Главная
Конференции
Ключевые проблемы естественных, технических и гуманитарных наук в современной России
Содержание и основные направления патриотического воспитания в специальной общео...

Содержание и основные направления патриотического воспитания в специальной общеобразовательной школе-интернате

Авторы:

Селиванова Ольга Александровна

Кузнецова Наталья Алексеевна

Ковтун Анна Николаевна

Лукашева Елена Пантелеймоновна

Рубрика

Педагогика и психология

Ключевые слова

патриотизм
патриотическое просвещение
направления по патриотическому воспитанию
школа-интернат

Аннотация статьи

В статье рассматривается опыт формирования патриотического самосознания у обучающихся в условиях школы-интерната, основные направления работы с данной категорией обучающихся. Статья будет полезна для педагогов специальных общеобразовательных школ, классных руководителей общеобразовательных школ.

Текст статьи

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из приоритетных проблем современного общества. В условиях пореформенной России важно сохранить у воспитанников школы-интерната веру в реальные и потенциальные возможности родной страны, стремление трудиться на её благо, приумножать её богатства, быть готовым помочь и защитить свой народ в трудную минуту. Необходимость заострения внимания педагогов на патриотическом аспекте общевоспитательного школьного процесса обусловлена, прежде всего, общегосударственной потребностью.

Патриотизм – это сложное, интегральное качество личности, в котором проявляется любовь к Отечеству, преданность Родине, ответственность за её судьбу, готовность стать на её защиту. В педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «Патриотизм, любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…» [2, с.58].

Основываясь на этом определении, современная педагогика рассматривает патриотизм как синтез духовно-нравственных, гражданских, мировоззренческих качеств личности. Формирование этого высокого чувства во многом зависит от формирования таких нравственных качеств, как благодарность, порядочность, честность, верность, преданность, ответственность за свои слова и поступки, умение держать слово, неспособность к предательству, прежде всего на бытовом, семейном и дружеском уровне. По отношению к патриотизму эти качества проявляются в любви к своему дому, к своей семье, матери, в любви к своей малой родине, к родной природе, к животным, в умении дружить со сверстниками и уважать старших, в стремлении знать историю своего края, своей страны, беречь традиции и ценности своего народа, своей национальной культуры, в уважении к мужеству защитников Отечества [2, с.58].

Школа VIII вида, воспитывая и обучая детей с интеллектуальными нарушениями, определяет главную задачу – подготовка учащихся к самостоятельной жизни в обществе. Для решения этой задачи необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Учащиеся нашей школы – дети, для которых характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждения их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у многих наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. Педагогическая система нашей школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию.

Педагогическая практика последних лет убедительно доказывает, что без интереса к историческим, природоведческим, краеведческим фактам, даже минимальным, на уровне коррекционной школы, нет прогресса в развитии личности. Следовательно, теряется взаимосвязь между пониманием «я» и «социум», исчезает уважение к родным людям, к отчим местам.

В соответствии с этим в работе по патриотическому воспитанию обучающихся школы-интерната можно выделить следующие направления:

  1. Воспитание любви и уважения к близким, родителям, матери.
  2. Воспитание любви к родной природе, к животным.
  3. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, уважения.
  4. Воспитание любви к малой родине.
  5. Воспитание интереса к родной истории.
  6. Военно-патриотическое воспитание.
  7. Знакомство с фольклором и народными традициями.
  8. Воспитание гражданского самосознания.
  9. Воспитание чувства терпимости и сопереживания.

Идейной основой работы по первому направлению (воспитанию любви к близким, к матери) является мысль о том, что, защищая Родину, человек, в первую очередь защищает своих близких, и образ Родины, в сознании каждого русского человека, в первую очередь всегда представляется в образе матери. У учащихся должна быть сформирована идея защиты Матери, идея сыновей защиты Родины. Нужно нацеливать детей на соблюдение заповеди Божией: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли»

Любовь к природе является одним из самых глубоких патриотических чувств человека. В современном мире, в котором приоритет отдаётся техническим изобретениям (телефон, телевидение, компьютер) ребёнок лишён радости общения с природой. Это эмоционально обедняет его, приучает хищнически относится ко всему живому. Поэтому одним из важных компонентов патриотического воспитания является воспитание любви и бережного отношения к природе и животным.

Негативные тенденции последних лет проявляются в том, что дети разучились общаться, находить общий язык со сверстниками и, тем более., дружить. Дружба, основанная на взаимопомощи и доверии, где нет предательства и зависти, - явление очень редкое в наши дни. А ведь такие высокие качества личности как верность Родине, неспособность на её предательство, основываются на верности и доверии друг другу. Человек, неспособный предать друга, не способен предать и Родину.

Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю. Обучающиеся должны знать историю своего города, интересоваться его настоящей жизнью, знать знаменитых людей города, в том числе поэтов, музыкантов. У детей сразу тяжело сформировать любовь ко всей России. Это чувство слишком абстрактно и велико для ещё не сформировавшейся души ребёнка. А вот полюбить город, в котором он родился и вырос, который является частью огромной России, способен даже младший школьник коррекционной школы-интерната, потому что легко полюбить знакомое, родное.

Интерес к историческому прошлому своего народа, чувство сопричастности с ним в моменты исторических событий, как трагических, так и радостных, также является важнейшим стержнем патриотического и гражданского воспитания. В процессе исторического самосознания реализуется не только познавательный компонент, но и эмоционально-нравственный, мировоззренческий. Ученик формируется как личность, причастная к судьбе России.

Особое место среди исторических событий России занимает Великая Отечественная война и военная операция, проводимая Россией на территории Украины по «демилитаризации» и «денацификации» – время великого подъёма и сплочённости России. В России к войне и к защитникам Отечества отношение особое. Страна воевала испокон веков, воевала много, самоотверженно. Героические примеры показывают, как выполняя свой гражданский, воинский и человеческий долг, человек вступает в схватку с врагом своей страны, не ожидая наград, благодарностей, денег и славы. Великая Отечественная война и современные военные события дают нам наглядные примеры того, как человек защищает то, что любит, защищает самоотверженно, порой ценой собственной жизни, удивляя и ужасая врага. Проявляются лучшие качества русского воинства, когда многие поступали по-христиански: «Сам погибай, а товарища выручай!».

Знакомство наших школьников с русской народной культурой также способствует развитию патриотических чувств. Фольклор – литературное и музыкальное творчество – означает «народная мудрость». В произведениях народного творчества воплотилась вся жизнь русского народа6 его опыт, традиции, мировоззрение, характер, быт. Народное творчество – частица высокой духовной культуры нашего народа. И то, что сегодня даёт нам фольклор, его значение в воспитании подрастающего поколения, трудно переоценить, так как воспитание любви к Родине основывается на воспитании интереса и любви русской национальной культуре и традициям.

Целью воспитания гражданского самосознания школьников является знакомство с понятием государства, Флагом, Гербом, Гимном России. Гражданское воспитание предполагает воспитание личности с активной жизненной позицией, формирование в обучающихся идеала жизни, гражданского отношения к своей малой и большой Родине.

Чувство терпимости и сопереживания является нравственной основой для формирования остальных моральных качеств человека. На них основываются дружба, сплочённость, любовь, умение взаимодействовать с людьми, способность осмысливать свои поступки и поступки другого, уважать чужое мнение, верование, поведение, быть справедливым. А как известно, патриотизм формируется только на глубоко нравственной основе [2, с.60].

Таким образом, патриотизм – это сложное качество личности, которое совмещает в себе несколько взаимосвязанных компонентов и имеющее глубоко нравственную основу. Формирование патриотических чувств есть одна из первоначальных задач школы в условиях современной России, и этот процесс будет эффективным только в том случае, если он будет иметь целенаправленный и системный характер.

Список литературы

  1. Алексеева Н.А. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 144с.
  2. Букарева Ю.В., Чигина Л.В. Программа патриотического воспитания учащихся // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. НОУ Центр «Педагогический поиск», 2014. - №5(128). – С.56-60.
  3. Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2005г. - №10. – С.6-8.

Поделиться

687

Селиванова О. А., Кузнецова Н. А., Ковтун А. Н., Лукашева Е. П. Содержание и основные направления патриотического воспитания в специальной общеобразовательной школе-интернате // Ключевые проблемы естественных, технических и гуманитарных наук в современной России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апр. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 71-74. URL: https://apni.ru/article/3949-soderzhanie-i-osnovnie-napravleniya-patriotic

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая