речевого поведения» (Е.О. Смирнова) [3].

Таким образом, представленные методики позволили выявить уровень сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе у старших дошкольников (высокий, средний, низкий).

Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп не в полной мере сформирована культура взаимодействия в детском коллективе.

4 ребенка (20%) экспериментальной группы и 5 (25%) детей контрольной группы имеют высокий уровень сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе. 6 детей (30%) экспериментальной группы и 9 детей (45%) детей контрольной группы – средний уровень сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе, 4 ребенка (20%) экспериментальной группы и 3 (15%) дошкольников контрольной группы показали уровень сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе – ниже среднего. 6 детей (30%) экспериментальной группы и 3 (15%) дошкольников контрольной группы – низкий уровень сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе. У них наблюдается полная несформированность культуры действий, культуры общения и культурно-гигиенических навыков. Это выражалось в неумении детей общаться со взрослыми и сверстниками, в отсутствии представлений о культурном речевом поведении, неумении пользоваться формулами речевого этикета и последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

ПО ЭКСПЕРИМ.ГР. 20+30+20+30=100%

ПО КОНТРОЛ.ГР. 25+45+15+15=100%

В целях развития у воспитанников культуры взаимодействия в детском коллективе разработана соответствующая программа. При организации психолого-педагогической работы по развитию у воспитанников ДОО культуры взаимодействия в детском коллективе необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, обусловленные их личностными психологическими качествами. Целью программы являлось развитие у старших дошкольников культуры взаимодействия в детском коллективе.

Задачи программы:

  1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста культуру деятельности посредством создания проблемных ситуаций.
  2. Развивать у воспитанников культуру общения посредством создания игровых проблемных ситуаций и проведения игровой деятельности.
  3. Развивать у старших дошкольников культурно-гигиенические навыки при помощи игровой деятельности в режимных моментах.

В ходе апробации программы реализованы психолого-педагогические условия развития у воспитанников ДОО культуры взаимодействия в детском коллективе:

  1. Проигрывание проблемных ситуаций при общении ребенка со взрослым, со сверстником и с младшим по возрасту, а также при возникновении споров и разногласий.
  2. Сплочение детского коллектива посредством вовлечения детей в игровую деятельность.
  3. Консультативная помощь педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, по вопросам формирования позитивных межличностных отношений в детском коллективе [1].

После апробации программы развития у воспитанников ДОО культуры взаимодействия в детском коллективе в экспериментальной группе детей проведен контрольный (итоговый) этап исследования.

На контрольном этапе исследования 11 (55%) старших дошкольников экспериментальной группы показали высокий уровень сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе; 5 (25%) старших дошкольников – средний уровень. Дети показали активность в общении, научились строить общение со взрослыми и сверстниками с учетом ситуации; научились последовательно выражать свои мысли, оценивать поступки, пользоваться формулами речевого этикета. Отмечено, что дети стали вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Были внимательны, старались помочь другому, считались с мнением других детей. Наблюдались ровные и доброжелательные отношения со сверстниками. У них сформировались культурно-гигиенические навыки и представления о нормах и ценностях.

2 ребенка (10%) показали уровень сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе – ниже среднего. Дети слабо владеют формулами речевого этикета, однако в общении со сверстниками они в той или иной степени были активны, у них сформировались некоторые культурно-гигиенические навыки и представления о нормах и ценностях.

2 ребенка (10%) имеют низкий уровень сформированности культуры взаимодействия в детском коллективе. Однако, у них повысились показатели сформированности умения общаться со взрослыми и сверстниками, пользоваться формулами речевого этикета.

Таким образом, реализация программы развития у воспитанников ДОО культуры взаимодействия в детском коллективе посредством создания психолого-педагогических условий показала свою эффективность. У детей повысился уровень сформированности культуры действий, культуры общения и культурно-гигиенических навыков.

Текст статьи
  1. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 478 с.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144с.
  3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
  4. Урунтаева Г.А. Диагностика «Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» // Дошкольное воспитание. – 2017. - №11. – С.98-102.
  5. Щуркова Н.Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2019. – 320 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня