По данным судебного департамента за 2021 год из общего числа выявленных лиц, совершивших преступные деяния, несовершеннолетних преступников составляют 4,5 %. Совершая преступления, подросток подлежит осуждению и привлечению к ответственности [4].
Важным элементом успешной ресоциализации несовершеннолетнего является освоением подростком основных социальных функций, чему должно способствовать расширение воспитательного потенциала среды исправительного учреждения, применения индивидуальных методик работы, оказание адресной социально- педагогической и психологической помощи осужденным, учитывая уголовно-правовой, социально-демографический, психологический характер осужденных [3].
Ресоциализация несовершеннолетних осужденных в юридической среде является актуальной проблемой, определяемой следующими причинами:
Во-первых, работа по ресоциализации несовершеннолетних осужденных значима для решения экономических, политических, социальных, духовных, демографических задач развития страны, обеспечивая в первую очередь безопасность граждан.
Во-вторых, глобальные изменения в обществе, принципиально повлиявшие на самого человека, объективно требуют от него субъективной позиции в контексте социальных норм, что определяет направленность ресоциализации на формирование у несовершеннолетнего осужденного умений, навыков, способности самостоятельно выстраивать нравственно-правовые отношения с окружающими, приемлемые для него и установленные обществом.
Согласно периодизации психического развития человека личность данного возраста относится к юношескому периоду. Как показывают исследования, несовершеннолетние осужденные чаще всего отстают в личностном развитии от нормы, а значит, несмотря на паспортный возраст, их психологический возраст соответствует подростковому периоду. Большинство 14-18-летних, подвергнутых лишению свободы, отбывают наказания за умышленно совершенные преступления. К ним уже ранее применялись различные меры административного воздействия, но они не дали положительных результатов. Примерно треть осужденных ранее имели условную судимость или отсрочку исполнения приговора, более половины - состояли на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. При достижении совершеннолетия воспитанники могут находиться в учреждении до 19 лет (ст. 139 УИК РФ) [1], частичная уголовная ответственность установлена (в том числе и за опасные преступления) с 14 лет, полная - с 16 лет. В связи с этим в местах лишения свободы большей частью отбывают наказание лица с 16 лет [2].
Агрессивное поведение несовершеннолетних осужденных зависит от мотивов и характера поведенческой регуляции и проявляется на нескольких уровнях. Самый высокий уровень (тотальная, генерализованная агрессия против «всех и вся») проявляется в физической агрессии по ничтожному поводу – драках, нанесениях телесных повреждений, избиениях. Подростки с высоким 35 уровнем генерализованной агрессии занимают (или стремятся занять) высокостатусную позицию в интрагрупповой иерархии, подозрительны, не признают авторитетов, стремятся доминировать, эгоцентричны. Как правило, ими совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления. В колонии таких подростков около 10-15 %, их агрессивное поведение является смыслообразующим фактором и диктуется мотивами борьбы за власть и авторитет в среде осужденных, за права и привилегии. Второй уровень – уровень избирательной, локальной агрессии, проявляющейся по отношению к тем, кто слабее [3]. При совершении преступлений подростками этой группы агрессивность чаще всего используется как инструмент достижения цели при ограблениях, разбоях, изнасилованиях и др. Мотивами локальной агрессии являются корысть, соперничество и зависть, характерные проявления на вербальном уровне – оскорбления, унижения, притеснения, шантаж, запугивание, на невербальном – побои, групповые избиения по предварительной договоренности и др. К данной группе относится примерно 40% несовершеннолетних заключенных.
Задачами ресоциализации в юридической науке коррекции поведения являются:
- Обеспечить контроль психологического состояния и психолого-педагогическую поддержку, направленную на повышение самооценки, снижения уровня тревожности.
- Разработать реализовать индивидуально-ориентированную программу превенции суицида и коррекции зависимого поведения.
- Способствовать формированию представлений и понятий «смысл жизни», «жизненная перспектива», «волевая саморегуляция».
В конце двадцатого века с позиции социализации личности стали рассматривать проблемы преступности, делинквентного поведения и ресоциализации осужденных [3].
Одним из важных требований международного сообщества к реализации социальной реабилитации осужденных является незамедлительная организация воспитания. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных на западе начинается с его заключения в места лишения свободы. Программы по ресоциализации заключенных сочетают в себе различные методики, тренинги, опросы и тестирования, целью которых является мотивация на осознанное изменение жизненных условий личности, поиск лучших путей, выхода из кризисных ситуаций, изменения поведения с практикой социальных, культурных взаимоотношений.
Осужденные этой возрастной группы отличаются особой восприимчивостью к воздействиям окружающей среды, повышенной эмоциональностью, категоричностью. Противоречия возраста в основном обусловлены расхождением между самооценкой и мнением окружающих, уровнем притязаний и индивидуальными возможностями, собственным поведением и общественными требованиями [4].
Результаты изучения мотивационной сферы осужденных свидетельствуют, что почти половина совершаемых ими правонарушений связана с удовлетворением примитивных потребностей или со стремлением любой ценой добиться определенного положения в микрогруппе.
Установлено, что у несовершеннолетних осужденных доминировали показатели низкого уровня ресоциализации, опосредованные отсутствием ответственности за свою жизнь, деформацией нравственных ценностей, низким уровнем рефлексивности, нервно-психической устойчивости и эмоционально-волевого контроля своего поведения, выражающегося в различных девиациях поведения.
Выявлены основные проблемы, характерные для несовершеннолетних осужденных: неумение сформулировать и высказать мысль; неумение услышать и понять другого человека; неуверенность, агрессивность и циничность, выступающие часто как психологическая защитная реакция; трафаретность в суждениях, оценках, стереотипы в поступках. Они легко называют свои негативные качества, однако затрудняются в определении своих положительных характеристик. Большинству несовершеннолетних осужденных присущ экстернальный локус контроля.