Ресоциализация несовершеннолетних осужденных

В статье рассмотрен порядок ресоциализации и нравственных девиаций, в первую очередь, социально незрелых подростков. Актуальность идеи содержащихся в статье заключается в тенденции ресоциализации несовершеннолетних осужденных в экономических, политических, духовных сферах общества. Автор в своей работе осуществил подробный анализ ресоциализации в России и зарубежных странах.

Аннотация статьи
уголовное законодательство
ресоциализация
несовершеннолетние осужденные
колония поселения
подсудимый
Ключевые слова

По данным судебного департамента за 2021 год из общего числа выявленных лиц, совершивших преступные деяния, несовершеннолетних преступников составляют 4,5 %. Совершая преступления, подросток подлежит осуждению и привлечению к ответственности [4].

Важным элементом успешной ресоциализации несовершеннолетнего является освоением подростком основных социальных функций, чему должно способствовать расширение воспитательного потенциала среды исправительного учреждения, применения индивидуальных методик работы, оказание адресной социально- педагогической и психологической помощи осужденным, учитывая уголовно-правовой, социально-демографический, психологический характер осужденных [3].

Ресоциализация несовершеннолетних осужденных в юридической среде является актуальной проблемой, определяемой следующими причинами:

Во-первых, работа по ресоциализации несовершеннолетних осужденных значима для решения экономических, политических, социальных, духовных, демографических задач развития страны, обеспечивая в первую очередь безопасность граждан.

Во-вторых, глобальные изменения в обществе, принципиально повлиявшие на самого человека, объективно требуют от него субъективной позиции в контексте социальных норм, что определяет направленность ресоциализации на формирование у несовершеннолетнего осужденного умений, навыков, способности самостоятельно выстраивать нравственно-правовые отношения с окружающими, приемлемые для него и установленные обществом.

Согласно периодизации психического развития человека личность данного возраста относится к юношескому периоду. Как показывают исследования, несовершеннолетние осужденные чаще всего отстают в личностном развитии от нормы, а значит, несмотря на паспортный возраст, их психологический возраст соответствует подростковому периоду. Большинство 14-18-летних, подвергнутых лишению свободы, отбывают наказания за умышленно совершенные преступления. К ним уже ранее применялись различные меры административного воздействия, но они не дали положительных результатов. Примерно треть осужденных ранее имели условную судимость или отсрочку исполнения приговора, более половины - состояли на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. При достижении совершеннолетия воспитанники могут находиться в учреждении до 19 лет (ст. 139 УИК РФ) [1], частичная уголовная ответственность установлена (в том числе и за опасные преступления) с 14 лет, полная - с 16 лет. В связи с этим в местах лишения свободы большей частью отбывают наказание лица с 16 лет [2].

Агрессивное поведение несовершеннолетних осужденных зависит от мотивов и характера поведенческой регуляции и проявляется на нескольких уровнях. Самый высокий уровень (тотальная, генерализованная агрессия против «всех и вся») проявляется в физической агрессии по ничтожному поводу – драках, нанесениях телесных повреждений, избиениях. Подростки с высоким 35 уровнем генерализованной агрессии занимают (или стремятся занять) высокостатусную позицию в интрагрупповой иерархии, подозрительны, не признают авторитетов, стремятся доминировать, эгоцентричны. Как правило, ими совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления. В колонии таких подростков около 10-15 %, их агрессивное поведение является смыслообразующим фактором и диктуется мотивами борьбы за власть и авторитет в среде осужденных, за права и привилегии. Второй уровень – уровень избирательной, локальной агрессии, проявляющейся по отношению к тем, кто слабее [3]. При совершении преступлений подростками этой группы агрессивность чаще всего используется как инструмент достижения цели при ограблениях, разбоях, изнасилованиях и др. Мотивами локальной агрессии являются корысть, соперничество и зависть, характерные проявления на вербальном уровне – оскорбления, унижения, притеснения, шантаж, запугивание, на невербальном – побои, групповые избиения по предварительной договоренности и др. К данной группе относится примерно 40% несовершеннолетних заключенных.

Задачами ресоциализации в юридической науке коррекции поведения являются:

  1. Обеспечить контроль психологического состояния и психолого-педагогическую поддержку, направленную на повышение самооценки, снижения уровня тревожности.
  2. Разработать реализовать индивидуально-ориентированную программу превенции суицида и коррекции зависимого поведения.
  3. Способствовать формированию представлений и понятий «смысл жизни», «жизненная перспектива», «волевая саморегуляция».

В конце двадцатого века с позиции социализации личности стали рассматривать проблемы преступности, делинквентного поведения и ресоциализации осужденных [3].

Одним из важных требований международного сообщества к реализации социальной реабилитации осужденных является незамедлительная организация воспитания. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных на западе начинается с его заключения в места лишения свободы. Программы по ресоциализации заключенных сочетают в себе различные методики, тренинги, опросы и тестирования, целью которых является мотивация на осознанное изменение жизненных условий личности, поиск лучших путей, выхода из кризисных ситуаций, изменения поведения с практикой социальных, культурных взаимоотношений.

Осужденные этой возрастной группы отличаются особой восприимчивостью к воздействиям окружающей среды, повышенной эмоциональностью, категоричностью. Противоречия возраста в основном обусловлены расхождением между самооценкой и мнением окружающих, уровнем притязаний и индивидуальными возможностями, собственным поведением и общественными требованиями [4].

Результаты изучения мотивационной сферы осужденных свидетельствуют, что почти половина совершаемых ими правонарушений связана с удовлетворением примитивных потребностей или со стремлением любой ценой добиться определенного положения в микрогруппе.

Установлено, что у несовершеннолетних осужденных доминировали показатели низкого уровня ресоциализации, опосредованные отсутствием ответственности за свою жизнь, деформацией нравственных ценностей, низким уровнем рефлексивности, нервно-психической устойчивости и эмоционально-волевого контроля своего поведения, выражающегося в различных девиациях поведения.

Выявлены основные проблемы, характерные для несовершеннолетних осужденных: неумение сформулировать и высказать мысль; неумение услышать и понять другого человека; неуверенность, агрессивность и циничность, выступающие часто как психологическая защитная реакция; трафаретность в суждениях, оценках, стереотипы в поступках. Они легко называют свои негативные качества, однако затрудняются в определении своих положительных характеристик. Большинству несовершеннолетних осужденных присущ экстернальный локус контроля.

Текст статьи
  1. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01997 N 1-ФЗ (ред. от 21.12.2021) [Электронный ресурс].
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12001 N 174-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 13.04.2021)
  3. Бухарова М.В. Критерии анализа ресоциализации подростков в условиях воспитательного учреждения / М.В. Бухарова. – Власть. – 2010. – № 02. – С. 117–119.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 28.10.2021) "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних".
Список литературы