И все более значимой становится роль информационных технологий не только в системе общего образования, но и в системе дошкольного образования. При этом процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен социальной потребностью в повышении качественного уровня обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требований современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду на протяжении десятков и более производительных и творческих. Новые возможности для родителей и педагогов открываются благодаря использованию информационных технологий. Они позволяют увеличить продуктивность работы педагогического коллектива и родителей при обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Информатизация дошкольного образования – это сложный, ресурсосберегающий процесс, в котором принимают участие и дети, и педагоги, и родители. Кроме того, это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий во внеурочной деятельности; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование интернета в образовании.
При этом информатизация дошкольного образования открывает педагогам дополнительные возможности для широкого внедрения в педагогическую деятельность новых методических разработок, направленных на повышение эффективности и реализации инновационных идей воспитательно-образовательного процесс. В этом случае творческим педагогам, которые стремятся идти в ногу со временем, необходимо изучить возможности использования и внедрения новых ИКТ во всю педагогическую деятельность, быть для ребенка источником информации о новых технологиях и формировать основы информационной культуры его личности.
Учебно-образовательная среда образовательного учреждения – это пространство сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса, в котором происходит развитие ребенка дошкольного возраста. При этом ИОС содержит субъекты-носители информационных культур, информационные объекты – учебный контент различной природы и структурные практики – фиксируемые способами человеческого поведения в этой среде.
Информационно-образовательная среда – это продукт деятельности, преследующей образовательные цели и задачи, в которой присутствуют как объекты, привнесенные в нее планомерно и целенаправленно, так и объекты, появившиеся в ней в результате нецеленаправленного поведения, в силу следования за модой или привычки.
ИОС ДОУ обеспечивает:
- информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
- планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
- мониторинг здоровья воспитанников; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательной деятельности (педагогических работников, родителей воспитанников (законных представителей), органов управления в сфере образования, (общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательной организации с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности [3].
Целями ИОС ДОУ является:
- создание единого информационного пространства для качественного улучшения работы педагогического состава;
- использование ИКТ для повышения эффективности и компетентности педагогов ДОУ в ходе воспитательно-образовательного процесса;
- переход к безбумажному документообороту;
- обеспечение родителям (законным представителям) детей доступа к сайту и другим информационным ресурсам ДОУ в Интернет.
Назначение и задачи ИОС ДОУ:
- создание ИОС ДОУ направлено на улучшение организации управления и деятельности дошкольного учреждения и взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
- создание условий качественной подготовки методических, педагогических, дидактических материалов;
- обеспечения доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам;
- обеспечения возможностей участия в педагогических проектах, выставках, конкурсах.
С одной стороны, ИОС учреждения представляет собой экосистему, в которую объединены личные информационные среды ее участников – администраторов, педагогов, воспитанников, родителей. С другой – в ИОС явно можно выделить ядро, то, что самым непосредственным образом связано с обеспечением образовательной деятельности, и периферию - информационные ресурсы, людей – носителей знаний и культуры, события и многое другое, находящееся за пределами детского сада, и всего того, что служит контекстом образовательной и управленческой деятельности.
Большой вклад в теорию и практику становления компьютеризации внесли А.Д. Урсул, В.П. Беспалько, В.Г. Житомирский, Е.П. Велихов, А.Г. Гейн, В.Н. Афанасьев, А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, К.К. Колин, А.А. Кузнецов, А.Г. Кушниренко, Ю.А. Первин, Я.А. Ваграменко и др. ученые.
Вопросы информатизации образовательного учреждения нельзя сводить только к вопросам их оснащения аппаратно-техническими и программными средствами (компьютеризации). Необходимо дополнительно учитывать готовность и способность педагогов эффективно работать в условиях информатизации; уровень организованности всех участников образовательного процесса (изменение регламентов); изменения в методах и организационных формах работы обучающихся, отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом; изменения в содержании и ожидаемых результатах образовательной работы; изменения в управлении образовательным процессом в целом (поддержка этих процессов средствами информационный и коммуникационных технологий (ИКТ), включая базы данных, автоматизированный учет, официальный и персональные сайты) и многое другое.
Таким образом, формирование и развитие ИКТ-образовательной среды включает три взаимосвязанных аспекта:
- технологический;
- организационный;
- человеческий.
Таким образом, при условии положительного решения обозначенных проблем, мы получим функциональную модель комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в организации и управлении образовательным процессом (модель ИКТ-насыщенной образовательной среды образовательного учреждения) так необходимую сегодня для реализации ФГОС дошкольного образования. Приходится признать, что эпоха перемен в ускоряющейся информационной и социальной реальности – это не имеющий начало и конец период истории, а перманентное состояние развития современного человечества. Перед нами стоит задача проектирования такого вариативного образования, в котором личность воспринимает перемены как норму и не переживает "шока настоящего", образования, позволяющего будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений.