Главная
Конференции
Приоритетные направления социально-гуманитарных и экономических исследований в XXI веке
Методическое сопровождение развития творческих способностей воспитанников в усло...

Методическое сопровождение развития творческих способностей воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

терренкур-технология
направления
деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются современные организации терренкур-технологий, как взаимодействие ребенка с природой ближайшего окружения.

Текст статьи

Важным местом в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, отводится создание экологической тропинки и организация терренкур-технологий на ней работы с детьми. Наш детский сад находится в одном из живописных уголков города: в зоне урочища Горняшки, рядом с лесом, в непосредственной близости к природе. Такое соседство особенно помогает формировать у дошкольников способность видеть красоту окружающей природы, обогащать их знания о мире природы, знакомить с закономерностями явлений, изучать флору и фауну экосистем, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Воспитатели используют экологическую тропинку для наглядного знакомства дошкольников с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучают живые объекты в их естественном природном окружении. Дети получают навыки простейших экологических исследований, определяют на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решают их.

Основные направления деятельности с детьми в ходе реализации терренкур-технологии:

  1. Удовлетворение возрастных познавательных интересов детей, интеллектуальное развитие.
  2. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование потребности и навыков ведения здорового образа жизни.
  3. Формирование социального опыта, коммуникативных и других значимых личностных качеств, обеспечивающих высокий уровень вовлеченности в систему общественных отношений.
  4. Развитие связной речи, создание предпосылок для успешного овладения грамотой.
  5. Художественное развитие детей, их способность к эстетическому восприятию мира. 
  6. Экологическое воспитание.

Для старших дошкольников экологическая тропинка начинается с прокладывания маршрута, прохождения его и рассматривания всех объектов тропинки. Дети рассматривают карту-схему и находят по условным значкам видовые точки. В гости к детям приходит хозяин тропинки – Лесовичок, он знакомится с каждым ребенком, приглашает к себе в гости. Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма с заданиями, участвует в театрализованных занятиях и праздниках, экологических природоохранительных акциях и проектах.

У начала тропы воспитатели вывесили ее план, выполненный на фанере. К выбору объектов тропы привлекали и детей, выслушивали их предложения, тем самым давали возможность детям почувствовать свою причастность к организации тропы, теперь они считают ее своей и проявляют большой интерес к наблюдениям. На тропинке также размещены природоохранительные знаки, которые воспитатели вместе с детьми составляли на занятиях.

Начинается работа на экологической тропе с уголка леса в начале сентября, когда еще не очень заметны признаки осени. Дети знакомятся с деревьями: липой, дубом, березой, рябиной, тополем, яблоней, грушей, сосной, елью; кустарниками: сиренью, черемухой, орешником, черноплодной рябиной, иргой, смородиной. Знакомятся дети не сразу со всеми объектами, а только с одним или несколькими, играют в развивающие, подвижные игры, слушают стихи и небольшие рассказы о наблюдаемом объекте, возвращаются к видовым точкам несколько раз в год - в разные сезоны. Дети готовят для деревьев и кустарников подарки, составляют о них сказки и рассказы, проводят разнообразные опыты из серии «Растения - живые существа».

Участок нашего сада достаточно большой, поэтому мы воссоздали на нем фрагменты естественных растительных сообществ, они знакомят детей с представителями местной флоры и фауны и экосистемами луга, поля, леса. Для усвоения детьми экологических знаний воспитатели проводят наблюдения разных видов: распознающие, с использованием раздаточного материала и длительные. Для активизации познавательной деятельности использую вопросы-задания, сравнения, загадки. Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые воспитатели играют с детьми в свободное от занятий время («Мы - растения», «Чей листочек» и др.). Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами и явлениями природы («Зачем птицам гнезда?» «Кто останется голодным, если пропадут все деревья?»). Со старшими дошкольниками проводим экологические беседы природоохранительной тематики («От чего плачут деревья», «Какую тайну мы знаем», «О чем мечтает поляна»), широко используем опыты, моделирование. Все дети включаются в активную практическую деятельность на экологической тропинке. Они заготавливают лекарственные растения для фитобара, вместе с родителями изготавливают кормушки, спиливают засохшие или обломанные ветки деревьев, кормят пернатых в птичьей столовой, спасают насекомых, попавших в водоем, поливают огород, пересаживают цветы, собирают урожай фруктов и овощей, создают цветочные композиции и поделки из природного материала.

В каждой возрастной группе содержание наблюдений на экологической тропинке обогащается и углубляется. Если в 5 лет основная задача - научить детей задавать вопросы, выражать свои чувства, то в 6-7 лет воспитатели учат детей анализировать поставленные задачи, критически оценивать качество знаний и умений, давать нравственную оценку деятельности, принимать решения в ситуации морального выбора.

Добиться этого не просто, но достижение хороших результатов возможно благодаря умелому сочетанию различных методов обучения, предъявлению группе детей материала разной степени сложности, осуществлению индивидуального подхода.

Работа на экологической тропинке идет в неразрывной связи с краеведением, воспитанием любви к природе родного края. Детям даются сведения о географическом расположении, природном ландшафте, климатических условиях. Они узнают о полезных ископаемых Белгородчины и их использовании. У дошкольников воспитывается рациональное отношение к природным богатствам, разумное, бережное - к родной земле. Дети учатся охранять почвы, водоемы, растительный и животный мир, участвуют в природоохранительных акциях («Сохраним первоцветы», «Не рубите елки», «Защитим муравейники»).

Взрослые создали различные проблемные ситуации, решая которые, дети должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольного учреждения, так и со стороны семьи. Педагоги проводят специальные беседы и лекции для родителей, на которых рассказывают о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития. На семинарах – практикумах показывают приёмы и игры, которые можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендуется специальная литература по этой проблеме.

Мы считаем, что приведенные выше формы работы с детьми способствуют более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

Список литературы

  1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М; 1998.
  2. Дополнительное образование, № 10, 2001. №11, 2001.
  3. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва-Воронеж. 1997.
  4. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М., 1999 г.
  5. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.
  6. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М., 1996.
  7. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. - М; 1996.

Поделиться

991

Макушева Н. В. Методическое сопровождение развития творческих способностей воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации // Приоритетные направления социально-гуманитарных и экономических исследований в XXI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 апреля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 80-83. URL: https://apni.ru/article/3962-metodicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-tvorch

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа