Главная
Конференции
Приоритетные направления социально-гуманитарных и экономических исследований в XXI веке
Психолого-педагогические условия формирования информационно-образовательной сред...

Психолого-педагогические условия формирования информационно-образовательной среды в деятельности дошкольного образовательного учреждения

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

образование
информационно-образовательная среда
эффективность образования
компьютерные технологии
дистанционное образование

Аннотация статьи

Прогресс в современном обществе связан с развитием науки и техники. Из этого следует, что информатизация – это глобальный социальный феномен, который заключается в том, что доминирующим видом человеческой деятельности в сфере общественного производства является сборка, накопление, обработка, хранение и передача информации. Одним из приоритетных направлений процесса информатизирования современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практико-ориентированными разработками, и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Текст статьи

И все более значимой становится роль информационных технологий не только в системе общего образования, но и в системе дошкольного образования. При этом процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен социальной потребностью в повышении качественного уровня обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требований современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду на протяжении десятков и более производительных и творческих. Новые возможности для родителей и педагогов открываются благодаря использованию информационных технологий. Они позволяют увеличить продуктивность работы педагогического коллектива и родителей при обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Информатизация дошкольного образования – это сложный, ресурсосберегающий процесс, в котором принимают участие и дети, и педагоги, и родители. Кроме того, это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий во внеурочной деятельности; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование интернета в образовании.

При этом информатизация дошкольного образования открывает педагогам дополнительные возможности для широкого внедрения в педагогическую деятельность новых методических разработок, направленных на повышение эффективности и реализации инновационных идей воспитательно-образовательного процесс. В этом случае творческим педагогам, которые стремятся идти в ногу со временем, необходимо изучить возможности использования и внедрения новых ИКТ во всю педагогическую деятельность, быть для ребенка источником информации о новых технологиях и формировать основы информационной культуры его личности.

Учебно-образовательная среда образовательного учреждения – это пространство сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса, в котором происходит развитие ребенка дошкольного возраста. При этом ИОС содержит субъекты-носители информационных культур, информационные объекты – учебный контент различной природы и структурные практики – фиксируемые способами человеческого поведения в этой среде.

Информационно-образовательная среда – это продукт деятельности, преследующей образовательные цели и задачи, в которой присутствуют как объекты, привнесенные в нее планомерно и целенаправленно, так и объекты, появившиеся в ней в результате нецеленаправленного поведения, в силу следования за модой или привычки.

ИОС ДОУ обеспечивает:

  • информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
  • планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
  • мониторинг здоровья воспитанников; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательной деятельности (педагогических работников, родителей воспитанников (законных представителей), органов управления в сфере образования, (общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательной организации с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности [3].

Целями ИОС ДОУ является:

  • создание единого информационного пространства для качественного улучшения работы педагогического состава;
  • использование ИКТ для повышения эффективности и компетентности педагогов ДОУ в ходе воспитательно-образовательного процесса;
  • переход к безбумажному документообороту;
  • обеспечение родителям (законным представителям) детей доступа к сайту и другим информационным ресурсам ДОУ в Интернет.

Назначение и задачи ИОС ДОУ:

  • создание ИОС ДОУ направлено на улучшение организации управления и деятельности дошкольного учреждения и взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • создание условий качественной подготовки методических, педагогических, дидактических материалов;
  • обеспечения доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам;
  • обеспечения возможностей участия в педагогических проектах, выставках, конкурсах.

С одной стороны, ИОС учреждения представляет собой экосистему, в которую объединены личные информационные среды ее участников – администраторов, педагогов, воспитанников, родителей. С другой – в ИОС явно можно выделить ядро, то, что самым непосредственным образом связано с обеспечением образовательной деятельности, и периферию - информационные ресурсы, людей – носителей знаний и культуры, события и многое другое, находящееся за пределами детского сада, и всего того, что служит контекстом образовательной и управленческой деятельности.

Большой вклад в теорию и практику становления компьютеризации внесли А.Д. Урсул, В.П. Беспалько, В.Г. Житомирский, Е.П. Велихов, А.Г. Гейн, В.Н. Афанасьев, А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, К.К. Колин, А.А. Кузнецов, А.Г. Кушниренко, Ю.А. Первин, Я.А. Ваграменко и др. ученые.

Вопросы информатизации образовательного учреждения нельзя сводить только к вопросам их оснащения аппаратно-техническими и программными средствами (компьютеризации). Необходимо дополнительно учитывать готовность и способность педагогов эффективно работать в условиях информатизации; уровень организованности всех участников образовательного процесса (изменение регламентов); изменения в методах и организационных формах работы обучающихся, отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом; изменения в содержании и ожидаемых результатах образовательной работы; изменения в управлении образовательным процессом в целом (поддержка этих процессов средствами информационный и коммуникационных технологий (ИКТ), включая базы данных, автоматизированный учет, официальный и персональные сайты) и многое другое.

Таким образом, формирование и развитие ИКТ-образовательной среды включает три взаимосвязанных аспекта:

  1. технологический;
  2. организационный;
  3. человеческий.

Таким образом, при условии положительного решения обозначенных проблем, мы получим функциональную модель комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в организации и управлении образовательным процессом (модель ИКТ-насыщенной образовательной среды образовательного учреждения) так необходимую сегодня для реализации ФГОС дошкольного образования. Приходится признать, что эпоха перемен в ускоряющейся информационной и социальной реальности – это не имеющий начало и конец период истории, а перманентное состояние развития современного человечества. Перед нами стоит задача проектирования такого вариативного образования, в котором личность воспринимает перемены как норму и не переживает "шока настоящего", образования, позволяющего будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений.

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата.1 информатизации образования / Л.Л. Босова – М., 2011.
  2. Колин, К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу / К.К. Колин // Открытое образование. – 2006. – № 4.
  3. Крапивенко, А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений /. А.В. Крапивенко – М., 2009.
  4. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения : практическое руководство / Б.П. Сайков – М., 2005.
  5. Цветкова, М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие / М.С. Цветкова – М., 2010.

Поделиться

1602

Яковлева А. А. Психолого-педагогические условия формирования информационно-образовательной среды в деятельности дошкольного образовательного учреждения // Приоритетные направления социально-гуманитарных и экономических исследований в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 апреля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 97-100. URL: https://apni.ru/article/3957-psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-formirov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря