Главная
АИ #14 (93)
Статьи журнала АИ #14 (93)
Актуальность исследования политической коммуникации в социальных сетях

Актуальность исследования политической коммуникации в социальных сетях

Рубрика

Политология

Ключевые слова

социальные сети
Интернет
политическая коммуникация
блогер
кандидат
избиратели

Аннотация статьи

В статье описывается современное состояние развития социальных сетей в контексте взаимодействия участников политической коммуникации.

Текст статьи

Политическая коммуникация с древнейших времен существования человеческого общества занимала одну из самых важных сфер взаимодействия людей между собой. В результате этого вида коммуникации были созданы государства, велись переговоры между ними, а в случае их неудачи – происходили войны, которые на протяжении всей жизни человечества распределяли территорию, ресурсы и власть между разными обществами и их союзами. Таким образом, была создана современная политическая система, которая и сейчас продолжает развиваться, все время находясь в динамике. Однако значение политической коммуникации в распределении власти со временем только выросло.

В XXI в. для каждого человека стали доступны компьютеры и смартфоны, которые сегодня являются основным средством связи для каждого человека во всем мире. Так, на момент начала 2020 г. мобильными телефонами пользовались 67 % людей во всем мире, что составило 5,19 млрд. чел. при общей численности населения планеты – 7,75 млрд. чел. С их помощью люди получили возможность не только общаться друг с другом на больших расстояниях по мобильной связи, но и войти в глобальную сеть Интернет, таким образом существенно расширив ее охват и значение для мировой коммуникации во всех сферах общественной жизни.

В глобальной сети Интернет на сегодняшний момент зарегистрировано 4,54 млрд. чел, а это 59 % от всего населения планеты в целом [1]. А согласно исследованию Annual Internet Report к 2023 г. доступ в Интернет будут иметь 78% населения РФ, и число пользователей мобильных устройств составит 122,8 млн. (84% населения) [2].

Вместе с увеличением количества пользователей растет и скорость, с которой идет информационное общение в Интернете. Так, если в начале 2000-х гг. скорость обмена информацией для рядового пользователя составляла около 14 Кбит/с, а в лучших случаях – 33 Кбит/с., то на сегодняшний день эта цифра выросла в 3125 раз и в среднем составляет 100 Мбит/с [3].

Одним из самых значимых трендов развития Интернета стало появление социальных сетей (далее соцсети), которые стали закономерным шагом в формировании структуры виртуальной коммуникации людей – была необходимость создать специализированные площадки для более удобного общения каждого пользователя. Так, количество пользователей соцсетей в 2020 г. превысило отметку в 3,8 млрд. чел. – это 83,7 % от всех пользователей Интернета [1].

При этом ежедневно российские соцсети в среднем посещают 87,1 млн. чел. или 71,1 % населения России, и хотя бы один раз в месяц их посещают в среднем 95,6 млн. чел. или 78,1 % населения всей страны старше 12 лет [4]. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что коммуникация в соцсетях стала неотъемлемой частью повседневной жизни большинства людей не только в России, но и во всем мире.

Поэтому справедливо говорить о том, что соцсети стали основным местом коммуникации современного человека с другими людьми и их объединениями, таким образом не переместив полностью, но скопировав все важные сферы жизни социума, в том числе и политические институты, в виртуальную сеть.

Помимо этого, сегодня большинство людей предпочитают узнавать новости не из классических средств массовой информации (далее СМИ), а через электронные информационные ресурсы. Это особенно удобно, так как следить за всеми актуальными новостями в режиме прямого эфира можно без привязки к телевизору или радиоприемнику, без покупки газеты или журнала – достаточно просто иметь с собой мобильный телефон. А современные соцсети на этих мобильных устройствах позволяют пользователям самим выбирать форматы подачи интересующей их информации – начиная от текста и заканчивая видеоконтентом.

Владелец крупнейшей в России региональной сети социальных медиа сообществ в г. Перми и популярный блогер И. Лисняк отмечает, что если до 2015 г. соцсети узнавали о новостях из традиционных СМИ, то сейчас сами масс-медиа вынуждены следить за соцсетями, чтобы успевать вовремя рассказывать обо всех актуальных новостях, волнующих общество [5]. Таким образом сначала контент появляется в соцсетях, а уже затем превращается в инфоповод для СМИ.

В связи с этим политики всех уровней начинают осваивать интернет-пространство, создавая аккаунты в различных соцсетях, чтобы там коммуницировать с избирателями, влиять на их сознание, пропагандировать свои идеи, взгляды и убеждения. В мировой практике это уже устоявшийся инструмент политической коммуникации, в то время как в России использование интернета в политических целях еще недостаточно широко применяемый инструмент [6].

В России в силу особенностей развития политической культуры, функционирования политического режима и развития цифровых технологий применение интернет-технологий и главным образом соцсетей на выборах началось относительно недавно, и пока они не имеют такого значения, как на Западе. Тем не менее, применение этого инструмента уже стало обязательным для всех кандидатов как минимум федерального уровня.

Поэтому исследование влияния соцсетей на политическое сознание россиян и способов построения политической коммуникации с избирателями на этих интернет-площадках является актуальным на сегодняшний день для всех политиков, которые хотят быть успешными в политической сфере и иметь поддержку избирателей, а значит и саму власть.

Список литературы

  1. Цифровые технологии 2020: 3,8 миллиарда человек используют социальные сети. – Текст : электронный // Wearesocial.com : [сайт]. – URL: https://wearesocial.com/blog/2020/01/digital-2020-3-8-billion-people-use-social-media (дата обращения: 17.02021).
  2. Годовой отчет Cisco об Интернете (2018–2023 гг.) Официальный документ. – Текст : электронный // Cisco.com : [сайт]. – URL: https://www.cisco.com/c/en/us/solutions/collateral/executive-perspectives/annual-internet-report/white-paper-c11-741490.html (дата обращения: 18.01.2021).
  3. Ностальгии пост. Тайны цен Интернета: почему мегабит может стоить от $0 до $200 или как получить 100 Гбит/с за копейки? – Текст : электронный // Хабр : [сайт]. – URL: https://habr.com/ru/company/ua-hosting/blog/342140/ (дата обращения: 18.01.2021).
  4. Аудитория интернета в России в 2020 году. – Текст : электронный // Mediascope : [сайт]. – URL: https://mediascope.net/news/1250827/ (дата обращения: 18.01.2021).
  5. Лисняк И.Н. 1 день III Общероссийской конференции "Политический SMM. Опыт лидеров". 1-4 декабря 2020 г. // Канал "Elect - Assist" на сайте YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=znuX4_XMjJM&t=17438s (дата обращения: 17.01.2021).
  6. Михайлук Д.И. Генезис современного интернет-пространства в политической коммуникации // Материалы и методы инновационных исследований и разработок сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: «ОМЕГА САЙНС», 2019. С. 221-223. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37140550 (дата обращения: 11.10.2020).

Поделиться

1246

Хомяков Д. О. Актуальность исследования политической коммуникации в социальных сетях // Актуальные исследования. 2022. №14 (93). С. 20-22. URL: https://apni.ru/article/3951-aktualnost-issledovaniya-politicheskoj-kommun

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря