научный журнал «Актуальные исследования» #14 (93), апрель '22

Нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи

Статья посвящена особенностям нетрадиционных форм работы с детьми по формированию связной речи.

Аннотация статьи
дети
речь
педагогическая практика
развитие
Ключевые слова

 Прекрасна речь, когда она как ручеек,
 Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
 «О, как же ты красива!» (Е. Щукина)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и передовой опыт, т.е. инновационные комбинированные методы обучения.

Как показывает опыт нашей педагогической деятельности – главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Изучив статьи В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Т.В. Большевой, Л.Н. Ефименковой, Г.С. Альтшулер из практических журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду» по данному вопросу, мы поняли, что эти технологии и методики можно использовать в развитии речи детей нашей группы. Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, мы определили следующую цель: развитие речи детей посредством инновационных технологий: мнемотехники и моделирования.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Провести анализ методической литературы по данной теме.
  2. Создать развивающую среду в группе.
  3. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

После адаптации детей в 1 младшей группе мы поняли, что у многих есть проблемы с речью. Результаты диагностики показали, из 27 детей – 9 человек почти не разговаривали, что составляет 33 % воспитанников группы, речь 5 детей соответствовала высокому уровню (19%), а 48% показали средний уровень развития речи. Наша задача – научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли. Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников. В работе с детьми мы использовали богатую палитру методов и приемов – это и художественное слово, и сказки, и загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники.

В раннем возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своем развитии. Поэтому работа по развитию речи в I младшей группе строится и проводится с учетом диагностики и особенностей детей раннего возраста. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, прибауток, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр и др.

Для работы в этом направлении мы составили перспективный план, в который включила этапы по развитию речи детей:

  1. Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста.
  2. Развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).

I этап – пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста.

Цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач: сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста. Создали информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.

Достичь хороших результатов нам помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это: индивидуальные беседы о пользе обучения детей манипулятивным действиями, рекомендации родителям – в виде памяток, в которых убеждали их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость, консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика», практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», изготовление альбома «Поиграйте вместе с нами», который обновляли по мере разучивания, выпуск папки-передвижки для родителей «Пальцы помогают говорить». В начале года разработали перспективный план пальчиковых игр с интеграцией в другие виды деятельности.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти мы проводила во время утренней гимнастики, НОД, в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Особенно малышам нравится играть с шариками и кольцами су-джок.

Известно всем, что использование массажера су-джок актуально в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями, оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи. Су джок – это одна из ветвей рефлексотерапии и акупунктуры. Учение Су Джок утверждает: любая часть нашего тела имеет своего «представителя» на кисти руки или на стопе. Таким образом, используя в пальчиковой гимнастике этот массажный мячик, мы активируем не только речевые зоны мозга, но и работу множества других органов. Мы катаем шарик сидя, между ладонями и по верхней поверхности бедра ладошкой, под песенку Е.Железновой «Катится колючий ежик». За тем «показываем ёжика» ладошкой с оттопыренными пальцами. Большой палец – это носик ёжика, пальчики –колючки. Под другую песенку про ёжика «Маленький ёжик» Москвина В. Е. одеваем колечки на каждый пальчик и прокатываем его по «пальчику –колючке».

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, прищепками. Для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”, сухой бассейн. Для этого в группе была подготовлена развивающая среда, в которой непосредственное участие приняли родители воспитанников.

Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр наша задача состояла в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо (воспитатель – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель) в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Использование пальчиковых игр помогло развить координацию движений, деятельность артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти). К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладели сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Цель II этапа – развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника).

Задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу).
  • Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв за основу инновационные технологии по мнемотехнике с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы используем их в работе с детьми по обучению связной речи.

Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому мы начала свою работу с простейших мнемоквадратов, в которых изображала 4-5 схематичных рисунка (н-р, сказка «Колобок»). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно стали вводить мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Мнемотаблица должна быть понятна детям. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а также те предметы, действия и явления, которые «завязаны» вокруг них. Например, сказка «Маша и медведь»: медведь – состоит из коричневой геометрической фигуры, вокруг главного героя изображались (дорожка, пенек, короб с пирогами, Маша и т.д.), чтобы дети смогли наглядно, с помощью схемы воспроизвести сюжет сказки.

Заучивание - утомительный процесс для ребёнка, чтобы облегчить запоминание используем в работе и такой приём: расскажи стихи руками. С этой целью используем метод прослушивания аудиосказок с использованием пантомимики. Детям раннего возраста сложно прослушивать сказки без наглядного сопровождения. Благодаря этой методике мы развиваем эмоциональную сферу, снимаем мышечное напряжение средствами мимики и пантомимики, развиваем фантазию и воображение. Сначала мы слушаем сказку, и дети за педагогом копируют его мимику и движения. В дальнейшем мы распределяем роли, и дети изображают героя мимикой и жестами. Для детей это очень интересная форма, часто просят включить любимые сказки, иногда самостоятельно распределяют роли или исполняют одного героя подгруппами.

Каждая форма работы имеет свое место в режиме дня. Так у нас каждое утро проходит утренний сбор – традиционно после завтрака. В которое входят следующие методики:

  • Утреннее приветствие (обнимашки, веселые песенки и стихи – это позволяет создать благоприятный психологический настрой на весь день)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика (одно новое стихотворение в неделю, на следующей неделе, вводим другое новое и закрепляем предыдущее, для родителей в приемной помещаем эти пальчиковые гимнастики в рамочки для закрепления дома)
  • Массаж су-джок

Параллельно с этой работой используем речевые и настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, навыки самопроверки.

Чтобы определить эффективность используемых методов в развитии связной речи детей провели промежуточную диагностику.

Результаты промежуточной диагностики показали, что применение в работе с детьми всех перечисленных приемов позволило прийти к более высоким показателям в развитии речи детей.

Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени, что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Текст статьи
  1. Мартыненко С.А. Нетрадиционные формы работы по развитию речи детей с ОНР (опыт работы) / Режим доступа: https://martynenko-ozgdou3.edumsko.ru/articles/post/1859657
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня