Динамика физического развития учащихся школ г. Иркутска

Динамика физического развития учащихся школ г. Иркутска

В статье обозначаются проблемы современного состояния физического здоровья учащихся школ. Показатели физического развития подрастающего поколения рассматриваются в качестве одной из основных социально-педагогических задач.

Аннотация статьи
физическая культура
физическое здоровье
спорт
школьники
Ключевые слова

Важнейшим показателем качества жизни населения является физическое здоровье. Наряду с этим, с каждым днем возрастает актуальность проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения страны [1, с. 43].

Уровень здоровья учащихся является весьма важным компонентом на протяжении всего периода обучения в школе. К сожалению, у современных школьников наблюдается значительные нарушения в состоянии здоровья и параметров физического развития. В государственном образовании не налажена система постоянного динамического наблюдения за физическим развитием детей школьного возраста [2, с. 6-7].

Для укрепления здоровья школьников особую роль играет применение разнообразных двигательных режимов и оздоровительных физических упражнений, которые бы удовлетворяли требованиям учебного процесса и соответствовали закономерностям развития физических качеств учащихся. Обязательной формой физического воспитания в школе являются уроки физкультуры по типовым учебным программам, которые не покрывают дефицита двигательной активности обучающихся.

Занятия спортом в качестве органичной составляющей программы оказывают положительное влияние на уровень физического развития школьников, являются эффективным средством развития основных функций и структур организма.

Наиболее приемлемым двигательным режимом в условиях средней школы является режим «свободных движений» специализированных на одном из видов спорта, например, такого, как легкая атлетика. Она способствует развитию и совершенствованию функциональных возможностей организма детей школьного возраста, что особенно важно в период их роста и становления.

Также, одним из перспективных направлений организации работы по укреплению здоровья школьников является мониторинг их физического развития. Система мониторинга позволяет проводить анализ, оценку и прогноз физического здоровья обучающихся.

Проводилось комплексное 3-годичное исследование физического развития и 3960 обучающихся 11-17 лет, не занимающихся спортом, 96 учащихся дополнительно занимающихся легкой атлетикой и 109 человек занимались спортивными играми (волейбол, баскетбол). Спортигровики занимались по количеству часов одинаково с легкоатлетами (2 часа в неделю по школьной программе + 6 часов в неделю по программам спортивной подготовки ДЮСШ).

Цель исследования – изучить физическое развитие школьников 11-17 лет, опытно-экспериментальным путем проверить эффективность организационно-педагогических условий укрепления физического развития учащихся школ посредством дополнительного занятия спортивными играми и легкой атлетикой.

Так, возрастная динамика прироста антропометрических показателей у легкоатлетов и спортигровиков практически повторяет их изменения у школьников, не занимающихся спортом, но она более выражена и занимает большой отрезок времени. При изучении изменений роста выявлено, что у школьниц наиболее интенсивное его увеличение происходит в 12-14 лет, а у легкоатлеток – в 12-15, у спортигровиков – в те же сроки, но менее интенсивно. У школьников этот процесс протекает аналогично и наблюдается в 12-17 лет, но у легкоатлетов его относительный прирост существенно выше. Аналогичным образом, как у школьниц, так и у школьников происходят изменения и в весе, и в окружности грудной клетки, однако интенсивность их прироста и продолжительность в разные возрастные сроки существенно не меняются. В группе легкоатлетов и спортигровиков в возрастах 11-14 и 17 лет прирост антропометрических показателей выявляется только по итогам года тренировок.

Изменения функциональных показателей имеют свои особенности и не равнозначны для разных проб. Устойчивое превышение показателей силы правой кисти у легкоатлетов возникает к концу 1 и началу 2-3 года тренировок. У легкоатлеток устойчивый прирост значений начинается раньше-в конце 1 года занятий, а по мере нарастания стажа занятий он увеличивается до 14 лет. У спортигровиков изменения функциональных показателей происходят аналогично, как и у дополнительно занимающихся легкой атлетикой, но значения приростов менее выражены.

Наиболее выраженные приросты силы мышц левой кисти у школьниц отмечаются в 12-13 и 15-16 лет, а у школьников в-12-16 лет. При дополнительных занятиях легкой атлетикой увеличение значений выявлено: у легкоатлетов в 12-14 и 16 лет, у легкоатлеток – в 13-17 лет, а у спортигровиков – соответственно в 13-14 и 14-15 лет. Изучение результатов по этапам обследования показывает, что в возрасте до 14 лет прирост происходит на подготовительном этапе или по итогам годичного тренировочного цикла.

Урежение ЧСС у школьников наблюдается в основном в 12 и 14-15 лет, у школьниц- в 16 лет. У легкоатлетов, как и у спортигровиков, наиболее выраженное снижение ЧСС отмечено в 12 и в 14-15 лет, а у легкоатлеток в 13 и в 15-16 лет.

Показатели дыхательных проб начинают активно изменяться по сравнению с контрольной группой, как у легкоатлетов, так и у легкоатлеток с конца 2 года тренировок, постепенно нарастая к 16 годам и достигая в это время максимальных значений. Достоверность различий с контролем у легкоатлетов как пробы Штанге, так и пробы Генче повышается только в 15-16 летнем возрасте (p<0,01), а у школьниц -с 13-летнего возраста. Так, если у школьниц максимальный прирост пробы Штанге приходится на 12-13 и 16 лет, а у школьников- на 12-14 и 16-17 лет, то в экспериментальных группах выявлен более интенсивный прирост значений показателя у легкоатлеток с пиком в 14-16 лет (проба Штанге), у легкоатлетов он отмечается в 12-13 и 16-17 лет. У мальчиков, занимающихся игровыми видами спорта прирост показателей пробы Штанге приходится на 12-13 лет, а у девочек - на 12 и 15 лет. У пробы Генче максимальный прирост значений показателя в контроле у школьниц происходит в 12-14 и 16 лет, а у школьников в 12-14 и 17 лет. У легкоатлеток пик максимального прироста показателя выявлен в 12-13 и 15-17 лет, а у спортигровиков – в период с 13 до 15 лет. У легкоатлетов прирост пробы Генче выявлен в 12-13 и 16 -17 лет, а у спортигровиков- только в 12-14 лет.

Изменения ЖЕЛ у школьников характеризовались максимальным ее увеличением в 12-11% и 14-15 лет- 17%. У школьниц он приходился на возраст 12-13 лет с пиком в 12 лет- 14,7 %. У легкоатлетов максимальный прирост значений отмечался в эти же сроки (12 лет-10,0%, 14 лет-27,3%), а у легкоатлеток он происходил в 12-13 лет с пиком в 13 лет- 20,0%.

Анализируя полученные результаты, следует отметить, что по физическому развитию школьники улучшили свои показатели в среднем на 19,7 ±4,0%, игровики (волейбол, баскетбол) – на 22,9±4,0%, легкоатлеты – на 33,2±6,4%; школьницы-на 10,3±2,2%, спортигровики – на 15,0±2,9%, легкоатлеты – на 25,5±5,2%. Таким образом, данные результаты исследования демонстрируют более выраженное положительное влияние учебно-тренировочных занятий легкой атлетикой на физическое развитие обучающихся 11-17 лет.

Текст статьи
  1. Виленская Т.И. Прогнозирование состояния здоровья детей, как основное направление деятельности восстановительной медицины // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 8. – С. 43.
  2. Мосина С.Ю., Люберцев В.Н. Система медико-педагогического мониторинга состояния здоровья учащихся // Валеологические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы. 2006. С. 6-7.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля