Особенности развития навыков саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста: практический аспект

В данной статье подобран комплекс диагностических методик, позволяющих выявить уровень сформированности навыков саморегуляции поведения младших школьников, разработаны психолого-педагогические условия развития навыков саморегуляции поведения у обучающихся начальных классов.

Аннотация статьи
младший школьный возраст
волевые качества
произвольность поведения
способность к регуляции своих действий
Ключевые слова

Младший школьный возраст является периодом активного формирования произвольности. Это благоприятный период для развития саморегуляции поведения ребенка.

В младшем школьном возрасте формируется произвольная саморегуляция поведения – процесс управления собственными действиями, переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, выражение его в социально приемлемой форме и определенную самопомощь в случае сильных негативных переживаний [1].

Способность к саморегуляции является наивысшим критерием развития личности. Саморегуляция рассматривается как процесс опосредования социальных норм и ценностей, как система внутренних требований, которые превращают ребенка в активного субъекта социальных отношений [4].

Необходимость развития навыков саморегуляции носит особую актуальность в младшем школьном возрасте. Развитие навыков саморегуляции у младших школьников в процессе педагогической деятельности является одной из основных задач обучения и воспитания в рамках реализации положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [6].

В положениях ФГОС НОО сформулирована общая задача воспитания – содействие развитию индивидуальных психологических особенностей младших школьников.

О.В. Голубь считает, что образованный ребенок должен быть, прежде всего, спокойным и уравновешенным в современном мире, все эти качества присущи способности к саморегуляции поведения [2].

Потребности социальной среды, ставят перед педагогами начальной школы задачу воспитания и обучения активной личности, наделенной самостоятельностью и саморегуляцией.

В связи с этим, по мнению О.Ю. Осадько, возникает проблема развития навыков саморегуляции поведения в младшем школьном возрасте в образовательном процессе начальной школы [5]

Для успешного развития саморегуляции поведения большое значение имеет диагностика сформированности ее компонентов у младших школьников. Компоненты саморегуляции поведения в младшем школьном возрасте включают в себя:

  • способность к регуляции своих действий;
  • сформированность волевых качеств;
  • произвольность поведения (умение подчинять свое поведение воли) [3].

В связи с этим, целесообразно применять следующий комплекс методик исследования сформированности саморегуляции поведения:

1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» [7].

Данный опросник разработан В.И. Моросановой с целью изучения способности младших школьников к регуляции своих действий. Учитель предлагает младшим школьникам ответить на высказывания об особенностях их поведения. Возможные варианты ответов: «верно», «пожалуй верно», «пожалуй неверно», «неверно». Подсчет показателей опросника производится по ключам, где «да» – это ответы положительные ответы ученика, «нет» – отрицательные ответы. Шкалы опросника включают в себя:

  1. шкалу «планирование», в которой характеризуются индивидуально-личностные особенности выдвижения и удержания целей деятельности, сформированность у ребенка осознанного планирования деятельности;
  2. шкалу «моделирование», благодаря которой возможно диагностировать индивидуальную развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности личности ребенка младшего школьного возраста;
  3. шкалу «программирование», которая позволяет оценить индивидуальную развитость осознанного программирования младшим школьником собственного поведения;
  4. шкалу «оценивание результатов», благодаря которой возможно оценить адекватность оценки ребенком себя и результатов своего поведения;
  5. шкалу «гибкость» диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, то есть способности младшего школьника перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий;
  6. шкалу «Самостоятельность», которая позволяет характеризовать развитость регуляторной автономности.

В целом, опросник работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции», которая оценивает общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности младшего школьника.

2. Методика «Диагностика волевых качеств ребенка», разработанная И.Ю. Исаевой, позволяет изучить сформированность волевых качеств ребенка [7].

Учитель просит детей ответить на вопросы о своих волевых качествах и поступках ответами «да», «нет», «не знаю» (при сомнении). Ответ «да» оценивается в 2 балла, «не знаю» в 1 балл, «нет» в 0 баллов.

Сумма баллов от 0 до 12 говорит о том, что у ребенка младшего школьного возраста не сформирована сила воли. Он делает то, что ему интересно и легко выполнить, даже во вред себе; проявляет безответственность и эгоизм.

Сумма баллов от 13 до 21 подразумевает средний уровень сформированности силы воли. Если младший школьник столкнется с препятствием, то начнет действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидит обходной путь, тут же воспользуется им. Не переусердствует, но данное слово сдержит. Неприятную работу постарается выполнить, хотя и с неохотой. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмет.

Сумма баллов от 22 до 30 характеризует высокий уровень сформированности силы воли у ученика начальных классов. Ребенок ответственно выполняет поручения, проявляет волевые качества во всех видах деятельности.

3. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции», разработанный А.В. Зверьковой, Е.В. Эйдман [7].

Цель теста-опросника: определение уровня развития у младших школьников произвольности поведения (умения подчинять свое поведение воли).

Исследование проводится с одним ребенком или группой детей. Каждому обучающемуся раздается текст опросника и бланк для ответов. Учитель предлагает младшим школьникам выбрать свой вариант ответов в 30 утверждениях.

Цель обработки результатов заключается в определении величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13.

Получив информацию об уровнях сформированности у младших школьников навыков саморегуляции поведения, у педагога имеется возможность разработать программу их совершенствования, отметив те показатели, которые, в первую очередь, нуждаются в развитии или коррекции.

Данная программа основана на реализации педагогом психолого-педагогических условий развития навыков саморегуляции поведения у младших школьников:

  • создание учителем ситуаций для активизации детской инициативы в совместной деятельности на уроках или во внеурочной деятельности;
  • организация разных видов деятельности (учебной, игровой, исследовательской, проектной и т.д.);
  • поддержка детей в процессе решения проблемных ситуаций посредством использования индивидуальных и групповых форм работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Благодаря реализации психолого-педагогических условий развития навыков саморегуляции поведения учащиеся получают знания о том, как правильно общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения. Большое внимание уделяется групповым дискуссиям, ролевым играм, творческому самовыражению, самоанализу и рефлексии.

Таким образом, разработанный комплекс методик диагностики сформированности навыков саморегуляции поведения в младшем школьном возрасте позволяет выявить уровень развития волевых качеств у детей (целеустремленности, самостоятельности, решительности, навыков учебного поведения и т.п.), произвольности (умения подчинять свое поведение воли), сознательной регуляции своих действий, стремления к самостоятельности, а также разработать, на основе проведенного исследования, психолого-педагогические условия развития навыков саморегуляции поведения у младших школьников.

Текст статьи
  1. Вареца Е.С. Возможности формирования личностной саморегуляции младших школьников // Науки об образовании. – 2018. - №12. – С.156-163.
  2. Голубь О.В. Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, обеспечивающее ее внутреннюю самоорганизацию и саморегуляцию // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. – 2016. – №1. – С.94-100.
  3. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. – СПб.: Питер 2009. – 368 с.
  4. Кувалкина Л.И. Нескучные правила для формирования саморегуляции младших школьников // Открытый урок. – 2018. – №11. – С.148-159.
  5. Осадько О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников: Диссертация канд. псих. наук. – Киев, 2011. – 170 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
  7. Диагностические методики изучения сформированности саморегуляции поведения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/17/kartoteka-diagnosticheskih-metodik-na-izuchenie-proizvolnosti
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня