Использование достижений психологии компьютеризации в образовательном процессе

В статье рассматривается одна из наиболее острых психологических проблем современного общества – проблема компьютеризации и ее влияние на образовательный процесс. Автор задается вопросом, насколько хорошо повсеместное использование компьютеров и различных гаджетов и как их влияние сказывается на процессе образования.

Аннотация статьи
познавательный процесс
дигитализация общества
психологические проблемы
психологическая зависимость
Ключевые слова

Время студенчества – самое прекрасное время в жизни человека, время, когда люди уже взрослые настолько, что в состоянии принимать ответственные решения, выдерживать существенные психологические и физические нагрузки, приобретая огромный объем знаний и навыков, но, с другой стороны, у большинства есть материальная, физическая и психологическая опора в лице родителей, которые всегда поддержат и поймут. Это возраст развития самосознания, профессионального самоопределения, проявления всевозможных «Я», которые сложно сопоставить с реальными возможностями, реальной самооценкой и, главное, правильно оценить последствия. Мы не будем в этой статье останавливаться на всех типичных психологических проблемах студентов, рассмотрим одну, на наш взгляд наиболее важную в настоящее время – проблему реализации познавательного процесса в эпоху дигитализации общества.

Компьютерное пространство меняет всю нашу жизнь, начиная с процесса общения и заканчивая процессом познания. Мы все чаще взаимодействуем с помощью мессенджеров, социальных сетей, электронной почты, да и просто в процессе компьютерных игр, забывая о личном общении, потому что это удобно, не отвлекает от других дел и позволяет общаться, занимаясь одновременно чем-то другим. Вполне возможно, что воздействие компьютерных игр близко к воздействию наркотиков и совсем не так безобидно! Именно поэтому появилась такая область психологии как «психология компьютеризации», изучающая изменения, происходящие в психике людей, профессионально занятых разработкой компьютеров или программного обеспечения или просто активных компьютерных игроков.

Не менее важны и изменения в познавательном процессе, в котором ведущая роль от учителя постепенно сдвигается в сторону компьютера, оставляя студенту (и часто даже преподавателю!) роль исполнителя действий, заданных компьютерной программой. К сожалению, мы еще не сильно задумываемся о последствиях всеобщей дигитализации для психического, физического и умственного развития последующих поколений. Уже сейчас мы коммуницируем в процессе преподавания с поколением, выросшим в окружении гаджетов. Следует ли учитывать эти изменения в сознании, планируя методику проведения занятий?

Удобство использования компьютера и интернета не подвергается сомнению, т.к. технические средства обучения облегчают нашу жизнь, не только студенту, но и преподавателю, именно поэтому мы используем компьютер все чаще: перевод с помощью GOOGLE, задание, которое проверяется онлайн, поиск ответов на вопросы в интернете, прослушивание правильного произношения с помощью аудиофайла, компилирование курсовых работ и презентаций… Компьютер запоминает наши последние запросы, формирует область интересов и зачастую даже не надо прилагать усилия, формулируя и вводя вопрос - он уже введен; технологии развиваются настолько быстро, что иногда даже наше воображение не может спрогнозировать ближайшую перспективу. Но так ли это хорошо? Не возникает ли у подрастающего поколения зависимости от использования гаджетов? Как часто мы наблюдаем на занятиях неспособность наших студентов правильно формулировать вопросы, делать собственные выводы, приводить собственные примеры и т.д.? Эта задача возложена на интернет и наши устройства. В настоящее время рассматриваются возможности слияния человека с компьютером, что еще больше должно облегчить задачу обращения к сети, к гаджету, т.к. не нужны будут ни компьютерная мышка, ни даже пальцы – запрос будет передаваться мысленно, что еще более усугубит зависимость от гаджетов, а зависимость, невозможность отказа от чего либо, как известно, порождает депрессию. К сожалению, современное поколение подвержено этой зависимости в полной мере. То, что взрослый, состоявшийся человек считает лишь вспомогательным средством, для подростка является вариантом замены собственной жизни, уходом от проблем, да и просто более комфортным способом существования.

В процессе обучения наши студенты не выключают мессенджеры, соцсети и т.д., следовательно, они не могут в полной мере сосредоточиться на наших вопросах и объяснениях, в результате, страдает не только степень восприятия материала, но и весь учебный процесс, ведь, если ты не усвоил что-то, понять дальше гораздо сложнее. Знание –это последовательный процесс, который требует усвоения, проникновения вглубь, сопоставления, обобщения, логических выводов, и ни один искусственный интеллект не сможет сделать эту цепочку действий за человека. В настоящее время меняются навыки и виды деятельности, необходимые современному человеку, например, без умения печатать или создавать презентацию современный студент не может обойтись, зато вполне обходится без умения понятно писать или без знаний правил орфографии русского языка. Многие студенты не умеют выделять главную мысль прочитанного текста, не владеют письменной (а зачастую и грамотной устной!) речью, навыками конспектирования, умением планировать. В результате мы имеем иллюзию получения знаний, а не знания, т.к. готовые решения, найденные в интернете, не заставляют мозг активно и осознанно работать, приводя к знаниям. Поэтому главная задача преподавателя – учитывая современные тенденции развития общества, грамотно использовать цифровые ресурсы, создавать необходимые учебные материалы и задания как непосредственно для занятий в классе, так и для домашнего повторения. А главное учитывать то, что кратковременная память превалирует над долговременной, необходимо повторять и закреплять пройденный материал. Так, из опыта нашей работы, мы уверены, что наши студенты знают глагол to be, который они учат в школе, мы выстраиваем объяснение нового материала – времена или пассивные конструкции - основываясь на «их знаниях», а результаты первого же теста показывают нам нашу несостоятельность. Следовательно, необходимо учитывать эти особенности современного поколения и преподносить материал дозировано, опираясь на всевозможные связи и ассоциации, не забывая четко формулировать инструкции и правила.

Современные студенты не стали менее обучаемыми, менее восприимчивыми или менее интеллектуально одаренными от рождения, они просто привыкли использовать все возможности современного мира себе на пользу, подтверждая известную истину, что «человек ленив от природы». Не стоит отказываться от цифровых технологий на занятиях, но их необходимо использовать в нужных пропорциях, не бесконтрольно(!), чтобы повысить мотивацию студентов, заинтересовать их конкретным вопросом, темой или даже преподаваемым предметом, позволить решить поставленные задачи или просто немного расширить наши практические возможности.

Текст статьи
  1. Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 11. – С. 50–52.
  2. Астахова Е.А. Прагматическая и социокультурная обусловленность речевых умений студентов языкового вуза [Электронный ресурс] / Ставрополь 2012 URL: http://lib.znate.ru/docs/index-229815.html
  3. Батунова И.В., Лобынева Е.И., Николаева А.Ю. Применение эффективных методов обучения на занятиях по иностранному языку в неязыковых (технических) вузах / И.В. Батунова, Е.И. Лобынева, А.Ю. Николаева // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. №1(67) Часть 4. С.11-14. URL: https//research-journl/org/pedagogy-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovyx-texnicheskix-vuzax
  4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1982–1984. – Т. 3. – С. 673.
  5. Department of Education and Training. (2015). Higher Education Statistics: Student Data. Retrieved from https://www.education.gov.au/student-data
  6. Rodney H. Jones, Christoph A Hafner Understanding digital literacies. Routledge. 2012.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября