Ценностные ориентации современной молодежи в отношении семьи и брака

В статье рассматриваются особенности формирования ценностных ориентаций современной молодежи в отношении семьи и брака, выделяются особенности современного общественного развития, которые детерминируют формирование ценностных ориентаций.

Аннотация статьи
брак
молодежь
семья
культура
ценность
постмодерн
Ключевые слова

В настоящее время в России наблюдается определенный демографический кризис, который вызван демографической ямой переходного периода – 90х годов. Молодые люди, рожденные в этот период вырастают, вступают в брачно-семейные отношения, рожают детей, воспитывают их и т.д. Учитывая, что в тот период рождаемость в стране резко упала, то ждать подъема рождаемости в настоящее время не приходится: индивидуализированные установки дают о себе знать. Поэтому очень важно понять те ценностные ориентации, которые в настоящее время имеются у молодежи в отношении семьи и брака.

В рамках данной статьи под молодежью стоит понимать демографическую категорию в возрасте от 18 лет до 35 лет, возраст совершеннолетия обозначен с целью предупреждения юридических казусов о вступлении в брак лиц не достигших 18 лет. Под ценностными ориентациями следует понимать комплекс норм, идей и ценностей молодежи по определенному вопросу, в данном случае, в отношении семьи и брака [2].

Рано или поздно абсолютно любое общество сталкивается с вопросом формирования ценностей семьи и брака, особенно это актуально среди молодежи и молодого поколения. В моменты кризисов крайне важно оценить и дать прогнозы в отношении того, как будет меняться ценностная картина молодежи в отношении семьи и брака, в том числе и у студенческой молодежи, которые стоят на пороге выбора дальнейшего профессионального и жизненного пути. Ведь в чьи то планы входят дети и семья в срочном порядке, а в планы некоторых людей такие категории не входят совершенно – их право и позиция. Некоторый отрыв от основополагающих ценностей развития общества в современной России можно считать во – первых, дисфункцией института семьи, а во - вторых ценностной аномией общества.

Проблема разработана достаточно подробно: Дюркгейм, Маркс, Парсонс, Ананьев и другие видные отечественные и зарубежные ученые так или иначе касались вопроса ценностей и их формирования в обществе, поэтому в рамках данной статьи следует говорить о текущем состоянии Российского общества в том виде, в котором оно есть, стараясь максимально избегать иллюзий и подобных категорий.

Нельзя отрицать значимость семьи и брака в развитии и формировании общества в целом. Семья удовлетворяет базовые потребности как индивидов, так и общества в целом, более того, семья является единственным социальным институтом, который выполняет репродуктивную функцию – функцию воспроизводства населения [1]. Становится вопрос ребром: если отменяется репродуктивная функция семьи хотя бы на ценностном уровне, будут ли существовать другие социальные институты и общество в целом – ответ однозначно отрицательный. Более того, когда один социальный институт проявляет дисфункции в рамках своей компетенции, притом неважно, эта дисфункция одна или несколько, проявляют дисфункции и другие социальные институты, что негативно сказывается на общественной стабильности в целом.

Для понимания масштабов ситуации, автор статьи приведет достаточно наглядный пример: если детей будет в семьях рождаться все меньше, то чем будет заниматься институт образования в целом? Ну и другие институты напрямую связанные с социализацией подрастающего поколения. Более того, социальные институты, занимающиеся социализацией молодого поколения уже испытывают изрядные трудности в том плане, что институт семьи выполняет задачи первичного воспитания ребенка недостаточно эффективно, из-за чего ребенок не может включиться в социальные взаимодействия следующего уровня: детского сада и школы.

Молодежь под влиянием западных СМИ, массовой культуры в целом индивидуализируется до девиационной степени, считая свою свободу исключительной и единственно необходимой государству и обществу как ценность. Это приводит к формированию ценностей, соответствующих: эгоистичная жизнь только для себя и своего удовольствия: а так как дети – это ответственность, это нарушает процесс получения удовольствия от жизни, то в планы молодежи они входят все реже и реже. Да и сколько детей планирует молодая семья? – один в 60% случаев и в 30% случаев двоих детей, а многодетной станет лишь каждая десятая из молодых семей, а то и гораздо меньше. А чтобы восстановить демографическую стабильность необходимо, чтобы в каждом семье рождалось минимум по три ребенка, что противоречит индивидуализированным ценностям молодежи, да и отсутствие социально-экономической стабильности вносит свой вклад в данный процесс.

Также не совсем очевидно, что делать со сложившейся ситуацией в целом. Дело все в том, что индивидуализированные установки, которые как правило являются антисемейные и «фри чайлд» подогреваются СМИ, западными источниками, ведь так живет Европа и нам так следует жить. Стоит отметить, что европейский менталитет и европейская жизнь качественно отличается от Российской и брать эту жизнь за образец социальной успешности и социальной нормы ровно то же самое, что строить колос на глиняных ногах. В целом система ценностей современной молодежи настолько зыбкая, что и формирует такой идеологический и культурной вакуум, а попытки все это структурировать и систематизировать оканчиваются неудачей, поскольку это противоречит индивидуальным основам восприятия жизни индивида [4].

Ошибочно сложившуюся ситуацию в институте семьи раскрывать только с позиции ценностных ориентаций молодежи: на это влияют многие факторы, в том числе экономические, политические, социальные, культурные и другие факторы. Нельзя не отметить влияние культурного и социального капиталов на формирование ценностных установок современной молодежи. В целом, вопрос неоднозначный и достаточно сложный.

По статистике, 90% браков распадаются в первый год совместной жизни. Опять же распадаются браки из-за крайнего эгоизма молодых людей. К тому же сменилось положение дел в отношении выживания. Раньше была необходимость найти «своего» человека, чтобы выжить было гораздо проще, а сегодня выжить можно одному, для женщины существует муж на час, чтобы сделать все дела по дому, а для мужчины есть соответствующие доставки еды, клиннинг службы для упрощения жизнедеятельности людей. Притом стоит отметить, что технический прогресс и появление таких удобств – это не есть плохо и путь к концу истории, это новый этап в том числе и во взаимодействии людей, когда помощь становится нужной не столько физической, сколько материальной [3].

В итоге семья не становится первостепенной ценностью у молодого поколения, а основными ценностями выступают саморазвитие, образование, перманентное увеличение денежного дохода и жизнь в собственное удовольствие. Исчезает традиционная роль женщины как хранительницы очага, поскольку развитие и карьеру очень сложно совместить с домашним бытом, да и феминистические организации постарались сделать все возможное, чтобы такое совмещение было минимальным. Учитывая развитие сексуальной индустрии, скоро поводов противоположным полам вступать в отношения отпадет совсем и люди перейдут на строго одинокое существование, потому что так проще и удобнее. В любом случае вышеперечисленные факты являются значимым поводом для государства в формировании общей идеологии, новой системы воспитания молодежи, чтобы максимально комфортно происходил переход в грядущее постиндустриальное общество.

Текст статьи
  1. Башманова Е.Л. Социальная готовность регионального студенчества к семье, браку и родительству в призме трансформации ценностей современной молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-gotovnost-regionalnogo-studenchestva-k-semie-braku-i-roditelstvu-v-prizme-transformatsii-tsennostey-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 14.04.2022).
  2. Вержибок Г.В. Семейные ценности студенческой молодежи как матрица построения будущего // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-tsennosti-studencheskoy-molodezhi-kak-matritsa-postroeniya-buduschego (дата обращения: 14.04.2022).
  3. Доброхлеб В.Г., Зверева Н.В. Потенциал современных поколений России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. №2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-sovremennyh-pokoleniy-rossii (дата обращения: 14.04.2022).
  4. Филимонова Е.В., Костинекова Ю.Н. Семья и брак в системе ценностных ориентаций современной молодежи // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-brak-v-sisteme-tsennostnyh-orientatsiy-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 14.04.2022).
Список литературы