Пандемия изменила жизнь каждого человека и всего общества в целом. Переход на полное дистанционное обучение, введение масочного режима, другие карантинные меры капитально изменили общество и общественные отношения. Буквально пять лет назад невозможно было представить, что социальные интеракции могут происходить в дистанционном формате, притом достаточно продуктивно. Многие сотрудники были относительно успешно переведены на дистанционное сотрудничество и проблем не возникало.
Под социальной напряженностью следует понимать особенное состояние жизни, в том числе и общественной, при которой активно развиваются социальные противоречия во взаимоотношениях, интересах и действиях индивидов. Социальная напряженность в малой группе может и не выйти за рамки этой группы, но условия пандемии дали всеобщее создание социальной напряженности во всех сферах и средах общества. В итоге, пандемию следует рассматривать как фактор, генерирующий социальную напряженность в настоящее время по ряду причин: это и разобщение общества на «Ваксеров» и «антиваксеров», это и разделение на «масочников» и «антимасочников» и так далее. Изменение социальных взаимоотношений из-за дистанта, закрытие многих предприятий, огромное количество семейных конфликтов из-за локдауна – все это поставило общество под угрозу социального взрыва. В рамках данной статьи спор вышеперечисленных социальных групп решаться не будет, дана только описательная характеристика процесса [2].
Со значительными проблемами столкнулись студенты и студенческая молодежь в целом, при переходе на дистанционное обучение и в период массового локдауна. Система высшего образования в России оказалась неготовой к такому повороту событий. Дело все в том, что дистанционные платформы взаимодействия не были рассчитаны на такое количество одновременно работающих в системе пользователей, в следствии чего, платформы попросту давали сбой и отказывались работать – конечно, на смену пришли другие платформы онлайн взаимодействий, которые работали гораздо стабильнее, но на поиск платформ, их освоение и так далее, требуется время и силы, что усиливает социальную напряженность в целом. Ситуация усложнялась еще тем, что возрастные преподаватели в принципе не могли приспособиться к новым реалиям, многие пары пропадали по техническим причинам, или технической некомпетентности преподавателя, студенты посещали занятия лишь формально, например, зайдут в zoom отметятся и дальше занимаются своими делами, отключив звук лекций и занятий. Выходила форменная профанация образования. Более того, начались проблемы с дистанционной аттестацией и многие дипломники сталкивались со значительными сложностями при защите, а сдать сессию было также достаточно сложно.
Еще можно представить дистанционное обучение среди юристов, экономистов, филологов, но дистанционное обучение врачей ставит под угрозу всю систему жизнеобеспечения нашего общества: невозможно сделать качественный срез знаний тестами или при дистанционной форме в целом. Посему обучение врачей в дистанционном формате вовсе вызывает ряд неоднозначных вопросов.
Резюмируя вышесказанное, первым значимым фактором социальной напряженности в студенческой среде в период пандемии выступила неготовность системы высшего образования к реалиям дистанционного обучения [1]. Обострялись и межличностные конфликты типа: студент-студент, преподаватель-студент, поскольку из-за моральной перегрузки многие попросту не выдерживали каких-то дополнительных вопросов и реагировали крайне негативно. С другой стороны, общение между преподавателями и студентами вышло на другой уровень: был взаимный педагогический процесс, преподаватели обучали дисциплинам, а студенты преподавателей работе в дистанционных системах, помогали им решать возникающие проблемы в процессе проведения занятий.
Следующим фактором роста социальной напряженности в студенческой среде выступила увеличивающаяся учебная нагрузка, притом колоссально увеличивающаяся. Как среди студентов, так и среди преподавателей. Дело все в том, что очные взаимодействия в университете отличаются от монотонной работы за компьютером, а когда все пары в онлайн, все задания в онлайн и даже общение в формате онлайн это морально крайне тяжело для каждого индивидуума.
Свою лепту в усиление социальной напряженности вносили и СМИ: регулярные вбросы фейков подрывали социальные устоит общества, социальная напряженность перманентно росла, что негативно отражалось на когнитивных способностях преподавателей и студентов, основных субъектах образовательного процесса. Опасность еще заключается в том, что из-за эмоциональной усталости значительно снижается новизна и качество студенческих работ – основа образовательного процесса.
На индивидуальном уровне среди студентов происходили следующие процессы. Студенты в любом случае рассматривают высшее образование как социальный лифт, путь в будущее, но коронавирус в целом поставил под вопрос существование будущего в стране и мире. Социальная мобильность фактически была заморожена, что явным образом демотивировало студентов получать образование, новые знания, поскольку реального горизонта социального роста не наблюдалось. Учитывая ежедневно поступающую противоречивую информацию говорить о чем-то даже не день вперед не представлялось возможным [3].
Свою лепту в рост социальной напряженности внесло дистанционное общение по переписке. Дело все в том, что в сети невозможно передать все эмоции нужным образом и сообщить все в нужном формате, отсюда возникали определенные недоговорки и недопонимания, что приводило к острым конфликтам как в рамках студенческой группы, так и студентов с преподавателями. Низкая конфликтологическая компетентность студентов и их индивидуализированные установки также сыграли свою роль в этом процессе.
Ежедневно в процессе социальных интеракций формировалось значительное неудовлетворение базовых потребностей, что вело к формированию фрустрированных потребностей, тех потребностей, которые невозможно удовлетворить в данном конкретном случае. В итоге внутриличностный конфликт становился межличностным, появлялись все новые конфликтогены, что поставило под угрозу существование всей социальной системы в целом.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что социальная напряженность предопределяется именно эмоциональной стороной жизнедеятельности людей: несмотря на все трудности пандемии базовые потребности индивида выполнялись в полном объеме, а напряженность в обществе росла. В итоге негатив, исходящий от каждого индивида в отдельности, привели к огромной волне социальной напряженности и протестных настроений в образовательной среде, как среди студентов, так и среди преподавателей.
Таким образом, социальная напряженность в период пандемии достигала своего пика, вплоть до социального взрыва, но вовремя снятые ограничения коронавируса помогли предотвратить социальный взрыв, что стабилизировало обстановку.